Преемственность в музыкальном воспитании детей

Разделы: Музыка


Актуальность данной темы предопределена практикой работы с детьми дошкольного и школьного возраста (учащимися ДМШ). Выбранная тема в теории разработана недостаточно полно. Эта неполнота проявляется в разобщенности исследования приведенного круга вопросов: с одной стороны проводились и проводятся исследования в сфере работы с детьми в дошкольных учреждениях, с другой – только со школьниками как общеобразовательных, так и детских музыкальных школ. Мною в данной работе предпринята попытка объединить указанные направления исследования в единое, общее и комплексное целое, выявить общие закономерности и специфику работы педагога с разными возрастными группами детей. Работа является попыткой разработать единую программу музыкального воспитания детей, начиная с детского дошкольного учреждения, и заканчивая обучением в детской музыкальной школе. Выводы, содержащиеся в работе, основаны на реальных примерах. Так, в настоящее время многие мои ученики, которые начали обучение в детском садике, успешно закончили музыкальную школу, поступили, обучаются, закончили музыкальное училище и работают преподавателями и музыкальными руководителями в детских садах, Учащиеся моего класса имеют достаточно большой опыт выступлений в районных и в региональных конкурсах.

Мне посчастливилось в своей профессиональной деятельности совместить работу музыкального руководителя детского сада и педагога детской музыкальной школы. Это сочетание позволило сделать однозначный вывод: музыкальным воспитанием ребенка надо заниматься с 2–3 лет, оно должно носить планомерный, последовательный, непрерывный характер. К сожалению, редко когда музыкальное образование в музыкальной школе строится на базе полноценной подготовки, проведенной в детском саду. В моем классе до 80 % учеников начинают обучение с 2–3 лет, с детского сада, а заканчивают обучение в возрасте 14–15 лет в Детской музыкальной школе.

Предметом изучения в работе являются приемы, навыки музыкального воспитания дошкольников и учащихся детской музыкальной школы.

Рассматриваемая в данной работе методика реализуется в соответствии с возможностями детского сада № 3 “Колокольчик” с.Дивеево и Дивеевской детской музыкальной школы.

Музыкальное воспитание дошкольников

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Однако только музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Она является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу владения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроение.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и в жизни. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, поэтому словарный запас детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.

Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии также предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что также влияет не только на музыкальное, но и общее развитие ребенка.

Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка.

Однако хочется отметить, что музыкальные способности проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на втором году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это и свидетельствует о музыкальности. Именно в это время я отбираю детей и уже с этого возраста готовлю к поступлению в музыкальную школу. Иногда я ошибаюсь, иногда не нахожу поддержки со стороны родителей, но те дети, которые с детского сада и до окончания музыкальной школы прошли весь путь обучения, становятся эрудированными, воспитанными детьми, обладающими по сравнению со своими сверстниками значительно большим багажом не только знаний, но и морально-этических качеств.

При занятии с детьми стараюсь ничего не навязывать детям. Пытаемся идти от природы. Ведь она так щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуков. С двух лет мы с детьми прислушиваемся к голосам людей и очень важно среди всех голосов научиться слышать собственный голос. На прогулке прислушиваемся к голосам птиц и животных, таинственным шорохам листьев и завыванию ветра. В более старшем возрасте делимся впечатлениями от услышанного. Из умения слышать и рождается музыкальность.

В музыкальном воспитании ребенка выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности.

Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и в игре на музыкальных инструментах.

Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

В раннем детском возрасте, когда ребенок еще не способен осуществлять указанные виды музыкальной деятельности в полном объеме, его музыкальное образование прежде всего строится через восприятие музыки как таковой. Восприятие музыки детьми этого возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Можно даже с некоторой долей условности сказать, что в этом этапе развития ребенка как личности восприятие музыки осуществляется через врожденные инстинкты, заложенные на генном уровне и приобретенные с песней матери навыки. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок учится воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с явлениями из окружающей его жизни, определять характер произведения. Если же окружающая ребенка среда лишена музыки, связанного с нею эмоционального фона, может произойти формирование негативного отношения ребенка к музыке вообще, и уж точно – к серьезной музыке. Поэтому так важно в период жизни ребенка от 2 лет, когда он начинает посещать детские дошкольные учреждения, не упустить прекрасную возможность заложить в ребенке основу его дальнейшего развития как личности, что включает в себя составным элементом – развитие музыкальных способностей, любви к музыке, искусству в целом.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если ребенок обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому так часто малыши требуют повторить произведение несколько раз. И тогда восприятие произведения становится более осмысленным и прочувствованным.

Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки. Дети готовы с удовольствием слушать старинную музыку И.С. Баха, А.Вивальди, В.А. Моцарта и музыку других композиторов, поэтому так легко с такими детьми заниматься в музыкальной школе. Они умеют внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до ее завершения, охватывают слухом звук за звуком. Если на втором году жизни дети слушают небольшие музыкальные произведения и больше вокальные, то к пяти годам они уже готовы к прослушиванию крупных музыкальных произведений. Здесь мне помогает программа О.П. Радыновой и программа “Синтез”. В музыкальный репертуар этих программ вошли произведения разных эпох, стилей, отвечающие двум ведущим принципам: высокой художественности и доступности. Большое предпочтение отдается сказке: сказке в опере и сказке в балете. Музыкальные произведения программы объединены в блоки: “Природа в музыке”, “Сказка в музыке” и другие.

Но наиболее близко и доступно детям – это пение. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. А сколько дети получают удовольствия от пения? Так знакомые и любимые песни они могут исполнять множество раз и в любое время. Обучать ребенка пению лучше всего, используя свой собственный голос. Слушая песню, малыш начинает подпевать, старательно подражая моим интонациям голоса. Для распевок очень хорошо вводить “Музыкальную лесенку”, которую желательно пропевать от разных ступенек, “Птица и птенчики” и др. В пении важно научить ребенка слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторения упражнений. Поэтому на музыкальных занятиях в детском саду, проводя занятия с детьми так необходимо и важно систематически при освоении нового музыкального материала, возвращаться к старому, уже пройденному, повторять, производить анализ и взаимосвязь старых и новых знаний. Навыки и умения, закладываемые в детей на таких занятиях, в последующем пригодятся им на занятиях в музыкальной школе, где в целом применяются те же подходы в разучивании новых произведений.

Программы, по которым я работаю в детском садике, не предполагают обучение детей нотной грамоте и пению по нотам. Я считаю это не совсем правильным.

Как показывает моя практика, знание нот очень помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. Бывает так, что у некоторых детей нотная грамота отбивает интерес к музыкальным занятиям, но в основной массе это – редкое исключение. Все-таки, очень многое здесь зависит от того, как “преподнести” нотную грамоту детям. Наше время – время ускорения, явило на свет много эффективных методик развития малыша: логика, чтение, письмо, математика – всему этому теперь дети учатся в раннем возрасте! А если ребёнок в таком возрасте может читать и считать, то он сможет освоить и музыкальную грамоту. Но идеально – с 4–5-ти лет, так как в этом возрасте с ним уже можно говорить не только на языке образов, но также вводить абстрактные понятия, что чрезвычайно важно при изучении многих музыкальных явлений.

Существует много методик преподавания нотной грамоты маленьким детям. Они, как правило, ориентированы на развитие музыкальных способностей, на приобретение навыков игры на музыкальных инструментах, а также на овладение определённой суммой знаний по теории музыки. Другими словами, они готовят малыша к “взрослой музыкальной жизни”. Вместе с тем, за годы моей работы, на базе общепринятых и проверенных практикой, у меня выработалась своя методика обучения младших детей нотной грамоте. Существуют и другие аналогичные методики, разработанные другими педагогами, и я стала применять их в своей практической деятельности. Например, методику О.Д.Хендриковской “Семь нот, хранящие законы красоты и гармонии или "Кто живёт на радуге?"”, переосмыслив и дополнив её.

Основываясь на проведенных наблюдениях, заметила, что обучение детей стало происходить “молниеносно”! Стало возможным за два–три года (то есть до наступления школьного возраста), освоить основной курс сольфеджио. Ведь ни для кого не секрет, что именно сольфеджио часто является тем камнем преткновения, из-за которого чаще всего бросают занятия музыкой. 

Обобщая сказанное, можно отметить следующее: данный педагогический подход даёт возможность дошкольникам реализовать свои музыкальные способности.

Главными и основанными результатами применяемых мною методов работы с дошкольниками являются:

  • выявление и развитие музыкальных способностей у детей в детском дошкольном учреждении;
  • развитие стремления личности к познанию и творчеству;
  • удовлетворение индивидуальных и образовательных потребностей детей;
  • приобщение к культурным ценностям;
  • адаптация к жизни в обществе;
  • увеличение занятости детей в свободное время;
  • поддержка и развитие талантов;
  • обеспечение тесной связи родителей и детей в учебном процессе.

Для достижения этих целей от педагога требуется решение следующих задач:

  • помочь родителям выявить музыкальные способности детей;
  • сформировать первичные музыкальные знания и организовать подготовку детей к поступлению в детскую музыкальную школу;
  • научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку;
  • развить познавательный интерес у детей;
  • развить личность ребёнка, его активность, самостоятельность;
  • создать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности;
  • формировать у ребёнка специальные знания, умения;
  • привить аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту;
  • организовать индивидуальную работу с одарёнными детьми.

Избранный способ обучения дошкольников предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на фортепиано с различными музыкально-теоретическими предметами.

