Невозможно переоценить значение внеклассных мероприятий в работе учителя физической культуры. Ведь спортивно-массовые мероприятия повышают не только познавательный интерес, но и способствуют воспитанию подрастающего поколения, формируют спортивные навыки. Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость, выносливость, смелость, взаимовыручка, отзывчивость, умение заботиться о своём здоровье. Большое подспорье в этом - внеклассные мероприятия. Предлагаю Вашему вниманию разработку спортивного праздника “Здоровый Образ Жизни”.
Олимпийский урок “Здоровый Образ Жизни”Ведущий:
Мы приветствуем Вас на празднике “Здоровый Образ Жизни””.
Спорт, ребята, очень нужен
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт – помощник, спорт – здоровье,
Спорт – игра! Всем участникам физкульт-ура!
Выход участников с перестроениями в движении из колонны по одному в колонну по два, три, четыре и обратно под музыку песни “Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена”.
Ученик 1:
Звенит, заливается школьный звонок
Зовёт он нас с вами на странный урок
Нас ждёт не немецкий и не английский
Нас ждёт необычный урок – олимпийский!
Ученик 2:
Начинаем новый день,
Прогони скорее лень.
Спать кончай, глаза протри.
День здоровья 1, 2, 3!
Ведущий: Сегодня мы отправимся в страну здоровья. Для этого у нас есть путёвка. Ой, где же она?
Под музыку “Песня Шапокляк” (М.Зив – Э.Успенский) выходит Шапокляк. (Рисунок 1)
Шапокляк: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки.
По какому поводу тусовка?
Ведущий: Разве ты не видишь, Шапокляк, у нас урок.
Шапокляк: Урок? (Читает плакат). “Здоровый Образ Жизни”. Ха, насмешили!
Кто же сейчас ведет здоровый образ жизни?
Ведущий: Наши ребята!
Шапокляк (читает названия команд) - “Здоровые” – это кто?
Дети: Это мы! (Первая команда)
Шапокляк: “Образованные” - это кто?
Дети: Это мы! (Вторая команда)
Шапокляк: “Жизнерадостные” - это кто?
Дети: Это мы! (Третья команда)
Ведущий: Посмотри, какие наши дети красивые, подтянутые, стройные.
Разве тебе не хочется быть такой?
Шапокляк: Да я и так вроде бы ничего. А может они знают секрет какой?
Ученик:
В мире нет рецепта лучше
Быть со спортом неразлучным
Проживёшь до ста ты лет
Вот и весь секрет!
Шапокляк: Прожить сто лет – это вариант. Ну ладно, уговорили. Побуду на вашем уроке, посмотрю на вас. А то может и правда вступлю в ваше содружество Здоровых, Образованных, Жизнерадостных.
Ведущий: Но мы не можем начать урок, у нас пропала путёвка. Ты не знаешь, где она?
Шапокляк: Вообще-то, не в моих правилах делать добрые дела, ну да ладно, вот она! (Отдаёт путёвку)
Ведущий: Отлично! Итак, путёвка у нас, теперь мы смело можем начинать урок. Но все спортсмены перед стартом делают разминку. И первое испытание будет для тебя Шапокляк. Для того чтобы мы разрешили тебе остаться на уроке, проведи с ребятами разминку.
Шапокляк: Разминку?! А зарядку вы утром делали?
Дети:
Мы привыкли все к порядку
Дружно делаем зарядку.
Потому что каждый знает,
Нам зарядка помогает.
Шапокляк: Ну, хорошо. Разминка.
Упражнения выполняются под музыку на ковриках с нашитыми пуговичками.
- Исходное положение – о. с. Руки через стороны вверх – вдох, опускаем – выдох.
- Поглаживание лица, ушей.
- Исходное положение – о. с. Руки на шее. Наклоны головы вправо, влево, руками оказываем сопротивление.
- Массаж рук, пальцев рук.
- И.п. – о.с. руки к плечам. 1 – сводим локти вперёд, 2 – прогибаемся назад.
