Урок-игра. Тема: "Что мы умеем и знаем"

Разделы: Химия


Тема: Основные классы неорганических веществ

Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме «Основные классы неорганических соединений», подготовиться к контрольной работе.

Задачи:

Обучающие. Повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, реакция нейтрализации, типы химических реакций, индикаторы; проверить умения составлять уравнения химических реакций, экспериментально распознавать кислоты, щелочи, решать цепочки химических превращений; анализировать и систематизировать вещества по их строению, составлять рассказ по картинке и отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.

Развивающие. Развивать мышление (анализ, соотнесение), долговременную память, интерес к предмету.

Воспитательные. Воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, поведение в кабинете химии, наблюдательность при просмотре видеосюжета, умение находить и решать экологические проблемы.

План

  1. Организационный момент (правила игры) (2 мин).
  2. Конкурс 1 «Мозаика» (5 мин, 2 балла).
  3. Конкурс 2 «Третий лишний» (2 мин, 1 балл).
  4. Конкурс 3 «Опыт, опыт, опыт!» (3 мин, 2 балла).
  5. Конкурс 4 «Химическая тайнопись» (6 мин, 6 баллов).
  6. Конкурс 5 «Заморочки на листочках» (3 мин, 4 балла).
  7. Конкурс 6 «Умники и умницы» (5 мин, 5 баллов).
  8. Конкурс 7 «Зашифрованная цепь» (6 мин, 4 балла).
  9. Конкурс 8 «Эти кислотные дожди» (5 мин, 5 баллов).
  10. Конкурс 9 «Лабиринт» (4 мин. 4балла)
  11. Итоги конкурсов (сумма баллов каждой команды, максимально 33 балла).
  12. Итоги урока (объявление оценок) (2 мин).
  13. Домашнее задание (2 мин).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Презентация (слайд 1)

Учащиеся заранее распределяются по командам (если в классе всего 12 человек, то получается 2 команды по 6 человек), выбирают капитана каждой команды. Команда № 1 – «Вещество», команда № 2 – «Молекула».

Учитель объясняет правила игры.

Правила игры

  1. После каждого этапа учитель подводит итоги конкурса и выставляет баллы каждой команде.
  2. Капитан команды назначает своих участников ответственными по каждому конкурсу.
  3. Если кто-либо в команде в течение всей игры не принимает в ней участия, то со всей команды снимаются баллы (Отметьте, с каким настроением вы пришли на урок слайд 2)

Конкурс 1 «Мозаика»

Полный генетический ряд оснований Реакция соединения Щёлочи
Индикаторы Основные оксиды Соли
Кислые соли Кислоты Реакция нейтрализации
  1. синий цвет. Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет.
  2. красный цвет. Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками.
  3. зелёный цвет. Металл основный оксид основание соль.
  4. красный цвет. Растворимые в воде основания.
  5. зелёный цвет. Реакция, при которой из двух или более веществ образуется одно называется….
  6. синий цвет. Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками.
  7. красный. Оксиды, которым соответствуют основания.
  8. зелёный цвет. Реакция между кислотой и основанием с образованием соли и воды.
  9. синий цвет. Соли, в состав которых входят атомы металла и водорода, соединенные с кислотными остатками (слайд3)

Конкурс 2 «Третий лишний»

За 1 мин необходимо найти на каждой строке лишнюю формулу вещества и объяснить, почему именно эта формула лишняя.

Задание команде «Молекула».

Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:

1) H2О, Na2SO4, CO2 – …;

2) BaSO4, H2S, CaCl2 – …;

3) NaOH, CaO, Mg (OH) 2 – …;

4) H2SO3, HNO3, KNO3 – ….

Задание команде «Вещество».

Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:

1) H2SO3, KNO3, H2CO3 – …;

2) KOH, Ba (OH) 2, H2SO4 – …;

3) Na2CO3, N2O5, CaO – …;

4) Al (OH) 3, BaSO4, Ca (OH) 2 – …. (Проверка задания слайд 4)

Конкурс 3 «Опыт, опыт, опыт!»

Каждой команде выдается по три пробирки с веществами: NaOH, HCl, H2O (можно выдать приборы для работы в парах). За 1 мин, используя растворы индикаторов метилоранжа и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке находится каждое вещество, и объяснить почему. Максимальная оценка за конкурс – 2 балла. Учитель после ответа команд определяет, про какой из выданных индикаторов более подробно расскажет каждая команда. Учитель напоминает обучающимся правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами.(Слайд 5)

Конкурс 4 «Химическая тайнопись»

Задание команде «Молекула».

