Работая на протяжении 20 лет в школе, исходя из своего опыта, считаю важным учитывать индивидуальные возможности класса. Проводить одинаковые уроки в классах с разным уровнем подготовки невозможно. Поэтому предлагаю вариант 2 для более сильного гимназического класса, а вариант для учащихся общеобразовательного уровня. Хотя нельзя забывать о том, что учащимся необходимо развитие на своем уровне.
Решение проблемных вопросов происходит как в классах гимназических, так и общеобразовательных, поэтому подобные вопросы включены в ход урока.
Наиболее сложными вопросами для учащихся являются путешественники и исследователи океанов. Дети мало читают самостоятельно, поэтому включены подобные вопросы.
Тестирование всегда отнимает много времени и с этим быстрее справятся более организованные дети, поэтому можно использовать в двух вариантах.
Привлечь внимание игрой, работая с карами атласа – этот прием хорошо срабатывает в классах послабее.
При обобщении удобно работать по индивидуальным карточкам. Это позволяет учителю оценить готовность класса всего по теме, видеть всех, кто допустил ошибку, на листке самоконтроля можно получить результат работы по каждому заданию и оценить наиболее сложные вопросы для учащихся.
По данной теме предлагаю фотоальбом на электроном носителе, из которого педагоги или учащиеся могут составить презентацию к уроку.
Из 2 представленных разработок можно использовать фрагментарно, адаптируя к каждому классу.
Желаю удачи!
Приложение – фото
Вариант 1
Ход урока
- Тихий океан – 4, 5, 8, 16
- Индийский океан – 3, 14
- Атлантический океан – 2,10,12, 15
- Северный Ледовитый – 1, 6, 7, 9, 11, 13.
1-й тур (на каждый правильный ответ 1 балл)
- Имеет только южные берега.
- Океан, имеющий эс образную форму.
- В морях этого океана соленость достигает 42 промилле.
- Самый теплый океан.
- В нем расположена знаменитая Марианская впадина.
- 1\3 океана занимают шельфовые моря.
- Изучение океана затруднено суровыми климатическими условиями.
- Его называют великим, хотя назван ошибочно.
- Особое значение в изучении океана сыграл Папанин.
- Самый транспортабельный океан.
- Самый маленький по площади, малоизученный, холодный названный поморами студеным морем.
- Течения проходят в меридиональном направлении.
- Наиболее опресненный океан.
- Имеет самые теплые поверхностные воды до + 30 градусов.
- Находится самое маленькое и самое мелкое море мирового океана.
- В этом океане могут поместиться все материки.
2-й тур (за каждую правильно поднятую каточку можно получить от 1 до 4 баллов)
- Подводные хребты выходят на поверхность в виде острова Исландия.
- Эти океаны омывают самый большой остров мира.
- Самый широкий в мире пролив Дрейка соединяет эти океаны.
- Эти океаны соединяет Берингов пролив.
- Океаны, омывающие самый большой полуостров мира.
- Они омывают самый южный материк.
- Через эти океаны проходит Антарктическое циркумполярное течение.
- Океан, который не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.
- Огромная Евразия имеет выход в эти океаны.
- Проходит теплое пассатное течение.
3 тур (на каждый вопрос ученик получает то 1 до 4 баллов)
- В Северном Ледовитом океане существуют айсберги, но их редко можно увидеть в северной части Тихого океана. Почему нет айсбергов на севере Тихого океана. -4 балла.
- Почему течения Атлантического океана проходят не в широтном, а меридиональном направлении. – 3 балла
- Скандинавский полуостров расположен за полярным кругом. Однако все порты не замерзают даже зимой. Чем объяснить такое необычное явление.
- Атлантический и Индийский океаны являются молодыми по возрасту, но они менее активны в сейсмическом отношении, чем более древний Тихий океан. Как это явление можно объяснить.
- Чем можно объяснит большую разницу в солености вод Северного- Ледовитого океана. Баренцево море 35 промилле, Карское 10, Лаптевых 18, Восточно – Сибирское 4-5, Чукотское 35 промилле.
- Почему коралловые острова можно найти не далее чем 30 широты северного и южного полушарий.
Тесты по теме “Мировой океан”
а) серы
б) кислорода
в) поваренной соли
г) углекислого газа
- Какова главная причина изменения температуры поверхностных вод Мирового океана в зависимости от широты места.
