Тема: Основные классы неорганических веществ
Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме «Основные классы неорганических соединений», подготовиться к контрольной работе.
Задачи:
Обучающие. Повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, реакция нейтрализации, типы химических реакций, индикаторы; проверить умения составлять уравнения химических реакций, экспериментально распознавать кислоты, щелочи, решать цепочки химических превращений; анализировать и систематизировать вещества по их строению, составлять рассказ по картинке и отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.
Развивающие. Развивать мышление (анализ, соотнесение), долговременную память, интерес к предмету.
Воспитательные. Воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, поведение в кабинете химии, наблюдательность при просмотре видеосюжета, умение находить и решать экологические проблемы.
План
- Организационный момент (правила игры) (2 мин).
- Конкурс 1 «Мозаика» (5 мин, 2 балла).
- Конкурс 2 «Третий лишний» (2 мин, 1 балл).
- Конкурс 3 «Опыт, опыт, опыт!» (3 мин, 2 балла).
- Конкурс 4 «Химическая тайнопись» (6 мин, 6 баллов).
- Конкурс 5 «Заморочки на листочках» (3 мин, 4 балла).
- Конкурс 6 «Умники и умницы» (5 мин, 5 баллов).
- Конкурс 7 «Зашифрованная цепь» (6 мин, 4 балла).
- Конкурс 8 «Эти кислотные дожди» (5 мин, 5 баллов).
- Конкурс 9 «Лабиринт» (4 мин. 4балла)
- Итоги конкурсов (сумма баллов каждой команды, максимально 33 балла).
- Итоги урока (объявление оценок) (2 мин).
- Домашнее задание (2 мин).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Презентация (слайд 1)
Учащиеся заранее распределяются по командам (если в классе всего 12 человек, то получается 2 команды по 6 человек), выбирают капитана каждой команды. Команда № 1 – «Вещество», команда № 2 – «Молекула».
Учитель объясняет правила игры.
Правила игры
- После каждого этапа учитель подводит итоги конкурса и выставляет баллы каждой команде.
- Капитан команды назначает своих участников ответственными по каждому конкурсу.
- Если кто-либо в команде в течение всей игры не принимает в ней участия, то со всей команды снимаются баллы (Отметьте, с каким настроением вы пришли на урок слайд 2)
Конкурс 1 «Мозаика»
Полный генетический ряд оснований | Реакция соединения | Щёлочи |
Индикаторы | Основные оксиды | Соли |
Кислые соли | Кислоты | Реакция нейтрализации |
- синий цвет. Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет.
- красный цвет. Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками.
- зелёный цвет. Металл основный оксид основание соль.
- красный цвет. Растворимые в воде основания.
- зелёный цвет. Реакция, при которой из двух или более веществ образуется одно называется….
- синий цвет. Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками.
- красный. Оксиды, которым соответствуют основания.
- зелёный цвет. Реакция между кислотой и основанием с образованием соли и воды.
- синий цвет. Соли, в состав которых входят атомы металла и водорода, соединенные с кислотными остатками (слайд3)
Конкурс 2 «Третий лишний»
За 1 мин необходимо найти на каждой строке лишнюю формулу вещества и объяснить, почему именно эта формула лишняя.
Задание команде «Молекула».
Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:
1) H2О, Na2SO4, CO2 – …;
2) BaSO4, H2S, CaCl2 – …;
3) NaOH, CaO, Mg (OH) 2 – …;
4) H2SO3, HNO3, KNO3 – ….
Задание команде «Вещество».
Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:
1) H2SO3, KNO3, H2CO3 – …;
2) KOH, Ba (OH) 2, H2SO4 – …;
3) Na2CO3, N2O5, CaO – …;
4) Al (OH) 3, BaSO4, Ca (OH) 2 – …. (Проверка задания слайд 4)
Конкурс 3 «Опыт, опыт, опыт!»
Каждой команде выдается по три пробирки с веществами: NaOH, HCl, H2O (можно выдать приборы для работы в парах). За 1 мин, используя растворы индикаторов метилоранжа и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке находится каждое вещество, и объяснить почему. Максимальная оценка за конкурс – 2 балла. Учитель после ответа команд определяет, про какой из выданных индикаторов более подробно расскажет каждая команда. Учитель напоминает обучающимся правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами.(Слайд 5)
Конкурс 4 «Химическая тайнопись»
Задание команде «Молекула».