1) … + … = Cu (OH) 2 +Na2 SO4

2) Ca + Cl2 = …;

3) Cu (OH) 2 = …+ ...;

4) … + … =2P2O5;

5) CaO + … = CaSO4 + ...;

6) … + 6HCl = 2AlCl3 + 3….

Задание команде «Вещество».

1) … + … = KCl + H2O;

2) Na + Cl2 = …;

3) Fe (OH) 2 = … + …;

4) … + … = ZnS;

5) CuO + 2… = Cu (NO3)2 + …;

6) … + 2HCl = ZnCl2 +…. (Слайд 6)

Конкурс 5 «Заморочки на листочках»

Каждая команда записывает ответы на листочках и отдаёт ассистентам:

  1. Как называются соли хлороводородной кислоты?
  2. Напишите формулу сульфата калия
  3. К какому классу веществ относят негашеную известь?
  4. Формула кислотного остатка ортофосфорной кислоты.
  5. Дайте названия следующим соединениям: CO2, Ca (NO3)2, H2SO4, KOH, Na2O. (Слайд 7)

Конкурс 6 «Умники и умницы»

Задание команде «Молекула».

Какое количество кислоты соответствует 49г H2SO4?

Задание команде «Вещество».

Найти массу 5моль Ca(OH)2 (Слайд8)

Конкурс 7 «Зашифрованная цепь»

Задание команде «Вещество»

Напишите уравнения реакций для цепочки химических превращений.

Cu CuO Cu (NO3)2 Cu (OH)2 t CuO

Задание команде «Молекула»

Напишите уравнения реакций для цепочки химических превращений.

Ca CaO Ca (OH)2 CaCO3 CO2

За 4 мин командам необходимо написать уравнения реакций, расставить коэффициенты и указать типы реакций. Затем они обмениваются выполненными заданиями и проверяют друг друга. Время на проверку – 2 мин.

Конкурс 8 «Эти кислотные дожди»

Команды составляют рассказ об образовании кислотных дождей и их влиянии на окружающую среду. (Слайд 9) 

Конкурс 9 «Лабиринт»

Команды помогают лисёнку пройти химический лабиринт.

Ответ: 1,2,5,6,9,4,7 (Слайд 10)

Учитель в роли главного судьи подводит итоги конкурсов, благодарит за работу на уроке. (Слайд11) Подсчитывается сумма баллов каждой команды, выставляются оценки каждому члену команды. (За всякого не принимавшего участия в игре учащегося из копилки команды вычитается по 1 баллу.)

Итоги конкурсов

Учитель в роли главного судьи подводит итоги конкурсов. Подсчитывает сумму баллов каждой команды и выставляет оценки каждому члену команды. (За всякого не принимавшего участия в игре учащегося из копилки команды вычитается по 1 баллу.)

Домашнее задание

Уровень A

1. С каким из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор H2SO4: ZnO, Ag, H2O?

Напишите уравнение возможной реакции, укажите ее тип и расставьте коэффициенты. Назовите образующуюся соль.

2. Напишите уравнения реакций, для цепочки превращений:

Me MeO Me (OH)2.

Уровень B

1-й вариант

1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор KOH: SO2, Ca(OН)2, HCl, CuCl2? Напишите уравнения протекающих реакций, укажите тип каждой реакции и расставьте коэффициенты. Назовите образующиеся соли.

2. Напишите уравнения реакций для цепочки превращений:

Me MeO Me (OH)2 MeCl2

3. Определите массу гидроксида калия, образующегося при взаимодействии 3,8 г оксида калия с водой.

Уровень C

1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор серной кислоты: оксид углерода(IV), гидроксид калия, серная кислота, хлорид бария, оксид цинка? Напишите уравнения протекающих реакций, укажите тип каждой реакции и расставьте коэффициенты. Назовите образующиеся соли.

2. Напишите уравнения реакций для цепочки превращений:

углерод оксид углерода(IV) угольная кислота карбонат кальция.

3. Определите массу оксида меди(II), который образуется при разложении 56 г гидроксида меди(II).

Рефлексия.

Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке, оцените, на сколько вы смогли их достичь? В какой степени? Проанализируйте свою работу на уроке и сделайте вывод.

С каким настроением вы уходите с урока. Нарисуйте. (Дети рисуют мордашку, характеризуя свое настроение) (слайд 2)

Презентация