а) существование в океане теплых и холодных течений.
б) изменение с широтой количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью.
в) перемешивание вод мирового океана, происходящее в результате вращения Земли.
г) существование в приполярных и полярных широтах льдов, охлаждающих воды Мирового океана у полюсов.
- В умеренных широтах существует течение, перемешивающее водные массы с запада на восток, так как там действуют.
а) северо-восточные пассаты
б) юго- восточные пассаты
в) западные ветры
г) восточные ветры
- В каких широтах Мирового океана наблюдается наибольшее скопление живых организмов.
а) в экваториальных и субэкваториальных
б) в субэкваториальных и тропических
в) в тропических и полярных
г) в умеренных и субполярных
- Почему океан называют “накопителем тепла
а) вода нагревается и остывает быстрее, чем суша
б) вода нагревается медленнее, но остывает быстрее чем суша.
в) вода нагревается и остывает быстрее, чем суша
г) вода нагревается быстрее , а остывает медленнее, чем суша
- Самый древний океан, с наибольшими глубинами, с самыми теплыми поверхностными водами, с множеством вулканов на дне. О каком океане идет речь.
а) Атлантическом
б) Индийском
в) Северном Ледовитом
г) Тихом
- Самый северный океан исследовали
а) В.да Гама, Д.Кук, А. Тасман
б) Ф. Магеллан, Д.Кук, И.Ф. Крузенштерн и С.О. Макаров
в) Ф.Нансен, Г.Я. Седов, И.Д. Папанин
г) Х. Колумб, Ф. Магеллан, В.да Гама
- Тихоокенаскую литосферную плиту ограничивают желоба
а) Перуанский
б) Зондский
в) Филлипинский
г) Алеутский
д) Марианский
- Тропические циклоны, зарождающиеся в Атлантическом океане называются…1, в Индийском …2, в Тихом ..3
а) вили-вили
б) тайфунами
в) ураганами
г) смерчами
- В Мексиканском и Персидском заливах, Северном море, у берегов Австралии и Калифорнии
а) добывают нефть и природный газ
б) добывают металлы
в) охотятся на китов
г) выращивают водоросли и моллюсков
- Расположенный преимущественно в южном полушарии, с небольшим количеством осадков и слабой изрезанностью береговой линии. О каком океане идет речь.
а) Атлантическом
б) Индийском
в) Северном Ледовитом
г) Тихом
- Индийский океан исследовали мореплаватели, путешественники, ученые
а) В.да Гама, Д.Кук, А. Тасман
б) Ф. Магеллан, Д.Кук, И.Ф. Крузенштерн и С.О. Макаров
в) Ф.Нансен, Г.Я. Седов, И.Д. Папанин
г) Х. Колумб, Ф. Магеллан, В.да Гама
- На поверхности Атлантического океана срединный хребет представлен
а) о. Исландия
б) островами Мадейра
в) о. Южная Георгия
г) Бермудскими островами
- Течения в широтном направлении преобладают в океане
а) Атлантическом
б) Индийском
в) Северном Ледовитом
г) Тихом
- Половина мирового улова рыбы приходится на океан
а) Атлантический
б) Индийский
в) Северный Ледовитый
г) Тихий
- Вытянут от субарктических широт до Антарктиды, с сильно изрезанными берегами на севере и большим количеством островов вблизи материков. О каком океане идет речь.
а) Атлантическом
б) Индийском
в) Северном Ледовитом
г) Тихом
- Тихий океан исследовали
а) В.да Гама, Д.Кук, А. Тасман
б) Ф. Магеллан, Д.Кук, И.Ф. Крузенштерн и С.О. Макаров
в) Ф.Нансен, Г.Я. Седов, И.Д. Папанин
г) Х. Колумб, Ф. Магеллан, В.да Гама
- Подводные горные хребты Ломоносова и Менделеева пересекают в срединной части этот океан.
а) Атлантический
б) Индийский
в) Северный Ледовитый
г) Тихий
- В каком море Индийского океана наблюдается наибольшая соленость воды.
а) Аравийском
б) Бенгальском
в) Красном
г) Персидском
- Наиболее крупные колонии кораллов расположены в океане
а) Атлантический
б) Индийский
в) Северный Ледовитый
г) Тихий
- Наименьший по площади из океанов, с множеством окраинных морей, самый холодный из всех океанов.