Хочется отметить еще одно важное обстоятельство. Типовые требования по приему детей в детскую музыкальную школу предполагают проведение набора на основе конкурса, что в той или иной степени связано со стрессовыми ситуациями, переживаниями детей и их родителей и часто не позволяет детям проявить свои способности, показать их в полной мере. Дети, которых я на протяжении 3–4 лет обучала в детском саду, без труда сдают вступительные экзамены и “плавно” продолжают обучение в школе, что позволяет избежать указанных негативных моментов. Связь ученика и учителя уже установилась в детском саду, ребенок знает основные требования, а учитель знает возможности ученика. При таком подходе появляется возможность быстрее пройти первоначальный и подчас весьма трудный этап взаимного привыкания, характерный для старой системы начального курса обучения в детской музыкальной школе. За время первичной подготовки дети в детском саду, как правило, уже умеют показать весь спектр своих музыкальных способностей, включающих и элементарное музицирование.

Уроки музыки

Рассматриваемая в данной работе методика преемственности обучения детей предполагает работу педагога с детьми как в дошкольном учреждении, так и в детской музыкальной школе. Эта методика достаточно условно может быть охарактеризована как 5-тиуровневая система обучения:

I уровень – вводный период. В этот период путем ежедневного наблюдения среди детей детского сада производится отбор детей, имеющих склонности и способности к музыкальному образованию. Начинаю обучение с большим количеством детей в детском саду. “Первичные” данные, т. е. музыкальный слух, память и ритм – безусловно необходимы, но так как выявление их происходит с самого юного возраста детей, избранная методика позволяет развивать и совершенствовать эти данные, а позднее – приступать к обучению игре на фортепиано.

II уровень – проводится в средней и старшей группе детского сада и включает обучение детей азам музыкальной грамоты, и элементарному музицированию с целью подготовки их к поступлению в музыкальную школу. Заканчивается этот уровень сдачей вступительных экзаменов в Детскую музыкальную школу.

III уровень – 1–4-е классы ДМШ. Все обучающиеся получают основной, базовый компонент знаний. В 4-м классе становится ясно по развитию обучающегося, будет ли он продолжать дальнейшее обучение в системе среднего специального образования (музыкальном училище)

IV уровень – 5–7-е классы. Профессиональное обучение.

V уровень – 8-й класс. Работа с детьми с целью непосредственной подготовки в музыкальное училище.

В результате реализации данной программы выявляются, формируются и развиваются музыкальные способности детей дошкольного периода и обучающихся музыкальной школы. За время обучения в младших классах музыкальной школы ученики приобретают умения свободно читать с листа музыкальные произведения, подбирают по слуху понравившуюся мелодию, имеют хороший музыкальный вкус, свободно поддерживают беседы на музыкальные темы. Нужно привить ученику любовь к музыке, научить воспринимать музыкальные произведения во всём их многообразии, глубине, красоте. В процессе творческой деятельности развиваются такие ценные качества как воображение, мышление, увлечённость, трудолюбие, самостоятельность, активность.

Обучение никогда не может быть обособленно от воспитания – эта закономерность лежит в основе педагогической деятельности. Вне зависимости от уровня подготовки учащегося, педагог учит музыке.

Разносторонности и глубине воспитательной работы педагога фортепиано способствует сам метод работы – метод индивидуальных занятий, предусматривающий постоянное общение с учащимся. Благодаря этому под влиянием учителя формируются взгляды ученика, его отношение к музыке, занятиям, к окружающим, складывается его моральный облик.

Далеко не каждый из учащихся музыкальной школы станет музыкантом, но, говоря словами Г. Нейгауза, “каждого ученика необходимо ввести в область духовной жизни, нравственных начал”, в область культуры. Индивидуальный урок – возможность сокровенного и тонкого общения взрослого, ребенка и Музыки. Уроки должны быть ожидаемыми ребенком. Искреннее общение с учеником открывает в каждом из них необычайную чуткость и мудрость, яркость воображения. Воспитательная цель каждого урока – привить вкус к учению, к процессу обретения и творческого применения знаний, умений. Уроки включают в себя сочинение упражнений, импровизацию, ансамблевое музицирование, минутки “виртуозной игры”. Техника, легко развивающаяся в этом возрасте, должна быть предметом добровольного устремления. Дети этого возраста восприимчивы к обучению, где в роли учителя – более старший ученик. Самостоятельные “уроки – “взаимообучение” наиболее эффективны в этот период. Воспитание чуткости к музыке и “звучащему” пространству может воспитываться и уроками среди природы. Вот здесь я и “протягиваю мостики” из детского сада в музыкальную школу. Именно среди природы в детском саду мы начинали слушать звуки. Прошло время, и дети уже в тишине леса открывают иную, “живую” жизнь музыкальных звуков.