- Вдох, на выдохе бьём себя кулачками по груди, произносим звук “о”.
- И.п. – о.с. руки на поясе. Наклоны туловища в стороны. Рука за голову.
- И.п. –о.с. повороты туловища вправо, влево, рука отводится назад.
- Вдох, на выдохе бьём себя ребром ладони по прессу, произносим звук “а”.
- И.п. – о.с. руки к плечам. Наклоны вперёд, руками дотянуться до носочков ног.
- Вдох, на выдохе приседаем и произносим звук “ш”.
- И.п. – о.с. Перекатывание с пяточек на носочки.
- Упражнение на релаксацию. И.п. – о.с. руки вверх. “Роняем” вниз кисти, предплечья, плечи, руки, туловище, покачивания руками.
Шапокляк: А теперь я проведу конкурсы и посмотрю, что вы знаете о Здоровом Образе Жизни. Итак, друзья, вперёд, вперёд, состязание нас ждёт!
“ЛЯГУШКА НА ОХОТЕ”
Как известно, лягушки предпочитают на обед комара или муху. Но для того, чтобы охота была успешной, ей необходимо выбраться из воды и проделать определённый путь, чтобы найти добычу. Как же двигаться лягушке? Прыжками. Она прыгает, используя силу своих задних перепончатых лап. Итак, первый участник приседает и по сигналу начинает движение вперёд, прыгая, как лягушка. Доскакав до флажка, он поворачивается лицом к своей команде. В это время, следующий участник, стоящий на линии старта, бросает “лягушке” мяч – “комара”. Лягушка должна поймать “добычу” и вернуться с ней домой, т.е. к команде. После чего отдать мяч третьему участнику. И далее всё повторяется. (Выполняется под музыку песни “В траве сидел кузнечик” В.Шаинский – Н.Носов)
Шапокляк: Сейчас будем обедать. Или завтракать? А вообще сколько раз в день нужно есть?
Ученик: Питаться надо регулярно. В течении дня четыре раза. Есть надо в одно и то же время, не спеша, хорошо пережёвывая пищу. Разговоры и занятия во время еды уменьшают выделение желудочного сока и ухудшают пищеварение. Заканчивать ужин следует не позднее, чем за 1,5–2 ч до сна.
Шапокляк: Ух, какие грамотные! Ну, ладно, вперёд!
“ДВУХГОРБЫЙ ВЕРБЛЮД”
Верблюд - корабль пустыни. Он может долго находиться без пищи и воды благодаря своим горбам, в которых он хранит запасы влаги.
Шапокляк: А сколько может находиться без пищи и воды человек?
Ученик: Человек может находиться без пищи около месяца, а без воды не более трёх дней.
Верблюд может бегать довольно быстро, но чаще он степенно вышагивает по песку пустыни. В этой эстафете бегут по двое. Два участника встают друг за другом, наклоняются, причём второй держится за пояс первого. На спину каждого участника кладётся мяч. Оба участника одной рукой придерживают мячи, чтобы они – “горбы” - не упали на землю. Ведь если у верблюда упал горб, значит, запасы воды иссякли и он может погибнуть. Придерживая мячи и, не расцепляясь, участники должны проделать путь до флажка и обратно и передать эстафету следующей паре. (Выполняется под музыку песни “Всё мы делим пополам” В.Шаинский – М.Пляцковский)
“ИНДИАНКИ”
В Индии женщины носят кувшины с водой на голове. Поэтому они такие статные, с хорошей осанкой.
Шапокляк: А что такое осанка?
Ученик: Осанка это привычное положение тела человека, когда он сидит, стоит или передвигается.
Шапокляк: Встаньте сейчас так, чтобы я увидела, какой должна быть правильная осанка. Молодцы! Вот сейчас мы и потренируемся держать правильную осанку.
Ходьба с набивным мешочком на голове. (Выполняется под музыку песни “Осьминожки” И. Ефремов – Э. Успенский)
“НЕПОГОДА”
Шапокляк:
Дождик, дождик, кап – кап – кап
Намочил дорожки.