а) Атлантический
б) Индийский
в) Северный Ледовитый
г) Тихий
- Плимут, Бристоль, Порту, Лиссабон, Кадис, Палос – порты, из которых отправлялись европейские мореплаватели, расположены на берегах океана и его морей.
а) Атлантического
б) Индийского океана
в) Северного Ледовитого
г) Тихого
- В основании Индийского океана, разделенного срединно-океаническими хребтами на три части, лежат литосферные плиты.
а) Африканская
б) Антарктическая
в) Наска
г) Индо-Австралийская
д) Южно-Американская
- Во всех климатических поясах расположен океан
а) Атлантический
б) Индийский
в) Северный Ледовитый
г) Тихий
- Относительно бедным растительным и животным миром среди всех океанов выделяется океан
а) Атлантический
б) Индийский
в) Северный Ледовитый
г) Тихий
Сравнительная характеристика Атлантического
и Индийского океанов
(Работа по тексту учебника в ходе, которого
составляется таблица)
Характеристика | Сходства | Атлантический | Индийский |
Географическое положение | *Имеют общую границу *омывают Евразию, Африку, Антарктиду *Наиболее широкая часть в умеренном поясе |
*имеет “эс”образную форму *Узкий, расположен в двух полушариях *глубоко вдается в сушу *сильно изрезана береговая линия * наиболее изученный |
*имеет округлую форму *большая часть в южном полушарии *Слабо изрезана береговая линия |
Рельеф дна | *молодые по возрасту *образовались в результате раскола Лавразии и Гондваны *Нет собственных плит *проходит срединно-океанический хребет |
*происходит раздвижение плит * Океан разделен на две части *о. Исландия вершина подводного хребта *больше шельфовых морей |
*проходят разломы по дну Красного моря *хребет разделяет океан на три части *наличие коралловых, вулканических островов |
Климат | *расположены в одних и тех же
климатических поясах *Испытывают влияние Антарктиды *В 40 широтах штили |
*господствуют муссоны, пассаты,
западные ветры *частые туманы *Сильное влияние Северного- Ледовитого океана |
*преобладают муссоны *оказывает влияние на климат Азии, Австралии, Африки |
Водные массы | *общие течения западных ветров Формируются пассатные течения *происходит активный водообмен между океанами |
*течения проходят в меридиональном
направлении *больше холодных течений течений *активный водообмен холодными водами Северного Ледовитого океана |
*самые теплые поверхностные воды + 30
градусов *самая высокая соленость из всех океанов *активный водообмен с водами Тихого океана |
Хозяйственная деятельность | *транспорт *рыболовство *туризм и отдых *общие каналы Панамский Суэцкий |
*самый транспортабельный океан
проходят мировые торговые пути *добыча нефти с шельфа *по дну проложены нефте и газопроводы, кабельные сети телефонной и электронной связи *наиболее загрязненный океан |
*добыча жемчуга, кораллов, раковин |
Сравнительная характеристика Северного-Ледовитого и Тихого океанов
Характеристика | Сходства | Тихий океан | Северный Ледовитый океан |
Геоположение | *имеют общую границу *изрезанная береговая линия *имеют округлую форму *омывают берега Евразии и Северной Америки |
*самый большой по площади *на его площади могут поместиться все материки *омывает все материки кроме Африки *расположен в четырех полушариях *назван Магелланом Тихий |
*самый северный по гео положению *самый маленький по площади *находится точка 90 градусов с.ш. – северный полюс *все берега южные *плохо изучен *поморы называли Студеным морем |
Рельф дна | *множество островов * преобладают архипелаги *наличие островов материкового происхождения *по возрасту являются древними |
*самый глубокий океан боле 6000м. *незначительный шельф *проходит срединно- океанический хребет *в основании лежит собственная Тихоокеанская плита *зона столкновения плит *расположено “огненное кольцо Земли” *множество островов кораллового и вулканического происхождения *на архипелагах существуют государства |
*на 1\3 преобладают шельфовые моря * нет землетрясений и вулканизма *наличие небольших отдельных хребтов Менделеева, Ломоносова *нет собственной плиты поделена между Евразией и Северной Америкой *преобладают острова материкового происхождения *острова принадлежат России, Канаде, США, Норвегии |
Климат | *общие арктический и субарктический
пояса *наличие ледников и айсбергов |
*расположен во всех климатических
поясах кроме арктического * самый теплый океан + 20градусов *самый широкий в экваториальном поясе *часты ураганы, тайфуны, штормы *преобладают муссоны, пассаты, западные ветры |
*самый холодный океан -0, 75 градусов *лишь два пояса- арктический и субарктический *почти полностью покрыт льдами в зимнее время *формируются холодные воздушные массы АВМ *приносит похолодание на материки Северная Америка и Евразия |
Воды | *самый слабый водообмен из-за узкого Берингова пролива | *множество теплых, холодных и
нейтральных течений *самая большая испаряемость с поверхности океана *разная соленость в разных широтах от 30 до 36 промилле |
* почти нет течений *самая низкая испаряемость * имеет соленость ниже других океанов 30-32 *опреснен реками и ледниками восточно-сибирское море 5 промилле |
Хозяйственная деятельность | *зависит от климатических условий *зависимость от условий судоходства |
*1 место по улову рыбы и морепродуктов *самый богатый и разнообразный растительный и животный мир * самое большое количество эндемичных видов синий кит |
*действует СМП только в весеннее- летний
период *большинство замерзающих портов *своеобразный животный мир арктического климата моржи, белые медведи, киты |
Вариант 2
Ход урока
Задание 1 верны ли утверждения “да” или “нет”.
