Цели:
- Закреплять знание таблицы умножения.
- Совершенствовать умение решать задачи.
- Отрабатывать навыки быстрого, правильного счета.
- Развивать логическое мышление, математическую речь.
- Воспитание чувства гражданственности, а именно любовь к своей малой родине, уважение к ее богатствам.
Оборудование: карта Хакасии, таблицы- карточки , словами, фонограмма, презентация урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Скажите, какую тему вы прошли на уроках математики? Сегодня мы будем повторять, закреплять изученную тему? Но урок будет необычным. Мы отправляемся в путешествие. Где мы будем путешествовать? На этот вопрос вы ответите сами, выполнив следующее задание.
II. Устный счет
1. На доске записаны примеры из таблицы. Решив их, вы узнаете место нашего путешествия.
8 3 = 54 : 9 = 2 7 = 50 : 10 = 7 0 = 9 9 = 36 : 9 = 18 : 6 = 7 7 = |
8 : 8 = 42 : 6 = 72 : 8 = 5 7 = 7 4 = 8 5 = 32 : 4 = 9 3 = |
На доске в разброс даны ответы с буквами. Например:
24 | Р |
(Дети должны получить выражение: РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ)
Что получилось? (Вывешивается карта Хакасии, показ слайда с названием темы.) Цель нашего путешествия республика Хакасия. Как вы думаете, почему именно Хакасия?
Чтение стихотворения:
Хакасия, край мой! Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней
Широкие степи, высокие горы,
Навеки в душе сохранились моей!
2. Посмотрите внимательно на выражения на доске, в их ответах зашифрованы названия городов. Все ли выражения решены, верно?
24 : 4 7 = 42 | 35 + 5 5 = 8 | 27 : 9 8 = 24 | (80 – 8) : 9 = 71 | 36 : 6 + 4 6 = 30 |
По классу развешаны таблицы, на которых рядом с ответом записано название города:
Абаза-42 | Черногорск-8 | Абакан- 60 | Сорск-30 | Саяногорск-24 |
Дети находит табличку, и помещают на доску. Показывается слайд с названием городов.
Какой город является столицей Хакасии? А знаете ли вы, сколько лет г. Абакану исполнилось в этом году? Чтобы узнать решите следующую задачу. Показывается слайд:
В 1991 году Абакану исполнилось 60 лет, это на 17 лет меньше, чем сегодня. Узнай сколько лет Абакану сейчас?
III. Закрепление
1. Скажите, сколько в нашей республике городов? Посмотрите следующий слайд. Прочитайте.
В Хакасии 5 городов, а больших сел в 2 раза больше. Сколько больших сел в Хакасии?
Какая это задача простая или составная? Реши ее устно.
Измените, вопрос задачи, чтобы она стала составной. Составь выражение и запиши в тетрадь
Проверка. Показ слайда.
2. Богата и разнообразна природа Хакасии. Знаете ли вы, что в Хакасии около 500 озер.
На следующем слайде задание:
Шира, Беле, Черное, Иткуль – самые большие озера Хакасии. Самое глубокое 17 м. Это не Черное. Шира глубже Черного, но мельче чем Беле. А Иткуль равно глубине Шира. Поставь каждое озеро в порядке убывания по глубине.
Проверка:
Беле – 17 м
Шира = Иткуль – (16 м)
Черное – (3 м)
Затем сообщается глубина других озер. (Беле – уникальное озеро разделено песчаной перемычкой на две половины, одна пресная, а другая соленая). Показ слайда.
Физкультинутка
Хакасская народная игра “Окрас”. Показ слайда
3. Посмотрите еще раз на названия городов. Название, какого города вам приятнее всего видать, слышать, произносить? Почему?
Показ слайдов с видами г. Абазы. Звучит фонограмма.
Абаза – удивительный город. “Жемчужина Хакасии”, как ласково называют наш городок гости, да и сами жители. И это не преувеличение. Город раскинулся в предгорьях Саян и как бы окольцован синими реками, изумрудом тайги, снежными горными вершинами. Тайга наша гордость. Какие хвойные деревья растут в нашей тайге?
Кедр – это сибирская сосна, растет несколько сотен лет. Ценится своей древесиной, целебными свойствами.
Ребята, а чем еще популярен кедр? Показ слайдов.
На следующем слайде задача:
С 3 кедров собирают 30 кг орехов. Сколько кг орехов собирают с 8 кедров?
– Можем мы ответить на вопрос задачи? Почему?
– Можем ли узнать, сколько кг орехов собирают с одного кедра?
Решение. Проверка.
4. Богат и разнообразен животный мир нашей тайги и всей Хакасии в целом. Но многие животные уже занесены в Красную книгу.
Показ слайда. Задание:
В Красную книгу Хакасии включено: 4 вида рыб, земноводных и пресмыкающихся по 3 вида каждый, птиц- 80 видов, млекопитающих- 15 видов.
Можно ли сказать, что это задача? Почему? Поставь вопрос. Составь выражение и реши задачу?
Проверка. Показ слайда.
5. Вычисли и расположи в порядке возрастания ответы, и ты узнаешь, кто изображен на гербе Абазы:
Д Е Д Е М Ь В |
28 : 7 5 = 4 6 : 8 = 3 8 : 6 = 54 : 6 4 = 40 : 10 4 = 42 : 7 8 = 1 49 : 7 = |
Решение. Проверка:
1 | 3 | 4 | 7 | 9 | 20 | 48 |
М | Е | Д | В | Е | Д | Ь |
Показ слайда изображением герба г. Абазы.
Почему изображен медведь? Что обозначают цвета на гербе?
IV. Итог урока
Проанализируйте работу на уроке. Что удалось за время урока? Что нового и интересного вы узнали на уроке? Где в жизни пригодятся эти знания?