Всё равно пойду гулять,
Возьму зонт, калошки!
А сейчас на пути вас встретит непогода. Вы не сможете обойтись без зонта и калош. Ну что, вы готовы сразиться с непогодой? По сигналу первый игрок каждой команды на кроссовки надевает калоши, повязывает на шею шарф, берёт зонт и бежит до кубика и обратно, всё снимает и передаёт следующему игроку команды. Таким образом, все должны сразиться с непогодой. (Выполняется под музыку песни “Дождя не боимся” М.Минков – Ю.Энтин). (Рисунок 2)
Шапокляк: А как нужно одеваться в разные времена года?
Ученик: Большое значение для детской одежды имеет её конструкция, которая должна обеспечить свободу движения, дыхания и кровообращения. Тесная, плотно облегающая одежда сдавливает поверхность тела и может ухудшать общее самочувствие. В холодное время года при пребывании в помещении одежда состоит из двух слоёв: бельё и костюм, а при пребывании на воздухе из трёх слоёв: бельё, костюм, пальто. Слишком тёплое одевание создаёт условия для простудных заболеваний. Обувь необходимо подбирать соответственно размерам стопы. Тесная или свободная обувь мешает нормальному росту ноги, затрудняет передвижение.
Шапокляк: Вот это да, всё знаете!
“ПАУЗА”
Шапокляк:Вы как хотите, а у меня режим. Я должна отдохнуть. А вы знаете, что такое режим дня?
Ученик: Это наиболее рациональное распределение времени и дел в течении дня.
Шапокляк: А сколько ребёнок должен спать и зачем вообще спать?
Ученик: Cпать нужно 10 часов. Сон – выручатель нервной системы. Когда мы спим, восстанавливаются истощённые нервные клетки, отдыхает весь организм.
Шапокляк: Сейчас мы будем отдыхать.
Упражнения на релаксацию, самомассаж, взаимомассаж. (Выполняется под музыку песни “Спят усталые игрушки” А.Островский – З.Петрова)
“ТАНЕЦ”
Шапокляк: Весело поётся, весело живётся. Отдохнули и теперь:
Много разных развлечений,
Всех их здесь не перечесть.
И задора у нас много,
Да и сила ещё есть.
Сейчас новая потеха
Потанцуем все для смеха.
В танце передвигаются вперёд: первый стойка ноги врозь, второй проползает под ногами и становится впереди в стойку ноги врозь. Третий проползает под ногами у первого и второго и принимает такое же и. п. Таким образом вся команда передвигается до поворотного знака и назад.
(Выполняется под музыку песни “Танец маленьких утят” французская народная – Ю.Энтин)
Шапокляк: Ну, молодцы, танцевать умеете. А вам знакомы слова “двигательный режим”?
Ученик: Да! Каждый ребёнок в течении дня должен не менее двух часов проводить на воздухе. Двигаться, бегать, играть, заниматься физическими упражнениями.
Шапокляк: А как же зимой? Или летом в жару?
Ученик: А для этого существует закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека.
Шапокляк: Как же вы закаляетесь?
Учащиеся отвечают.
Шапокляк:
Всё правильно говорите.
Вас ребята поздравляю
И желаю никогда
Вам с болезнями не знаться
Быть весёлыми всегда.
“ПОПРЫГУНЧИКИ”
Перепрыгнув через вращающуюся скакалку, добежать до стойки, выполнить 5 прыжков через короткую скакалку, вернуться назад таким же образом. (Выполняется под музыку песни “Крутится скакалка” Д. Тухманов – Ю.Энтин)
“СОРОКОНОЖКИ”
Участники в колонне становятся в шахматном порядке. Между рядами скакалка. Держась за скакалку бег всей командой до поворотной стойки и назад. (Выполняется под музыку “Мы маленькие дети” Е.Крылатов – Ю. Энтин)
Шапокляк:
Эй, друзья-сороконожки,
Выходите на дорожки
Будем бегать и играть
И учиться побеждать.
Шапокляк: И это моё задание вы выполнили. А что бы вы делали, если бы кто-нибудь из вас ушибся?