- Мировой океан – это Тихий.
- Самое соленое море мирового океана – Красное.
- Существуют субэкваториальные водные массы.
- У каждого течения существует свое противотечение.
- Самое большое круговое течение – течение Западных ветров
- Гольфстрим – холодное течение.
- За счет действия пассатов образуются северо – пассатные и южно- пассатные течения.
- Океан взаимодействует с атмосферой.
- Самое глубокое и самое большое по площади – Филиппинское море.
- Самая большая соленость в тропических водных массах.
- На соленость влияет количество осадков.
- Самое мелкое море мирового океана – Азовское.
- Ветры являются главной причиной образования течений.
- Сама теплая вода в Индийском океане.
- Самое маленькое море мирового океана – Мраморное.
Вопросы по теме “Течения”
1. Это высказывание принадлежит известному американскому океанографу и метеорологу М,Ф. Мори: “ В океане есть река. Она не пересыхает в самые сильные засухи и не выходит из берегов даже при самых сильных ливнях и наводнениях.
Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из теплой. Нигде в мире нет вод более величавого потока вод. Он быстрее Амазонии, стремительнее Миссисипи, а масса обеих рек, взятых вместе не составит и тысячной доли объема воды, который несет он”.
О какой реке идет речь? (Гольфстрим)
2. Мореплаватели, встречая на пути айсберги, неоднократно замечали, что они плывут против ветра. Представьте себе, как льдины, гонимые ветром плывут в одну стону, а айсберги совершенно в другую и даже против ветра.
Почему происходит такое явление?
(1\10 часть айсберга находится над водой, и 9\10 под водой и его несет течением).
3. В книге Фритьофа Нансена “Фрам” в полярном море” так описано это явление: “ Чтобы преодолеть это небольшое расстояние, которое мы на веслах прошли бы за полчаса или того меньше, Фраму понадобилась целая вахта. Мы почти не двигались с места и будто тащили всю воду за собой. Что мы только не делали, чтобы выбраться из “мертвой воды”, – круто поворачивали судно, лавировали, описывали полный круг – все напрасно. Лишь только машина переставала работать судно тот час же останавливалось, точно схваченное чем-то за корму”.
В чем причина описанного явления?
(“мертвая вода” – наблюдается в устьях рек. Пресная вода не сразу смешивается с соленой, а находится на поверхности точно “масло”. Попав в такое место, судно всей массой находится в морской воде, а гребные винты в легкой пресной. Поэтому судно не может сдвинуться с места).
4. Это течение перемещает 250 млн. куб метров морской воды. Его протяженность30 000 км., ширина 1000 км., глубина 2-4,5 км., скорость 3,5 км в час. Своим происхождением обязано господствующим ветрам.
Назовите это течение?
(АЦТ – антарктическое, циркумполярное или течение западных ветров)
5. Объясните выражение “ Солнце – вот что движет воды океана”.
6. Известный ученый климатолог А.И. Воейков назвал течения мирового океана “ отопительной системой планеты”.
В чем смысл его высказывания?
Исследователи океанов.