Индивидуальное занятие с учеником младших классов обязательно включает в себя элементы самоанализа деятельности, самоконтроль. Урок начинаем с беседы: “Что удалось в домашней работе, что было трудным? В чем нужно помочь?”. Заканчиваем урок – постановкой задач в самостоятельной работе. Главная “функция урока”– укрепить в сознании собственных возможностей и желании совершенствования. И в этом мне помогают конкурсы, которые мы часто устраиваем в нашей школе.

Начальное обучение игре на фортепиано имеет свои специфические особенности. Работая с детьми в младших классах, педагог приступает к возведению музыкального фундамента, качество которого определяет ход дальнейшего обучения, т. е. ближайших лет занятий, что может отразиться и на всём будущем ученика. Будет ли ученик продолжать занятия в профессиональном плане или музыка, не став его специальностью, просто обогатит его жизнь – в первые годы занятий не имеет значения. Прежде всего, надо поддерживать интерес ребенка к музыке, уметь пользоваться натуральной детской любознательностью, руководить ею, направлять ее и обучать многому и очень многому. Продолжать обогащать и развивать музыкальные впечатления.

Средние классы (10–12 лет) – это период формирования мировоззрения и развитие самостоятельности. Ведущей направленностью урока становится осмысление содержания исполняемой музыки, осознание системы. Индивидуальный урок обретает личную значимость для ребенка: появляется осознанное стремление обучаться у взрослого-учителя. Беседы о Человеке, Музыке и Жизни – в соответствии с “музыкальным материалом”– обретают “статус” самоценной деятельности на уроке музыки. Именно в это время укрепить внимание к интонационной природе музыкальной деятельности и практическое овладение интонацией – значит открыть ребенку возможности самостоятельного познания и совершенствования. Не просто “как”, но “для чего”, “в чем смысл”, суть того или иного произведения – вот акценты этого периода обучения. Стремление к взрослости проявляется как готовность принять ответственность. Даю возможность выразиться этому желанию в самостоятельной подготовке и проведении концертов – бесед. Дети этого возраста – “ядро” нашего класса. Одна часть таких концертов – обсуждение, изучение музыки, эпохи, стиля. Другая – исполнение произведений. Мероприятия такого рода особенно продвигают учащихся этого возраста в сознательности отношения к музыке и исполнительскому мастерству. К числу таких, особо запомнившихся ученикам мероприятий – лекция-концерт, посвященный творчеству композитора Ю.Весняка, вечер, посвященный творчеству Д.Шостаковича, П.И.Чайковского и др.

Индивидуальные уроки с учащимися группы “профессиональной ориентации” отличаются более детальной, углубленной работой над исполнительскими средствами. Ко времени завершения обучения в музыкальной школе каждый ученик уже имеет “плоды” своего музыкального опыта в виде радости от общения с классической музыкой и осознанной потребности в ней. Индивидуальный урок в этот период наиболее полно реализует свои возможности сотворчества. Главная форма работы со старшеклассниками – это углубленное, детальное освоение музыкальных произведений и осознанное, наполненное личным переживанием взаимоотношение с музыкой. Изучение произведения представляет собой единый целостный процесс.

Старший ученик проводит уроки с младшими. В нашей музыкальной школе стало традицией применение практики проведения дня самоуправления, где наиболее полно реализуются возможности и способности старшеклассников к преподаванию, взращивается детское стремление к самостоятельности, взрослости. Уроки предварительно планируются учащимися, определяются виды работы, цели. В конце дня результаты мероприятия анализируются всеми участниками: “чему научились”, “что было самым интересным и полезным”, “что следует улучшить и изменить”. Приобретаемый учениками опыт поистине – ценен.

Особое внимание в подготовке учащихся уделяется тем из них, кто хочет продолжить дальнейшее обучение по специальности, избрать служение музыке своей профессией.

Хочется добавить, что жизнь сама предложила продолжение того эксперимента, который многие годы мною воплощается в жизнь. Мои ученики стали поступать в музыкальное училище и возникла необходимость цепочку: “детский сад – музыкальная школа” продолжить, потому что логическим продолжением ее, третьим звеном в этой цепочке должно стоять музыкальное училище.

Библиография

1. Любомудрова Н. “Методика обучения игре на фортепиано”. М.,  1982.

2. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. М., 1983.

3. Попова Л.В. Обучение одаренных // Психология одаренности детей и подростков. Ред. Лейтес Н.С. М., 2000.

4. Радынова О.П. “Музыкальное развитие детей”. М. 1995.

5. “Семь нот, хранящие законы красоты и гармонии или "Кто живёт на радуге?"” http://www.intelgame.ru.

6. Фомина А.Б., Жданова Н.К., Полосина Л.Д., Тарасов В.В. “Педагогика свободного времени”. М., 2002.