Урок математики для 1-го класса по теме "Число и цифра 8"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Сформировать представление о числе и цифре 8, его составе, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию в пределах 8.
  2. Тренировать способность к составлению выражений по рисункам, закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями.
  3. Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

    Ну-ка проверь дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте, все ль в порядке
    Ручка, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все внимательно глядят?

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым числом и научимся писать новую цифру. Где могут пригодиться вам новые знания?

Задание с карточками чисел (учитель раскладывает на парты числа от 1 до 7). По моей команде выйдите к доске и соответственно вашему числу, постройте числовой ряд.

Что получилось? (Натуральный ряд чисел.) Какое число не входит в натуральный ряд?

Сейчас я буду называть число, а вы будете делать шаг вперёд. (247153)

Выйди число 3. Выйди вперёд последующее число числу 3. Объясните, что значит последующее число?

На сколько последующее число больше предыдущего? Как получить последующее число?

Выйди вперёд предыдущее число числу 3. Что значит предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего? Как получить предыдущее число?

Как построен наш числовой ряд? По порядку. Как расположены числа? (Они увеличиваются на 1.)

Существуют другие числовые ряды с другими закономерностями. Определите закономерность в следующем числовом ряду. (1 2 4 5 7)

Какую закономерность заметили? (Числа сначала увеличиваются на 1, а потом на 2.)

Какое число будет следующим в этом числовом ряду? (8)

Что означает число 8? (Количество.)

Встаньте девочки на первом ряду. Соответствует ли количество девочек числу 8? (Нет.) Почему?

Встаньте мальчики на втором ряду. Соответствует ли количество мальчиков числу 8? (Нет.) Почему?

Встаньте мальчики и девочки на третьем ряду. Соответствует ли количество мальчиков и девочек числу 8? (Да.) Объясните.

Что можно обозначить с помощью числа? (Количество.)

Пальчиковая гимнастика

Две веселые подружки ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

III. Постановка проблемы. Введение новой темы.

Как записать количество предметов? (С помощью цифры.)

Что такое цифра? (Знак.)

Найдите среди знаков печатную цифру 8.

Где мы можем встретить эту цифру?

Ребята, есть печатные и письменные цифры. Чем они отличаются?

На что похожа цифра 8?

    У восьмерки два кольца
    Без начала и кольца.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать письменную цифру 8.

Письмо: Начинаю в верхнем уголке веду вниз закругляющую линию, касаюсь правой границы клетки и ставлю цифру на пол.

Поднимаю закругляющую линию вверх, пересекаю написанную линию и заканчиваю в точке начала.

Напишем цифру 8 пальчиком в воздухе, на ладошке, на другой стороне ладошки, у соседа на спине.

IV. Первичное закрепление.

Открываем рабочие тетради на стр.13 и обводим цифру 8, записываем через клеточку ещё три цифры.

Следим за посадкой.

Отгадайте загадку:

Очень дружно будет в нем,
Я построю новый ……дом.

На доске домик. Кто догадался, какое число живет в этом домике?

Сколько этажей? 7. Значит столько случаев состава числа 8.

Количество жильцов в квартирах каждого этажа равно 8 .

Выложите это число с помощью счетных палочек. Как расселим жильцов на первом этаже? (1 и 7)

Значит 8 – это 1 и 7.

Расселим жильцов на втором этаже. (2 и 6)

Значит 8 – это 2 и 6.

Расселим жильцов на третьем этаже. (3 и 5)

Значит 8 – это 3 и 6.

Расселим жильцов на четвертом этаже. (4 и 4)

Расселим жильцов на пятом этаже. (5 и 3)

Расселим жильцов на шестом этаже. (6 и 2)

Расселим жильцов на седьмом этаж. (7 и 1)

Найдите похожие этажи по составу жильцов. Почему они похожи? (Использовали переместительный закон.)

Физкультминутка

V. Работа с учебником. Закрепление.

Для чего нам нужно знать состав числа 8?

№ 3, с.13. Работа с числовыми отрезками.

Что изображено? Что общего у числовых отрезков?

Задание: Рассмотрите первую схему. Какие числа видите внутри отрезка? (7 и 1 )

Какое число составляют данные числа?

Какое выражение на сложение можно составить по этим трём числам? (7 + 1 = 8) Запишите.

Какой математический закон позволит составить новое равенство?

Какое равенство получится? Прочитайте. (1 + 7 = 8) Запишите.

Какие знания нам понадобятся для нахождения значения разности в следующем выражении? Знание состава числа 8. (8 – 1 = 7) Запишите.

Какую еще разность можно составить? (8 – 7 = 1)

Какой случай состава числа 8 нам позволил составить 4 равенства?

Посмотрите на вторую схему. Какая строчка в домике поможет составить данные равенства? Чему равно первое равенство? (6 + 2 = 8)

Какой математический закон позволит составить второе равенство? Какое равенство получилось? Прочитайте. (2 + 6 = 8) Запишите.

Чему равно значение разности? Прочитайте. (8 – 6 =2)

Какую еще разность можно составить? 8 – 2 = 6

Третья схема. Найдите в домике строчку, которая поможет составить данные равенства.

Составьте первое равенство. Прочитайте и запишите. (5 + 3 = 8)

Второе равенство. Значение разности.

Четвертая схема. Почему только два равенства в последнем случае нужно составить? Слагаемые одинаковые.

Составьте первое равенство. (4 + 4 = 8)

Найдите значения разности. (8 – 4 =4)

Вывод: Зачем нужно знать состав числа?

VI. Итог урока.

А теперь я закрою домик, кто попробует по памяти рассказать состав числа 8.

Ребята, постарайтесь запомнить состав числа 8.

Я буду показывать цифру, а вы прохлопаете то количество, которое она обозначает.