1) … + … = Cu (OH) 2 +Na2 SO4
2) Ca + Cl2 = …;
3) Cu (OH) 2 = …+ ...;
4) … + … =2P2O5;
5) CaO + … = CaSO4 + ...;
6) … + 6HCl = 2AlCl3 + 3….
Задание команде «Вещество».
1) … + … = KCl + H2O;
2) Na + Cl2 = …;
3) Fe (OH) 2 = … + …;
4) … + … = ZnS;
5) CuO + 2… = Cu (NO3)2 + …;
6) … + 2HCl = ZnCl2 +…. (Слайд 6)
Конкурс 5 «Заморочки на листочках»
Каждая команда записывает ответы на листочках и отдаёт ассистентам:
- Как называются соли хлороводородной кислоты?
- Напишите формулу сульфата калия
- К какому классу веществ относят негашеную известь?
- Формула кислотного остатка ортофосфорной кислоты.
- Дайте названия следующим соединениям: CO2, Ca (NO3)2, H2SO4, KOH, Na2O. (Слайд 7)
Конкурс 6 «Умники и умницы»
Задание команде «Молекула».
Какое количество кислоты соответствует 49г H2SO4?
Задание команде «Вещество».
Найти массу 5моль Ca(OH)2 (Слайд8)
Конкурс 7 «Зашифрованная цепь»
Задание команде «Вещество»
Напишите уравнения реакций для цепочки химических превращений.
Cu CuO Cu (NO3)2 Cu (OH)2 t CuO
Задание команде «Молекула»
Напишите уравнения реакций для цепочки химических превращений.
Ca CaO Ca (OH)2 CaCO3 CO2
За 4 мин командам необходимо написать уравнения реакций, расставить коэффициенты и указать типы реакций. Затем они обмениваются выполненными заданиями и проверяют друг друга. Время на проверку – 2 мин.
Конкурс 8 «Эти кислотные дожди»
Команды составляют рассказ об образовании кислотных дождей и их влиянии на окружающую среду. (Слайд 9)
Конкурс 9 «Лабиринт»
Команды помогают лисёнку пройти химический лабиринт.
Ответ: 1,2,5,6,9,4,7 (Слайд 10)
Учитель в роли главного судьи подводит итоги конкурсов, благодарит за работу на уроке. (Слайд11) Подсчитывается сумма баллов каждой команды, выставляются оценки каждому члену команды. (За всякого не принимавшего участия в игре учащегося из копилки команды вычитается по 1 баллу.)
Итоги конкурсов
Учитель в роли главного судьи подводит итоги конкурсов. Подсчитывает сумму баллов каждой команды и выставляет оценки каждому члену команды. (За всякого не принимавшего участия в игре учащегося из копилки команды вычитается по 1 баллу.)
Домашнее задание
Уровень A
1. С каким из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор H2SO4: ZnO, Ag, H2O?
Напишите уравнение возможной реакции, укажите ее тип и расставьте коэффициенты. Назовите образующуюся соль.
2. Напишите уравнения реакций, для цепочки превращений:
Me MeO Me (OH)2.
Уровень B
1-й вариант
1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор KOH: SO2, Ca(OН)2, HCl, CuCl2? Напишите уравнения протекающих реакций, укажите тип каждой реакции и расставьте коэффициенты. Назовите образующиеся соли.
2. Напишите уравнения реакций для цепочки превращений:
Me MeO Me (OH)2 MeCl2
3. Определите массу гидроксида калия, образующегося при взаимодействии 3,8 г оксида калия с водой.
Уровень C
1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор серной кислоты: оксид углерода(IV), гидроксид калия, серная кислота, хлорид бария, оксид цинка? Напишите уравнения протекающих реакций, укажите тип каждой реакции и расставьте коэффициенты. Назовите образующиеся соли.
2. Напишите уравнения реакций для цепочки превращений:
углерод оксид углерода(IV) угольная кислота карбонат кальция.
3. Определите массу оксида меди(II), который образуется при разложении 56 г гидроксида меди(II).
Рефлексия.
Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке, оцените, на сколько вы смогли их достичь? В какой степени? Проанализируйте свою работу на уроке и сделайте вывод.
С каким настроением вы уходите с урока. Нарисуйте. (Дети рисуют мордашку, характеризуя свое настроение) (слайд 2)