Статья "Использование кроссвордов для формирования исследовательских умений и пользовательских навыков"

Разделы: Информатика


Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. Становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности у студентов и учащихся должны быть достаточно сформированы определенные качества, умения и навыки. Овладение студентами и учащимися исследовательскими умениями – одна из главных задач профессионального образования. Среди базовых умений, необходимых для исследовательской деятельности учащихся, выделяются следующие: умение видеть проблемы; умение ставить вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определения понятиям; умение классифицировать: умение наблюдать; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Все эти умения не возникают сами собой – их необходимо формировать и развивать в ходе выполнения специально подобранных заданий. Компьютер, как универсальное устройство для работы с информацией, может оказать огромное влияние на формирование умений, необходимых исследователю.

Широкое применение современных ЭВМ позволяет использовать их возможности для решения самого широкого круга информационных задач во всех областях человеческой деятельности. Использование интегрированных гибких программных систем – характерная черта современных информационных технологий. Для пользователя Windows наибольший интерес представляют «мощные» приложения, которые в последнее время стали чрезвычайно популярны. К их числу относятся, прежде всего: текстовый редактор MS Word, табличный процессор MS Excel, базы данных MS Access, создание презентаций Power Point.

Компьютерные технологии обладают большими потенциальными возможностями в плане развития интеллектуально-творческого потенциала личности подростка. В качестве основных факторов здесь выступают: использование программного обеспечения в целях обогащения содержания образования; расширения возможностей предъявления учебной информации; экономия учебного времени за счет исключения рутинных операций при обработке различного рода учебной информации; расширение сферы самостоятельной, в том числе исследовательской деятельности учащихся; вариативность видов учебной деятельности.

Реализация исследовательского метода в обучении ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Для развития творческой деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими – соучениками, учителем. Они не должны бояться сделать ошибку.

Одной из многочисленных форм работы, направленной на формирование исследовательских умений и развитие навыков работы с компьютерными программами, является составление, разгадывание и оформление кроссвордов.

Составление и разгадывание кроссвордов – прекрасная возможность попрактиковаться в определении понятий. В кроссвордах мы сталкиваемся с самыми разнообразными определениями различных предметов, явлений, событий. Особенно ценно, что эти определения мы не можем рассматривать в каком-то контексте, они предстают перед нами сами по себе – приходится не только мыслить логически, но и активизировать собственные знания, а часто и воображение.

Следует учитывать, что составление кроссворда не является самоцелью – более важны умения и навыки, приобретенные в процессе работы. Среди них:

  • умение давать определения понятиям и находить термины по описанию;
  • умение работать в графическом, текстовом, табличном редакторах и базах данных;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации в разнообразных источниках;
  • умение классифицировать и структурировать найденный материал;
  • умение оформлять и защищать свою работу;
  • потребность доводить работу до конца.

Кроме вышеперечисленных умений, которые приобретает и развивает учащийся, он имеет возможность применять и развивать свои творческие способности.

Определяя понятие, мы указываем, что оно означает, выявляем признаки, входящие в его содержание. С помощью определения понятий мы указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других. Определение является одним из самых надежных способов, предохраняющих нас от недоразумений в общении, исследовании, споре. Несмотря на то, что роль определения не только в исследовательской практике, но и в жизни человека очень высока, встречаются они в рассуждениях и детей и взрослых не так часто, как следовало бы. Главная причина этого явления – отсутствие культуры мышления. А итогом этого становятся бессмысленные споры, порождающие обиды.

Формы работы по созданию кроссвордов могут быть различны и зависят от уровня подготовки учащихся и тех обучающих и развивающих целей, которые ставит преподаватель. Приведем некоторые из этих форм:

  • Предлагаются уже заполненная сетка кроссворда и определения использованных терминов, но соответствие между ними учащийся должен установить сам.
  • Предлагаются сетка кроссворда, в который внесены 1–2 термина и, отдельно, остальные термины и определения к ним. Учащийся должен расставить термины в сетке и подобрать к ним определения (желательно, чтобы определений было предложено больше, чем терминов, т. е. учащийся должен «отсеять» лишние и неправильные определения).
  • Предлагается набор терминов. Сетку кроссворда учащийся рисует сам, а так же находит определения к терминам (на начальном этапе – можно пользоваться учебной и научной литературой, в дальнейшем – учащийся дает определение понятию сам). <Приложение 1>
  • Задается тема и количество требуемых слов в кроссворде. Учащийся сам подбирает термины, определения к ним, рисует и заполняет сетку.

Для оформления работы можно использовать различные возможности информационных технологий. Преподаватель выбирает среду для создания кроссворда в зависимости от имеющегося опыта учащихся и изучаемой прикладной программы:

  • Графический редактор Paint – создание правильных геометрических фигур, копирование и вставка объектов, создание и вставка рисунков. <Приложение 2>
  • Текстовой редактор MS Word – используются Автофигуры со вставкой текста или кнопка Надпись (панель Рисование), копирование и перемещение объектов, вставка и создание рисунков (своих или из коллекции редактора). <Приложение 3>
  • Текстовой редактор MS Word – используется таблица, которая сначала заполняется, затем удаляются все линии сетки и добавляются только те, которые обрамляют вставленные буквы кроссворда. <Приложение 4>, <Приложение 5>
  • Текстовой редактор MS Word – используется гипертекстовый документ для создания справочника – «Базы данных» терминов и их определений, используемых учащимся.
  • Табличный процессор MS Excel – таблица заполняется как и в Word, но текст определений представлен как всплывающая подсказка при нажатии на ячейку с номером понятия. <Приложение 6>
  • Базы данных MS Access – создание базы данных терминов и определений, распределенных по темам – простые и связанные таблицы.

Несмотря на понимание необходимости развития познавательных способностей в процессе обучения, реальное внедрение технологий развития познавательных способностей учащихся происходит медленно. Связано это, с одной стороны, с тем, что преподаватели, в большом числе случаев, пока не овладели дидактическими основами развития познавательных способностей учащихся, не усвоили условий их успешного развития в процессе обучения, и, в связи с этим, не в состоянии использовать развивающие технологии в рамках «своего» учебного предмета. С другой стороны, это связано с недостатками современных учебников и учебных пособий, зачастую имеющих описательный характер. Потребностью сегодняшнего дня является переход с усвоения готовых знаний на уроке к самостоятельной исследовательской деятельности учащегося.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Из опыта использования информационных технологий на уроках «Фестиваль педагогических идей». Издательский дом «1 сентября», 2006–2008
  2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006