Ученик: Повреждённому участку тела нужно обеспечить покой, неподвижность и наложить холод. Держать холод нужно на месте ушиба не менее часа с 3–4 перерывами по 5 минут.
“ОЛИМПИЙСКАЯ ЭСТАФЕТА”
Участники поочерёдно выполняют задание: пролезание в обруч, в “тоннель”, по пластунски по мату, оббежать вокруг стойки два круга, вернуться назад. Передать эстафету следующему. (Выполняется под музыку песни “Вкаждом маленьком ребёнке” А. Макаревич – Г. Остер)
Шапокляк: Эстафета, эстафета, пронесёмся как ракета, есть в ней правило одно:
Один за всех –
Дети: И все за одного!!!
Шапокляк: Ну, ребята, вы прямо настоящие олимпийцы!
Ведущий: Кто с ветром проворным может сравниться?
Дети: Мы, олимпийцы!
Ведущий: Кто верит в победу, преград не боится?
Дети: Мы, олимпийцы!
Ведущий: Кто спортом мира гордится?
Дети: Мы, олимпийцы!
Ведущий: Клянёмся быть честными, к победе стремиться, рекордов высоких клянёмся добиться!
Дети: Клянёмся, клянёмся, клянёмся!
Шапокляк: А знаете вы, какая эмблема у Олимпийских игр?
Ученик: Олимпийский огонь, флаг, пять переплетённых колец – символ мира и дружбы пяти континентов.
Шапокляк: Ну что ж, олимпийцы, теперь хочу проверить вас на силу.
“ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА” (Рисунок 3)
“СЮРПРИЗ”
Шапокляк: У меня для вас сюрприз. Пока ребята 1 и 2 класса будут выступать с показательными выступлениями, вы должны передавая друг другу воздушный шарик, не беря его в руки, удержать в воздухе, не дать шарику упасть. (Выполняется под музыку песни “Да здравствует сюрприз” М.Минков – Ю. Энтин)
Учащиеся 1 и 2-го класса выполняют показательные акробатические упражнения.
В заключение перестроение участников под музыку песни “Дорога добра” М. Минков – Ю Энтин.
Шапокляк: Ребята, вы меня прямо перевоспитали. Я тоже хочу быть такой же, как вы. Думаю, что мы не станем подсчитывать очки, ведь вы все самые Здоровые, Образованные, Жизнерадостные. Ясно всем, что победила “ДРУЖБА”!
Шапокляк раздаёт медали.
Ученик:
В конкурсах наша победа за тем,
Кто сильный и ловкий, тот нравится всем!
Ученик:
В здоровом теле – здоровый дух
Об этом сказал хороший друг.
Если нам кто-то поверить не может.
Займитесь-ка спортом, это поможет!
Ученик:
Всё это в жизни вам пригодиться
Ведь не каждый же сильным родится,
Но чтобы сильным здоровым стать
Нужно себя тренировать.
Ученик:
Цель физической культуры
Быть здоровым и с фигурой,
Радующей душу, взгляд,
Быть красивым каждый рад!
Ученик:
Здесь души лечат и тела,
Здесь учат нас дружить.
Творить хорошие дела
И дружбой дорожить.
Ученик:
Пусть ещё до олимпийцев
Нам дорога далека
Пусть бумажные медали
Получаем мы пока
Но надеяться мы будем
Что пройдёт немного лет
Настоящие медали мы получим наконец!
Ученик:
В спорте достигнем немалых вершин
Спорт – вот главный наш господин.
Он подарил нам радость движения,
Грацию, пластику и вдохновение!
Шапокляк:
Да будет мягким сердце,
Твёрдой – воля!
Пусть этот нестареющий наказ
Напутствием послужит каждой школе,
Любой семье и каждому из нас!
Ведущий:
Со спортом дружите,
В походы ходите
И скука вам будет тогда нипочём.
Мы праздник кончаем и Вам пожелаем
Дети: Здоровья, успехов и счастья во всём! (Рисунок 4)