1. Более года понадобилось этому мореплавателю, чтобы найти пролив, в существовании которого он был уверен. Более месяца потребовалось ему, чтобы по полному опасности пути выйти в океан. 4 месяца его корабли шли по неведомому океану. Достигнув Филлипинских островов, он вмешался в междоусобную войну и был убит. Много месяцев блуждали его корабли, разыскивая сказочные острова пряностей.
Кто этот мореплаватель? О каком океане и проливе идет речь?
(Магеллан, Магелланов пролив, Тихий океан).
2. В 1763 году им было создано “Краткое описание разных путешествий по северным морям”. Он не сомневался, что Дежнев доказал, проход морской из Ледовттого океана в Тихий. Его слова оказались пророческими для России “Могущество России будет прирастать Сибирью и Северным океаном”. Действительно в Северном Ледовитом океане есть хребет, названный в его честь.
Назовите имя этого великого русского ученого.(Ломоносов).
3. Этого норвежского ученого и путешественника прозвали “викингом 20 века”.
Свое знакомство с севером он начал с Гренландии, когда за 40 дней пересекли с востока на запад на лыжах и пешком этот гигантский остров. Через 5 лет он приступил к осуществлению еще более грандиозного и дерзновенного проекта, в основу которого была положена гипотеза, сформулированная им так: “Если мы обратили внимание на силы, свойственные самой природе, и попробуем работать заодно с ними, а не против них, то найдем вернейший и легчайший способ достижения полюса”.
Кто этот “викинг 20 века”?
4. 6 апреля 1909 года американский полярный исследователь записал в своем дневнике: “Цель моей жизни достигнута. Более 20 лет я отдал на ее достижение. Произведя тщательные измерения, я нашел точку Северного полюса и водрузил на нем американский флаг”.
Однако за 5 дней до его сообщения в Европу пришла телеграмма, американским врачом и полярным путешественником Фридериком Куком, в которой говорилось, что 21 апреля 1908 года он достиг северного полюса, т.е. на год раньше.
Тем не менее, конгресс США признал второй факт более достоверным.
Кто он первооткрыватель северного полюса?
(Роберт Пири)
Повторение темы “Гидросфера”
Гидросферу изучаем,
На вопросы отвечаем.
Вода минерал, вода – аш – два –о,
Вода во вселенной превыше всего.
Позвольте вас спросить тогда
В каком состоянии бывает вода.Вода в гидросфере подвижна
То жидкость она, то лед,
Может в па она превратиться,
Или в глубины Земли просочиться,
Так что такое круговорот?Знаете вы четыре океана
Прошу их так расположить:
Начать надо с великана
И самым малым завершить.А сейчас я буду моря называть,
А вы готовьтесь продолжать…Сколь известных имен на карте-
Пролив Дрейка и Берингов есть,
Море Лаптевых и море Баффина
Продолжите список! Ведь он не весь…Моря есть разные на свете,
Я хочу спросить о цвете,
Кто в них краски растирал,
Морям название давал?Северное море омывает Европу.
Южно-Китайское – Китай.
Что общего в названиях – узнай,
И дальше список продолжай…Чтоб океан лучше узнать,
Давайте поплывем опять.
А что увидим за бортом,
Мы непременно назовем:
Океаны, проливы, полуострова,
Моря, заливы, острова.Полный вперед! Из Одессы плывем,
А порт назначенья любой назовем:
Мурманск или Владивосток,
Санкт-Петербург или Бангкок
Геную, Лондон или Шанхай –
Короче, город сам выбирай.Соленость разную имеет вода,
Постоянной она остается у дна.
А там, где в океан впадает река,
Почему соленость меньше всегда?Морская вода горька, солона,
Ею напиться нельзя никогда.
В детстве мучит всех вопрос:
А кто же соль в моря принес.Как движется вода в океане?
Приливы, течения, волны, цунами.
Ответить вы сейчас должны –
Как образуются они?В Мурманск, где не замерзает океан,
Ведет корабль наш капитан.
Мурманск на севере, Архангельск – южнее,
Но в Мурманске почему-то теплее?Где интересно живет истопник,
Благодаря которому город открыт?
В книге рекордов Гиннеса
Рекорды морские есть.Самое большое – море Филлипинское,
Других морских аномалий не счесть.
Давайте мы с вами рекорды побьем
И самое, самое… сейчас назовем