Тема: все профессии важны.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Неусыпова Н. М. Толковый словарик русского языка: Пособие для учащихся нач. классов / Под ред. Т. Г. Рамзаевой.- М.: Просвещение, 1989.
- Виноградова Н. Ф. Учимся думать и фантазировать: 1-й класс: Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Учебник для учащихся 1-го класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Выставка книг:
- Русанов А.В. Хочу быть токарем. Для детей младшего школьного возраста. Новосибирское книжное издательство, 1988.
- Маяковский В. В. Кем быть. Издательство “Советская Россия” 1974.
- Заводов А. И. Как построили детсад. Стихи для детей дошкольного возраста. Мордовское книжное издательство, 1973.
- Навроцкий А.Г. О кузнецах и кузницах. Рассказы. Издательство “Малыш” 1990.
- Все работы хороши: стихи и рассказы. – М.: Детская литература, 1986.
Цель: расширение знаний и представлений детей о профессиях.
Задачи:
- Знакомство с рабочими профессиями.
- Развитие речи.
- Развитие умения оценивать свою работу.
- Воспитание сознательного отношения к выбору профессии.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Добрый день. Прочитайте, пожалуйста, тему урока. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
Действительно, сегодня разговор пойдет о профессиях. Мы вспомним названия известных профессий и узнаем о малознакомых, может быть даже неизвестных для вас. Будьте внимательны, все новое постарайтесь запомнить.
3. Всесторонняя проверка знаний.
Прежде чем говорить о профессиях, подумайте и скажите, что такое профессия? Что обозначает это слово?
Значение слова можно узнать в Толковом словаре.
Возьмите Толковый словарик, найдите слово: “Профессия”.
Читаем: “Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность”.
А как вы думаете, как называется профессия людей, которые составляют такие словари? (Ученые). Нужна ли такая профессия? Если ДА, то объясните, для чего?
4. Подготовка к усвоению новых знаний.
Сейчас мы познакомимся с профессией, которая известна миру с давних времен. Отгадайте загадку.
1) Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
2) Кто испек сегодня торт?
Торт красивый, праздничный,
Словно домик сказочный? (Кондитер)
3) Кто печет хлеб, пироги? (Пекарь)
5. Усвоение новых знаний.
К этой группе профессий относится еще 1 профессия, называется она булочник. Это слово устаревшее, правильнее произносить [булошник], но допускается сейчас и [булочник]. Послушайте рассказ о работе булочника и ответьте на вопрос: “Как пекут булки?”
Сообщение приготовила.
Булочник. [1]
Люблю я ходить мимо булочной. За окном лежат румяные булки, вкусные крендели и сухари. Булки пекут из пшеничной муки. Муку разводят водой, прибавляют дрожжей и ставят тесто в квашне в теплое место. Когда тесто поднимется, тогда начинают его месить и лепят из него булки и крендели. Потом кладут их на железный лист и ставят в печь. Много работы булочнику, и работает он по ночам, чтобы утром были готовы к чаю свежие булки.
Как пекут булки? Из чего? Где готовится тесто? Что делает с тестом булочник?
Кто же такой булочник?
Из Толкового словаря: “Владелец магазина “Булочная”, сам печет булки”. Может быть, когда вы вырастете, кто-то из вас станет булочником.
Откройте Рабочую тетрадь, стр.9.
Прочитайте задание № 2: “Испеки” крендельки и баранки”. Выполните задание. Проверьте свою посадку. Раскрашиваем.
Прочитайте задание № 1: “Отгадай загадку и нарисуй отгадку: “Хорош пирожок, внутри творожок”. Что это? (Вареник). Кто готовит вареники? (Повар) Нарисуйте вареник.
Закрыли тетради.
Физ. пауза.
Месят тесто две руки: левая и правая.
Воду моря и реки загребают плавая.
Потянитесь так, как вам хочется.
Прочитайте на доске стихотворение и подумайте, о какой профессии идет речь.
К нам пришел сегодня в дом
Кто-то с гаечным ключом.
Он пришел сегодня к нам,
Чтоб сменить на кухне кран. (Слесарь)
Откройте учебник, стр. 19. На которой картинке изображен слесарь?
Составьте рассказ о профессии слесаря по плану.
- В чем состоит работа слесаря.
- Какими инструментами пользуется.
- Что бы случилось, если б исчезли слесари?
Посмотрите на верхнюю картинку справа. Кто изображен? (Столяр)
Из словаря: “Столяр – рабочий, специалист по тонкой тщательной обработке дерева и изготовлению изделий из него”.
Как называется рабочий стол столяра? (Верстак)
Какими инструментами пользуется столяр? (Рубанком, ножовкой, молотком, топором)
Какую пользу приносит столяр?
Физ. пауза.
6. Проверка понимания учащимися нового материала.
Итальянский писатель, Джанни Родари, утверждает, что каждая профессия имеет свой запах. Послушайте стихотворение, которое так и называется “Чем пахнут ремесла?” [2].
Ремесло – занятие, дело, работа. Постарайтесь запомнить названия профессий, о которых мы сегодня еще не говорили. Слушаем.
Чем пахнут ремесла?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской-
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
О каких рабочих профессиях вы услышали? (О стекольщике, маляре, рыбаке)
Как пахнет от бездельников?
Что надо делать, чтобы от вас так не пахло?
7. Домашнее задание.
Подумайте, какую профессию вы хотели бы приобрести, когда вырастите? Представьте себя через 20 лет, вам будет по 27 лет, и дома нарисуйте себя в какой-либо профессии. А мы с ребятами на следующем уроке попробуем определить, какую профессию вы выбрали.
8. Подведение итогов.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? О каких профессиях? Больше узнать о разных профессиях вам помогут такие книги (выставка книг).
Взять их можно в библиотеке.
На следующем уроке мы продолжим разговор о профессиях.
9. Самоанализ.
Откройте Рабочую тетрадь, стр.11. Оцените и отметьте, как вы выполнили задания на уроке.
Спасибо за работу.
Список литературы:
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе: Практическое пособие для подготовки детей. – М.: ООО “Издательство АСТ” ; “Премьера” ; “Аквариум” , 2000.
- Родари Дж. Чем пахнут ремесла? Стихи. Перевод с итальянского С. Маршака. –Москва “Детская литература” 1989.