Цели урока:
- Поговорить о дружбе.
- Учить детей ценить друзей и дружбу.
- Развивать стремление к дружбе.
- Воспитывать бережное отношение к близким и окружающим людям.
Задачи урока:
- Перечислить важные для дружбы качества.
- Описать проявления дружбы.
- Показать связь дружбы и социального здоровья.
Материалы для урока: Доска, мел, рабочая тетрадь для учащихся 4 класса «Полезные привычки» - учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. («Полезные привычки» разработаны в рамках трёхлетнего проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма» Международной некоммерческой организации Project HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения. Рекомендовано Управлением специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.), кружки из бумаги красного, зеленого и желтого цвета для игры «Светофор».
Ход урока:
1. Организационный момент.
Физминутка в начале урока.
2. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа по повторению изученного материала на прошлом уроке:
- Что такое привычка?
(Привычка – это то, что ты делаешь постоянно.)
- Какие бывают привычки? Приведите примеры.
(Существуют разные привычки: вредные, полезные.)
- Как надо вести себя в общении со сверстниками?
(Надо вести себя так, чтобы не приобретать вредных привычек.)
- Можно ли избавиться от вредной привычки?
2. Проверка домашнего задания по составлению плана избавления от вредной привычки.
3. Формирование новых знаний.
1. Выполните математические действия и прочитайте слово:
ДОМ + РУ + ГОЛ + Ж - ОМ + БА – ГОЛ = (ДРУЖБА)
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Формулирование обучающимися темы урока. Обобщение детских предположений темы урока учителем. Сообщение о том, что урок посвящён близким отношениям людей – дружбе.
2. Постановка проблемы:
- Что такое дружба?
- Кто такой друг?
(Выслушиваются предположения детей.)
3. Проверьте свои высказывания по рабочей тетради «Полезные привычки» на с. 12 в словаре.
Словарь: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несёт ответственность за другого.
4. Выполните задание 11 на с. 12.
- Прочитайте список слов, которые входят в понятие о дружбе, выберите три наиболее важные для вас из перечисленных и подчеркните их: общие интересы, споры, доверие, помощь, любовь, обожание, конфликты, понимание, защита.
- Подберите как можно больше существительных, подходящих по смыслу к прилагательным:
Дружный…….(класс, отряд, хор)
Дружная……..(семья, команда)
Дружные…….(соседи, девочки и мальчики, братья и сёстры)
5. Работа в группах по 4 человека:
- Обсудите:
- Что отличает дружных людей, что присуще их отношениям?
- Что несвойственно дружеским отношениям?
Каждая группа отвечает только на один вопрос.
Доска делится на две части. На первой половине доски записываются отношения, характерные для дружбы (доверие, искренность, взаимопонимание и др.). На второй – то, что не характерно для дружбы (зависть, драки, насмешки и др.).
6. Беседа:
- Почему отношения из второй колонки несовместимы с дружбой?
- Почему отношения из первой колонки укрепляют дружбу?
- Между кем отношения более дружеские: знакомыми, приятелями, друзьями? В чем разница отношений этих людей?
- Почему люди дружат? Почему ценят дружбу?
Обобщение: Чем лучше люди знают друг друга, тем больше вероятность дружеских отношений. Люди, чтобы быть здоровыми, обязательно должны дружить. С другом можно поделиться, друг поймет и поможет.
7. Объясните смысл поговорки: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты».
Поговорка написана на волнистой траектории, которая начерчена цветным мелом на классной доске. При использовании волнистой траектории проводится «скрытая» гимнастики для глаз по методике В.Ф.Базарного. Дети «пробегают» глазами по волнистой траектории сверху вниз и обратно вверх 6 раз. Далее учащиеся читают поговорку и объясняют её смысл.
8. Самостоятельно запишите в рабочей тетради на с. 12 известные пословицы о дружбе и друзьях.
9. Проверка самостоятельной работы.
4. Формирование практических навыков.
1. Игра «Светофор».
Перечисляются разные качества. Когда называется качество, способствующее дружбе, то учащиеся поднимают вверх круг зеленого цвета, когда мешающие дружбе – красного цвета, когда нейтральное – желтого цвета.
Качества: добрый, злой, отзывчивый, черствый, опрятный, неряшливый, умный, глупый, весёлый, грустный, честный, лживый, искренний, неискренний, смелый, робкий, послушный, непослушный, враждебный, угрюмый, разговорчивый, молчаливый, румяный, бледный, спокойный, беспокойный, усидчивый, непоседливый, высокий, низкий, добросовестный, безответственный, терпимый, нетерпимый, осторожный, безрассудный, раздражительный, ласковый, доверчивый, заботливый, щедрый, стеснительный, упрямый, общительный, аккуратный, любознательный, спортивный, трудолюбивый, свирепый, целеустремленный, серьёзный, храбрый, порядочный, смышлёный, сообразительный и т.д.
2. Выполните задание на листе бумаги с нарисованными на нём четырьмя концентрическими кругами:
- В центре необходимо написать одно слово «Я».
- Перечислить близких друзей в прилежащем к кругу кольце.
- Второе кольцо заполнить хорошо знакомыми людьми.
- Во внешнем кольце записать людей, которых хорошо знаете.
В результате ученики думают над тем, что у них получилось, и отвечают на вопросы:
- Кого больше всего любите? (Родителей, братьев, сестёр, …)
- К кому очень хорошо относитесь? (К друзьям, одноклассникам, …)
- Кого просто знаете? (Соседей, …)
На обратной стороне этого же листа бумаги поставьте точку и обозначьте её «Я». Затем расположите имена людей, с которыми дружите, соединяя каждый раз имя человека с точкой, обозначенной «Я» отрезком прямой. (Длина отрезка будет тем больше, чем дальше от ученика находится данный человек.)
В результате ученики думают над тем, что у них получилось, отвечают на вопросы:
- Что нового о самом себе ты узнал/а во время выполнения этого задания?
- Хотел/а бы ты иметь больше друзей?
Обобщение: Здоровье – это не только отсутствие болезней в организме, но также социальное и эмоциональное благополучие человека. Умение дружить играет для здоровья важную роль.
3. Составьте синквейн по теме урока, работая в парах.
(Выслушиваются ответы детей)
Синквейн.
- Дружба.
- Настоящая, лживая.
- Создается, укрепляется, разрушается.
- Дружба зависит от наших качеств и качеств наших друзей.
- Товарищество, приятельство.
Физминутка в конце урока.
5. Итог урока.
- Чему научил вас наш урок?
Вывод: Дружбу можно создавать, укреплять, разрушить. Дружба зависит от наших качеств и качеств наших друзей.
6. Домашнее задание:
Подумать, какие качества следует развивать в себе, чтобы дружить.