Цели:
- Решая географические задачи, учить сравнивать объекты по плану, устанавливать причинно – следственные связи.
- При чтении географических карт вырабатывать географическую зоркость, логику мышления, видеть реальные задачи географии.
- Показать значение гидросферы для жизни людей и природы планеты, познакомить с проблемами использования человеком гидросферы.
- Воспитывать чувство любви к природе, к осознанию роли культуры человека, необходимость изучения законов природы.
Оборудование урока:
- Настенные карты мира и России.
- Настенная контурная карта мира.
- Магнитная доска с карточками (профессии географов)
- Географические атласы 6-го класса у каждого ученика.
- Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова “Начальный курс географии”
- Презентация “Чудеса гидросферы планеты”
- Видеофильм “Водопады и фьорды Норвегии”
- Маршрутный лист – у каждого учащегося.
Раздаточный материал для групп: а) узнай объект, б) пословицы.
Ход урока
Подготовка учащихся к уроку идет на фоне демонстрации фрагмента видеофильма “Водопады и фьорды Норвегии”
Вступление учителя: Сегодня у нас заключительный урок по теме гидросфера. Какие вопросы вы считаете необходимо обсудить на уроке?
Ученики: повторить части гидросферы, характеризовать объекты, читая географическую карту, показать роль гидросферы на планете, определить проблемы человечества при взаимоотношении с водной оболочкой планеты
(Цели урока открываются на слайде)
Учитель: на первом уроке по гидросфере мы убедились, что с точки зрения многих наук вода – самое удивительное вещество на планете. Ученые составили перечень водных чудес света (1 ученик – рассказывает, 1 ученик – показывает объект на карте мира).
Водные чудеса планеты (демонстрация презентации)
- Оказывается, в западной части Тихого океана, в 480 км к западу от США есть глубоководные горячие источники – “ черные курильщики”, температуры вод составляет 404 градуса по Цельсию. Эта вода не превращается в пар, т. к. источник находится на большой глубине в условиях высокого давления.
- К водным чудесам относятся Галапагосские острова, где обитают самые большие на Земле черепахи.
- Самые протяженные коралловые острова – Большой Барьерный риф к северо – востоку от Австралии.
- Красное море – одно из самых теплых ( до + 32 градусов) и соленых ( до 42 промилле) морей в мире.
- Озеро Байкал имеет самую чистую и прозрачную воду на Земле.
Учитель: в Ленинградской области тоже есть водные объекты, которые можно причислить к водным чудесам. Назовите их.
Река Нева. Удивительна тем, что короткая (74 км), но полноводная, не мелеет летом – подарок природы для судоходства. Главная река нашего города. Со всех концов света едут смотреть, как разводятся мосты Невы.
Учитель: как архитектура нашего города отражает роль рек?
Ученики: у подножий Ростральных колонн могучие скульптуры из пудосткого камня – аллегории русских рек: Волги, Невы, Днепра, Волхова.
Учитель: река Лава – единственная в Лен. области, образующая каньон (мы с вами имели радость видеть это чудо природы). Но много еще предстоит нам узнать. На юго – востоке Лен. области есть исчезающая река Рагуша. В верхнем течении – совсем обычная река, а далее путь идет по сухому руслу, через 2 км река родниками, почти фонтанами снова выходит на поверхность.
Какие чувства вы испытали сейчас, узнавая новое о водных объектах. (Радость, удивление, восхищение, гордость, удовольствие…)
Уже давно известно, чтобы стать счастливым человеком, нужно многое уметь, в том числе – уметь смотреть и видеть красоту природы. Ваша точка зрения: только ли видеть?
Ученики: нужно не только видеть, но и беречь красоту.
Учитель: верно, вопросы охраны природы начинаются с любви человека к природе. Обращение к эпиграфу урока: “Вода – краса всей природы”. (С.Т. Аксаков).
Маршрут нашего урока проложили ученые – географы. На уроке вы проведете самооценку знаний, заполняя маршрутный лист.
Работа со схемой учебника стр. 104. Назовите состав гидросферы.
