Задачи урока:
- Обучающая: познакомить с понятием и нормами международного гуманитарного права (МГП).
- Развивающая: развитие умений анализировать исторические документы, логического мышления
- Воспитательная: воспитывать негативное отношение к проявлению жестокости на войне; подвести учащихся к осознанию того, что человек всегда, даже во время войны, должен оставаться гуманным.
Оборудование: презентация, видеофильм про военнопленных, копии ЖК № III ,IV, проверочные работы по числу учащихся, учебник 11 класса.
Ход урока
I. Сообщение темы, задач урока.
Когда гремит оружие, законы молчат.
Цицерон
слайд 1 – Приложение 1
Проверка домашнего задания: ’’опрос’’
- Какие уставы относятся к уставам ВС РОССИИ?
- Дайте определение уставу?
- Когда был создан первый устав, и какой?
- При каком царе уставы стали пополняться?
- Какой устав ввел Петр I?
- Какой устав был добавлен в 1884 году?
- Какие уставы появляются в IXX в?
- После Великой Октябрьской Социалистической революции все уставы были отменены, что пришло взамен уставам?
- О чем говорит дата 14 декабря 1993 года?
- С чего начинается устав?
II. Объяснение нового материала
В жизни существует много различных правил. Правила ПДД, правописания, гигиены, спортивных игр, даже уставы, это свод правил. А вот ответьте мне на вопрос
– А существует ли правила ведения войны?
– А что такое милосердие?
Просмотр фильма. (отношение к военнопленным в годы ВОВ)
– Милосердно ли то, что вы увидели?
XX в. – век, чудовищных разрушений, самый кровопролитный в истории человечества. За последние 3400 лет на Земле было 250 лет мира.
- В наполеоновских войнах 1805-1815 гг. число убитых составляло около миллиона.
- В I мировой войне – 10 миллионов в пропорции 20 участников военных действий на одно гражданское лицо.
- Во II мировой войне за 6 лет было убито 62 миллиона, что составляет 1:4.
- В современных войнах, по прогнозам экспертов соотношение 1:2.
Но война есть война. Вооруженные люди одной армии убивают войнов армии противника. И жертвами становятся, к сожалению, не только военные, но и гражданское население, потерявшие жилище и имущество, нажитое годами. Беженцы, спасающиеся в чужих краях от насилия, грабежей.
– Нужна ли, защита гражданскому населению или людям, которые не могут уже воевать (раненые, военнопленные)?
Опыт, накопленный человечеством, содержит и положительные и отрицательные ответы на эти вопросы. Еще во втором тысячелетии до нашей эры в древнем Египте археологи нашли надпись: «накорми врага своего». Многие правители, как Фридрих Великий и Бенджамин Франклин, заключали договор, где обязались содержать и кормить военнопленных как собственных солдат. Но таких примеров в истории очень мало.
Первые попытки, установить правила войны, были сделаны после Крымской воины (1853-1856 гг).
1869 г. ЖК установила правила международной охраны больных и раненых войнов. А 1899 г. было продолжено развитие в Гаагской конвенции.
В 1912 году на основе этих двух соглашений для русской армии был разработан ”Наказ Русской армии о законах и обычаях сухопутной войны”.
Работа с учебником. Стр 87.
Для того, чтобы ограничить бесчеловечность последствий военных действий в 1949 г. была принята ЖК о защите жертв войны, которая является свидетельством того, что международное сообщество было встревожено преступлениями, которые совершались против гражданского населения во II мировой войне. (слайд 2)
Основополагающими источниками являются 4 ЖК и 2 дополнительных протокола 1977 г.
Надо заметить, что почти все страны мира являются участниками ЖК. А Россия, тогда еще СССР, присоединилась к ЖК в 1954 г.
Но нельзя сказать, что Россия не делала попыток присоединения. В 1868 году Россией был подан проект, но события на Балканском полуострове и Русско-турецкая война отвлекли внимание Европы от вопроса пересмотра ЖК.
Зачитывание проекта. (слайд 3)
Такие договоры, как ЖК, и есть – «ПРАВО ВОИНЫ». (слайд 4)
В боевых действиях принимают участие КОМБАНТАНТЫ – лицо, входящее в состав вооруженных сил и непосредственно принимающее участие в боевых действиях. К ним относится весь личный состав, кроме медработников, а также личный состав ополчений, партизанских отрядов и других формирований. (слайд 5)
Запрещается участие детей до 15 лет в военных действиях. Но все же вопреки нормам МГП, дети участвуют в военных действиях и оказываются с оружием в руках. В случае ареста или задержания дети должны содержаться в помещениях отдельных от взрослых. И если ребенок совершил преступление, за которое предусмотрена смертельная казнь, то смертельный приговор не приводится в исполнение.
(слайд 6)
Как мы уже говорили, что во время войны страдают ещё и ценности страны. Придуманы обозначения, которые, указывают на то, что не при каких обстоятельствах нельзя прикасаться на:
- военная и гражданская мед. служба, военный духовой персонал.
- ГО. Войска ГО входят в состав МЧС России и согласно ЖК они не участвуют в боевых действиях. Но на защиту всегда должны быть готовы.
- обозначенные культурные ценности (памятники, музеи, раскопки археологов).
- обозначенные культурные ценности под особой защитой (хранилища ценностей, недвижимость, банки).
- установки и сооружения, содержащие опасные силы (АЭС, дамбы, платины).
(слайд 7)
Решение задач. (Приложение 2)
III. Заключение
Выводы:
- значение МГП?
- всегда ли вам легко соблюдать правила?
- почему довольно часто МГП не соблюдается воюющими сторонами?
Серьезные нарушения право войны квалифицируются, как военные преступления. Установлены санкции уголовного характера, но, к большому сожалению, остается безнаказанно.
(слайд 8)
Таблица №1.
№ | Знал | Узнал | Хочу узнать о… |
Домашнее задание: Сравнить, как защищает личность человека МГП и права человека?
Презентация – Приложение 1, задачи и ответы – Приложение 2.