Развитие мотивационной готовности детей к школе в процессе познания истории родного города

Разделы: Работа с дошкольниками


Мотивационная готовность к школе является одной из важных аспектов образования в рамках психологической готовности детей к школе. Ее развитие необходимо для успешной учебной деятельности ребенка, скорейшей адаптации к новым социальным и жизненным условиям, для безболезненного вхождения в новую систему отношений, для развития потребности в достижении успехов, сформированности иерархии мотивов, получению информации об окружающем мире. Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизических функций и кончая возникновением вложенных личностных новообразований. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во временной среде, с эмоциональным отношением к ней. Воображение в старшем дошкольном возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста, происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации.

Детство – важный этап в становлении личности. В эти годы закладываются основы нравственности, эстетические представления, воспитываются патриотические чувства. Старшие дошкольники обладают достаточным количеством знаний, которые помогают им проявлять интерес к проблемам происшедшим и происходящим во взрослом мире. Это проявляется в стремлении больше узнать о своем родном городе, родной Елабужской земле, крае в котором растут, что является одним из условий успешного развития мотивационной готовности детей к школе.

Раскрытие красоты и неповторимости родного города, развитие чувств гордости, любви и восхищения к Малой Родине являются целью для формирования социально – адаптированной личности ребенка, ориентированной на общечеловеческие ценности и способной к дальнейшему обучению в школе.

Развивая данное направление выделили следующие ЭТАПЫ:

  1. ознакомление с историческими и культурными достопримечательностями города;
  2. расширение представления об особенностях географического положения города;
  3. уточнение представления о героях гражданской и Великой Отечественной войны;
  4. приобщение к приоритетам современной жизни Елабуги, к труду и мировоззрению ее жителей;
  5. развитие интереса и любви к истории родного города и края.

В нашем детском саду практикуются наблюдения дошкольников за историческими (социальными) явлениями и процессами; экскурсии по достопримечательностям города; выполнение индивидуальных заданий по изучению исторических объектов.

Ознакомление с историей города, которая началась в XI веке объединила и заинтересовала детей в изучении родного города, его прошлого, настоящего и будущего. Дошкольники с интересом знакомились с какими-либо событиями, связанными с древним городом Республики Татарстан – Елабугой: историческими названиями происхождением города, археологическими раскопками Ананьинского могильника, легендами о местной достопримечательности – Чертовом городище, преданиями о древней деревянной крепости, о содержании указа императрицы Екатерины II. Знания и понимание содержания национальной культуры, истории родного города, края, сути исторических явлений осуществляют духовно-нравственное развитие детей. Процесс усвоения исторических событий, имеет личностную окраску и включает в себя ее аспект индивидуального восприятия и понимания.

Формирование и развитие духовно-нравственной личности неразрывно связано с усвоением родного языка, развитием эмоционально-ценностных отношений личности к культуре своего народа, его быту и истории.

Актуальной задачей современности является стремление побудить у детей познавательный интерес к историческим местам родного города, края и их изучению; углубление знаний в активной самостоятельной деятельности. Через экскурсии, прогулки познакомили детей с достопримечательностями города: краеведческим музеем, домом-музеем Шишкина И.И., домом-усадьбой Н.А. Дуровой, памятниками: Н.А. Дуровой, И.И. Шишкину, М.И. Цветаевой, Стахееву и т.д. По мнению великих педагогов – дидактов самое благоприятное время приобщения к историческим ценностям – это период дошкольного детства. В ходе организованных экскурсий в дом-музей И.И. Шишкина, дети ощутили атмосферу бережного отношения людей к памяти великого художника. В дискуссии с детьми рождалось понимание мира, который отобразил художник.

Детям нравится рассуждать о своих впечатлениях, высказывать собственные мнения и соображения, не ориентируясь на некий образ. Во время дискуссий рождается множественная интерпретация произведений искусства, что создает благоприятные условия для изменения в психологическом развитии ребенка – отход от эгоцентризма.

Целевые прогулки на площадь Памяти, в музей летчика-испытателя А.Н. Епанешникова к мемориалу и памятнику военным, павшим в горячих точках последних десятилетий, неоценимы в плане эмоционально-патриотического воспитания.

