Игровая мотивация: “Помочь Снеговику слепить из снега фигурки”.
Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.
Задачи:
- Учить детей использовать слова-названия для более глубокого восприятия качеств предмета.
- Стимулировать поиск решения практических задач при помощи различных предметов (формочки, совочки).
- Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры.
Материал: Пластмассовые формочки и совочки (на каждого ребенка 2 формочки и 1 совок); подносы для формовки; невысокие, широкие емкости для снега; игрушка Снеговик; грамзапись.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Моделирование игровой ситуации.
Воспитатель: “Я вам сейчас что-то покажу”.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушку – Снеговика. Малыши ее рассматривают, трогают.
- Что это? (Снеговик)
- Вы хотите с ним поиграть? (Да)
II. Введение в проблему.
- Почему он грустный? (Ответы детей)
- Спросите Снеговика: “Почему ты грустный?” (Губы у Снеговика опущены вниз). Снеговик рассказывает: “Я хотел слепить из снега “пирожки”, но не умею”.
III. Поэтапное решение проблемы.
1. Как же помочь нашему Снеговику?
Воспитатель побуждает ребят к высказываниям (слепить “пирожки”).
- Из чего? (Из снега)
- Где взять снег? (На улице)
2. Свойства снега.
Воспитатель вносит в группу емкость со снегом, собирает вокруг себя детей. Воспитатель показывает снег, говорит, что он белый, холодный. Дети повторяют слова за воспитателем, трогают снег.
Воспитатель: “В комнате снег начинает таять, становится липким. Почему?” (Тепло)
3. Показ воспитателя.
- Снег стал липкий, из него можно лепить разные фигурки, “пирожки”.
Далее воспитатель совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные фигурки (“рыбка”, “цветочек”, “бабочка” и т.п.).
Воспитатель предлагает детям формовать из снега фигурки, поясняет, что снег надо брать совочком.
4. Самостоятельная работа детей.
Малыши самостоятельно (под наблюдением воспитателя и Снеговика) переворачивают наполненные снегом формочки на поднос. Затем подносы устанавливаются на общий стол. Дети угощают Снеговика.
5. Итог.
Воспитатель обращает внимание ребят на изменение эмоционального состояния Снеговика – был грустный, стал веселый (Меняется положение губ). Снеговик благодарит ребят за то, что они научили его лепить из снега “пирожки”.
Воспитатель уточняет: “Людям, детям кушать снег нельзя. Почему?” (Заболит горло, можно простыть)
IV. Презентация.
- Потанцуем вместе со Снеговиком.
Игра: “Снежки и ветер”.
Воспитатель предлагает детям собраться в кружок, взяться за руки. Говорит, что они будут снежинками.
Стихотворение А. Барто.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок!
(Дети повторяют за воспитателем)
По сигналу воспитателя: “Ветер подул сильный – сильный. Как он подул?” (Дети воспроизводят звук ветра). “Разлетелись снежинки!” Дети разбегаются в разных направлениях по группе, расставляют руки в стороны, покачиваются, кружатся.
Воспитатель: “Ветер стих, возвращайтесь снежинки, в кружок. Игра повторяется 2–3 раза.
Во время игры включить плавную музыку.
- Как весело мы потанцевали; играли со Снеговиком!
Воспитатель обращает внимание на снежные фигурки.
Дети наблюдают, как снежные “пирожки” постепенно превращаются в воду.
Снеговик: “Не грустите о том, что снежные фигурки растаяли, мы пойдем гулять и сделаем “пирожки” из снега на улице”.
Список литературы
- Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор-сост.: Л.С. Киселева – М. АРКТИ, 2003 г.
- Павлова Л Н. “Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. М.: “Мозайка-Синтез”, М.: ТУ “Сфера”, 2003 г.
- Бондаренко Т.М. “Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ”. Воронеж: Издательство “Учитель”, 2003 г.