Учитель: какой процесс лежит в основе существования гидросферы. (Мировой круговорот воды в природе).
Учитель: не пересказывая сути круговорота воды в природе, назовите его значение (единство вод, взаимосвязь оболочек, перенос тепла, круговорот веществ в природе).
Первый маршрут. Воды океанов, морей.
Учитель: докажите, что это главная часть гидросферы (3/4планеты по площади занимают океаны). Кто изучает воды океанов? (Океанологи). Прикрепляется карточка к магнитной доске.
- Работа в парах. Игра “ Третий лишний”
Балтийское, Охотское, Японское.
План сравнения – на листах раздаточного материала. 1 вар. отвечает второму первые два пункта. 2 вар. отвечает первому 3 и 4 пункты.
- Работа с атласами, устная – 3 мин.
- Проверка работы.
1 ученик: По геогр. положению: по отношению к экватору – все моря – в сев. полушарии: по отношению к 0 меридиану: все - в вост. полушарии;
2 ученик: принадлежность моря к океану: Балтийское море – часть Атлант. океана, остальные – моря Тихого океана.
3 ученик: По положению: Балт. море – внутреннее, остальные – окраинные.
4 ученик: По глубине: Балт. море – шельфовое, остальные – глубоководные.
- Самооценка первого вопроса.
Дополнительные вопросы учителя:
- Какое море (из названных) самое теплое? Ответ обосновать.
- Какое море самое слабосоленое. Ответ поясните.
Учитель: поскольку мы с вами жители балтийского побережья, судьба Балтики нам не безразлична. Назовите ветвь географии, занимающуюся вопросами охраны природы (экология, экологи)
- Пользуясь политической картой атласа, определите, почему экологи тревожатся за чистоту Балтики (побережье принадлежит многим государствам, необходимо международное сотрудничество для охраны вод).
Учитель: почти 30 лет назад государства Балтийского региона впервые в мире заключили международное соглашение по охране моря. Балтийское море – внутреннее, затруднена связь с океаном, воды медленно меняются на более чистые океанические воды.
- Кто в государствах должен владеть информацией океанологов, экологов? (Политики; те, кто принимает законы)
- В 2005 году вошли в действие – юго – западные очистные сооружения в Петербурге, скандинавские страны в строительство этого объекта тоже вкладывали деньги. Россия сегодня – богатая страна. Объясните участие стран с географической точки зрения (воды морей едины)
- Экологи работают совместно с географами, изучающими реки, озера. Назовите эту ветвь географии (гидрография – гидрологи).
- Теоретические географические исследования всегда находят отражение на географической карте. Назовите профессию географов. (картография – картографы).
Домашнее задание.
Каждый из вас при изучении темы выступал в роли картографа при заполнении контурных карт. Подготовить к сдаче контурные карты, проверить полноту их заполнения.
Второй маршрут путешествия. Решение географических задач - 13 мин.
Работа в группе по 4 человека: 3 мин. – обсуждение задачи.10 мин. – отчет групп. Группа выделяет 1 картографа, показывающего объект во время отчета группы на настенной карте и контурной карте.
1 задача.
- Водный поток, текущий в выработанном углублении, русле.
- Притоки главной реки расположены в северном и южном полушариях.
- Это самая многоводная река планеты.
2 задача
- Замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении
- Размещается в грабене.
- Наибольшая глубина – 1637м. Содержит 1/10 часть чистейших пресных вод Земли, относится к сточным озерам.
3 задача.
- Падение реки с уступа, образовавшегося в ее русле.
- По этой реке идет сток воды из системы озер в Атлантический океан.
- Вода постоянно подтачивает ступень, она отодвигается ежегодно на 1 метр. Среди других объектов – не самый высокий, но самый мощный; принадлежит двум государствам: США и Канаде.
4 задача
- Участки материков, полуостровов, островов, глубоко вдающиеся в океан с трех сторон окружены водой.
- Эта территория – часть Евразии, вдающаяся в Индийский океан.
- Самая крупная территория юго – западной Евразии, расположена на стыке Африки и Евразии.
5 задача.
- Часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями.
- Это внутреннее море Атлантического океана, омывающее границы России.
- На побережье этого моря расположен крупнейший порт страны, город заложен в 1703 году по велению Петра 1.
Заполнение маршрутного листа.
Учитель: человек издавна общался с каждой частью гидросферы, старался выяснить законы жизни природы. Ученые, изучающие быт, жизнь народов – этнографы. Знание природы ярко отразилось в пословицах и поговорках. Вам предлагается в народном творчестве найти географический смысл, объяснить географическую суть пословицы.
Маршрут третий. Работа с пословицами.
Задание выполняется по группам: 4 чел. Первый человек в группе переходит в другую группу. Время: 7 мин.: 1 мин – обсуждение, 6 мин. – отчет групп.
- 1 группа. Река, хоть и бурная, течет в берегах, люди, хоть их и много, живут по законам (монгольская)
- 2 группа. Глубокая река течет без шума (башкирская)
- 3 группа. Вода чиста у истока (чечено–ингушская)
- 4 группа. Один берег реки размывается, другой – намывается (индийская)
- 5 группа. И быстрой, и большой реке слава – до моря (русская)
- 6 группа. У бедняка две беды: ни воды нет, ни дров (туркменская).
Проверка домашнего задания. Награждение гидросферы. Вручение медали.
Гидросфера награждается за следующие заслуги:
- Обеспечивает жизнь на нашей планете.
- Гидросфера – украшение планеты. Аксаков С.Т.: “ Вода – краса всей природы”
- От чистоты вод гидросферы зависит здоровье человека.
- Воспитывают в человеке стойкость, мужество, взаимопомощь.
- Воды гидросферы – это природные транспортные пути.
- Сосредоточение биоресурсов, полезных ископаемых на дне и шельфе океана. Вода – самый ценный минерал на Земле.
- Аккумулятор энергии.
- Воды гидросферы можно назвать матерью урожая. Народная пословица гласит: “ Была бы водица, а зелень народится”.
- Главный очиститель планеты.
- Берега рек, озер, морей – любимые места отдыха человека.
- Человек издавна селился на берегах рек, озер.
- Гидросфера обеспечивает связь оболочек планеты.
- Гидросфера осуществляет круговорот веществ в природе.
Проблемы гидросферы. (Оборотная сторона медали). Отчет второй группы по домашнему заданию
- Из 100% объема гидросферы человек может рассчитывать менее чем на 1 % пресных вод.
- Уже сейчас многие районы планеты испытывают дефицит пресной воды.
- На планете остро стоит проблема охраны вод: есть больные моря, реки, озера.
- Гидросфера – это и опасные явления в природе: наводнения, цунами.
- Человек обязан беречь, охранять, экономить воды гидросферы.
Вывод урока (делают ученики). Мы еще недостаточно полно изучили воды гидросферы.
Учитель: изучение темы продолжится в других курсах географии.
Подведение итогов урока. Работа с маршрутным листом.
Маршрутный лист Путешествие по гидросфере.
Ученика/цы 6 ….кл…………………………….
Маршруты | баллы |
1 маршрут. Океанологи. Гидрологи. Сравнение морей. | 1. 2. |
2 маршрут. Решение географических задач | 1. |
3 маршрут. Этнографы. Работа с пословицами | 1. |
Дополнительные ответы |
Итого баллов… Итоговая отметка….
Литература:
- Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова “ Начальный курс географии 6 класс”. Дрофа Москва 2006г.
- Г.Н. Элькин “ Физическая география” справочно – информационные материалы к урокам 6 класса. Санкт – Петербург “ Паритет” 2003
- О.В. Крылова “ Интересный урок географии” Из опыта работы. Москва “ Просвещение” 1989
- Г.П. Субботин “ Задачник по географии” 500 заданий тестов, вопросов. Москва “ Аквариум” 1997
- С. В. Рогачев “ Обучающие задачи, вырабатывающие умения работы с физической, административной и тематическими картами, развивающие аналитические способности и логику, формирующие знания по реальной географии” “ География” 2006, № 2