Таким образом – главная цель развития мотивации к школьному обучению в процессе познания родного города достигнута. Необходимо помнить и не упустить время первоначального становления личности для формирования основ таких жизненно необходимых качеств, как любовь к родине, родному краю, городу, где ты родился и живешь, дому, семье к своему народу, к природе, уважение к старшим, любознательность. Процесс изучения истории родного края, города, культуру обычая, обряды, традиции, способствует расширению у детей кругозора знаний, прививает любовь к языку, народу, а значит, повышает культуру.

Лекторий – беседа для детей «Береги и люби свой город»

Программное содержание:

  1. Воспитание патриотизма, любви к своему городу, чувство привязанности к родным местам.
  2. Формирование экологической культуры личности: процесс и результаты усвоения системы знаний, умений и навыков в области изучения и воздействия на природную среду.
  3. Совершенствовать воспитание нравственных качеств; потребность в самооценке. психологической наблюдательности и умении делать хорошее.

Наш родной город Елабуга – это частица России. Здесь, как и в других городах страны люди трудятся, соблюдают традиции, живут дружно, берегут и охраняют природу. Присмотритесь внимательнее к тому, что происходит вокруг, сложная и неисчерпаемая жизнь. У взрослых и детей вырабатываются различные представления о ценностях – добре, справедливости, но вместе с тем и существуют общечеловеческие ценности (нормы нравственности, культурное наследие). Ваш мир – это ваш дом, семья, двор, улица, парк в который вы ходите гулять, ближайший лес, речка, поле – все то, что окружает вас и самым непосредственным образом влияет на вашу жизнь. Вы должны видеть и понимать величие родного края тем самым вы ощутите причастность к прекрасному миру.

Елабуга окружена уникальными лесами. Их красоту воспел в своих картинах великий художник Иван Иванович Шишкин. Вы сможете оценить эту красоту, наслаждаясь пением птиц, шумом вековых деревьев. Для этого необходимо охранять окружающую среду, природу от загрязнения и разрешения.

Природа Земли уже не в состоянии нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Мы можем изменить ситуацию, если перестроим наше отношение к природе; ответственное и бережное отношение должно прийти на смену потребительскому. Вы должны научиться любить и защищать все. что связано с природой, совершать добрые дела там, где нужно быть ответственными за будущее своей природы.

Дух захватывает от древности, где стоит Елабуга. Елабуга - жемчужина купеческого градостроения. Она представляет собой единый архитектурный ансамбль. Улицы Набережная, Покровская, Казанская – целый ряд интереснейших особняков, корпусов, сеть магазинов, учебных заведений – здесь жили самые богатые купцы. Благотворительная деятельность формировала в городе атмосферу особой духовности, что являлось условием для появления гениальных людей.

Посещая памятники Н.Дуровой и М.Цветаевой, Д. Стахеева и И.Шишкина, Александровский сад и Чертово городище, вы можете узнать об историческом прошлом нашего города. Преклоняемся перед подвигами наших земляков, которые внесли неоценимый вклад в победу и гордимся трудовыми подвигами своих отцов и дедов.

Вы обратили внимание, как изменился наш город за последнее время?

Как хорошеет город наш,
Вы только посмотрите,
Проспекты, улицы. дворы
Все расцвело в садах.

Мы живем в небольшом городе. Человечество вынуждено решать проблему собственного выживания и решать ее всем миром. Вам ребята необходимо приучатся не рвать цветы, не ломать кустарники, не портить деревья. Любоваться красотой клумб на улицах родного города, бережно относиться к насекомым. птицам , животным.

Общаясь с родной природой, познавая мир растений и животных нашего региона, вы вырастите добрыми, терпеливыми, трудолюбивыми, милосердными, любящими свой родной край. Эти черты прочно войдут в ваш характер и станут его основой.

Каждый из вас любит свою малую родину и несмотря на проблемы, социально-экономическое состояние города, села или деревни, где мы родились, нас, несомненно, будет тянуть туда, потому что тонкая ниточка родства, объединяющая нас с родным краем, присутствует в любом возрасте, в любом человеке.