Оборудование: кроссворд, презентация, мультимедийный проектор, персональный компьютер, тесты (3 уровня), практическая работа (3 уровня), учебник Н. Д. Угринович «Информатика. Базовый курс. 8 класс».
Цели:
- Создать условия для овладения учащимися основных понятий форматирования текстового документа.
- Научить технологии форматирования текстового документа.
- Освоение навыков работы с фрагментами текста.
Новые понятия:
- форматирование;
- параметры шрифта: гарнитура, вид начертания, кегль, цвет;
- параметры абзаца: положение на странице, интерлиньяж.
Задачи учителя:
- рассмотреть понятие “форматирование”;
- научить технологии форматирования абзацев, символов;
- отработать на практике основные приемы форматирования символов и абзацев;
Ход урока
1. Организационный этап
Добрый день! Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Я хочу, чтобы ваше настроение сохранилось до конца урока. Все готовы? Начнем.
2. Этап проверки выполнения дом. задания
Демонстрируется слайд 1 (приложение 1)
Учащиеся отгадывают кроссворд (задания раздаются на карточках – приложение 2).
- Некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое.
- «Лицо» компьютера.
- Этап подготовки документа на компьютере, при котором исправляются ошибки и вносятся необходимые изменения.
- Любой текст, созданный с помощью текстового процессора.
- Устройство ввода буквенной и числовой информации.
- Одна из наиболее распространенных форм представления информации.
- Одна из возможных форм курсора.
- Место активного воздействия исполнителя на рабочее поле.
- Более мощная, чем текстовый редактор, программа обработки текстов.
- Элемент предложения, состоящий из символов.
- Часть текста, представляющая собой законченный по смыслу фрагмент.
- На основе этого создается новый документ.
- Минимальный объект, используемый в текстовом редакторе.
- Последний этап подготовки документа на компьютере.
Учащиеся меняются листочками и проверяют выполнение
кроссворда.
(ответы на кроссворд - демонстрируется слайд 2, приложение 3)
3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- Скажите, пожалуйста, встречали ли вы это слово?
- От каких однокоренных слов произошло это слово? (формат, форма)
- Дайте определение слову «форматирование». (Форматирование – придание объекту формы)
- Сформулируйте тему урока. (Форматирование объектов)
- Что является объектом текста? (символы)
- Еще одним элементом текста является абзац.
- А теперь точнее сформулируйте тему рока. (Форматирование символов и абзацев)
(ученики формулируют тему урока и записывают её в тетрадь) – слайд3
4. Этап изучения нового материала
- Ребята, давайте вспомним этапы работы с текстовым документом.
(Ввод текста, редактирование, форматирование, печать)
- С первыми двумя этапами мы уже знакомы, а сегодня займемся форматированием нашего документа.
Слайд 4
Форматирование — это оформление текста
Команды форматирования позволяют точно определять, как будет выглядеть текст на экране монитора или на бумаге после печати на принтере.
Далее учитель просит учащихся открыть учебник на любой странице.
- Что вы видите? (буквы)
- Одинаковые ли они? (нет, одни – маленькие, другие – большие, жирные)
Слайд 5
Шрифт – это полный набор символов определенного начертания.
Существует два основных разновидностей шрифтов: шрифты с засечками и рубленые шрифты.
Шрифты с засечками имеют на концах черточки.
В рубленых шрифтах черточек нет.
Обычно шрифты с засечками применяют для оформления основного текста документа, а рубленые - в заголовках.
Слайд 6
Можно изменить:
шрифт, размер шрифта, начертание шрифта, межсимвольный интервал, применить к символам эффекты
Слайд 7
Единицей измерения шрифта является пункт (1 пт = 0,367 мм)(кегль – размер шрифта в пунктах). Размеры шрифтов можно изменять в больших пределах. Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное, полужирное курсивное.
Слайд 8
Учитель обращает внимание учащихся на ситуацию, когда в открывшемся списке нет нужного размера шрифта.
Размер вводится вручную, фиксируется нажатием Enter.
Слайд 9
Изменение шрифта
Слайды 10, 11
Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное,
подчеркнутое.
Слайды 12 – 16
Можно также установить дополнительные параметры форматирования символов: подчеркивание символов различными типами линий, изменение вида символов, изменение расстояний между символами.
Формат→Шрифт
В диалоговом окне Шрифт имеются три вкладки: Шрифт, Интервал и Анимация.
Слайд 17
Учитель рассказывает о полезных комбинациях клавиш.
Слайд 18
- Что собой представляет абзац с литературной точки зрения?
- Что представляет собой абзац в информатике?
Абзац с литературной точки зрения – это часть текста, представляющая собой законченный по смыслу фрагмент произведения, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли.
В компьютерных документах абзацем считается любой текст, заканчивающийся управляющим символом конца абзаца. Ввод конца абзаца обеспечивается нажатием клавиши [ВВОД]([ENTER]).
Слайды 19, 20
Учитель рассказывает о том, какие изменения можно сделать с абзацем, считая его одни объектом.
Абзац может быть расположен по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине листа.
(учащиеся пробуют расположить абзац по центру, по ширине листа)
Слайд 21
Данный слайд посвящен тому, как правильно сделать в тексте отступ или выступ, установить поля документа, используя линейку.
Линейка, расположенная в верхней части страницы, делится на две области: белая - соответствует области текста документа, серая - обозначает поля страницы.
Четыре маркера отступов позволяют задавать отступы для абзаца. Для установки отступа достаточно перетащить соответствующий маркер в нужное место. Для лучшего понимания действия маркеров поперетаскивайте их и посмотрите, что из этого получается.
Слайд 22 - 25
Демонстрируя данные слайды, учитель рассказывает о том, что основные параметры форматирования абзацев устанавливаются с помощью диалогового окна Абзац, которое вызывается командой Формат→Абзац.
Слайд 26
Интерлиньяж – взаимное расположение строк в абзаце.
Слайд 27
Физкультминутка
Проводится под запись на ПК. (приложение 4, приложение 5 (звук))
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Учащиеся выполняют практические задания на ПК.(в это время демонстрируется пустой слайд 28)
Уровень 1 (приложение 6)
Уровень 2 (приложение 7)
Уровень 3 (приложение 8)
Подведение итогов выполнения практической работы.
6. Этап закрепления новых знаний.
Выполнение тестовых заданий (3 уровня) с последующей проверкой.
Каждый уровень задания напечатан на цветном листе:
1 уровень (приложение 9) – зеленый лист, 2 уровень (приложение 10) – желтый лист, 3 уровень (приложение 11) – красный лист.
Проверяются тестовые задания с использованием ПК - слайд 29 (на слайде цвета соответствуют уровням заданий)
7. Этап информации о дом. задании - § 3.5.1, §3.5.2
2 учащимся учитель дает вырезки из газет. Определить: Шрифт, Размер шрифта, Стиль оформления шрифта, Способ выравнивания.
2 учащимся найти вырезки из газет о профессиях родителей и сделать анализ текста (шрифт, размер шрифта, стиль оформления, способ выравнивания)
Остальным: найти по 2 вырезки из газет и сделать анализ текста (шрифт, размер шрифта, стиль оформления, способ выравнивания)
8. Итоги занятия
- Что вы сегодня узнали нового?
- Чему научились?
9. Этап рефлексии
«Горка» (приложение 12)