Урок математики в 1-м классе по теме "Число 7. Цифра 7"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • изучение числа 7 и состава числа 7
  • написание цифры 7;
  • совершенствовать мыслительные операции;
  • развивать речь, внимание, память, мышление.

Оборудование: телевизор, DVD.

Ход урока 

I. Организационный момент.

(откройте тетради и приготовьтесь к работе)

II. Актуализация знаний.

1. Числовой ряд.

  • рассмотрите внимательно картинку на экране.
  • что видите?
  • как можете назвать одним словом?
  • что вы знаете о насекомых?
  • какую работу можно выполнить?
  • на какие группы можно разделить всех насекомых?
  • поставьте на доске число-магнит и запишите в тетради то число, которое соответствует количеству бабочек (5)
  • количеству божьих коровок (1);
  • количеству всех стрекоз (6);
  • количеству стрекоз с зеленым тельцем (3)
  • количеству жучков красного цвета. (2);
  • посмотрите на ряд чисел. (5, 1, 6, 3, 2) Какого числа нет из тех, что мы с вами изучили? (4) Запишите.
  • что можете сказать про ряд чисел?
  • запишите в порядке возрастания, в порядке убывания.
  • какую работу с числами умеем выполнять?

2. Сравнение чисел.

Игра «Молчанка». (Показываю детям таблички с неравенствами, они показывают знаки «согласен», «не согласен».)

Физминутка. 

III. Постановка проблемы.

  • возвращаемся к картинке на экране. Кто из вас сможет сосчитать всех жуков на картинке?
  • кто покажет число 7 на лестнице и расскажет все, что о нем знает?

  • кто догадался, с каким числом будем сегодня работать?

IV. Открытие нового.

1. Число 7.

  • где в жизни вы встречались с числом 7? (Цвета радуги, дни недели, в пословицах и поговорках, семь чудес света и т.д.)
  • в древности число 7 считали магическим, священным. Возможно это связано с тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, звук, вкус) через семь «отверстий» в голове. Давайте посчитаем. Когда-то семерка была самым большим числом, поэтому часто встречается в пословицах и поговорках в значении «всё»: «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут». А если вы отгадаете загадки, вы вспомните сказки, в которых тоже встречается по семь героев.

Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота –
Гномов этих имена
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы,
Называется она…
(«Белоснежка и семь гномов»)

Волк в этой сказке петь не мог
И кузнец ему помог.
Дверь тогда распахнулась
И бедой всё обернулось.
Назовите без подсказки
Вы названье этой сказки.
(«Волк и семеро козлят»)

(на экране появляются иллюстрации к этим сказкам)

2. Знакомство с цифрой 7.

  • посмотрите на цифру 7. На что похожа?

Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.
С. Маршак

Семь – точно острая коса.
Коси коса, пока роса.
Г. Виеру

  • посмотрите, как изобразил её художник.

  • а теперь мы с вами поучимся писать эту цифру. Но сначала подготовим пальчики, т. е. выполним гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

  • откройте стр.3. Найдите цифру 7 на клеточках внизу страницы.
  • посмотрите, как пишется цифра 7 (пишу на доске с объяснением)
  • обведите по воздуху цифру на табличке.
  • теперь обведите две цифры в учебнике и пропишите до конца строки.
  • подчеркните самую красивую цифру 7.

3. Состав числа 7.

  • найдите на табло косточки домино. Что можете сказать о составе числа 7?
  • сколько гномиков на табло? Посчитайте по порядку.
  • эти гномики помогут вам выполнить задание №1 на стр. 2.
  • что видите? (отрезок)
  • на сколько частей разбили отрезок? (на 7)
  • сколько белых частей? (6)
  • сколько красных? (1)
  • назовите целое? Части?
  • прочитайте числовое выражение разными способами (6+1=7)
  • обведите целое в кружок, части подчеркните.
  • выполните оставшиеся задания самостоятельно.
  • проверьте, такие выражения получились? (На доске образец для проверки)
  • кто все выполнил верно, поднимите руку? Молодцы!

Физминутка для глаз.

  • пока мы выполняли задание, насекомые с экрана разлетелись. Найдите глазками божью коровку большую, маленькую, бабочку. Проводите глазами бабочку в гости к маленькой божьей коровке, к большой, обратно и т. д.

4. Последовательность числового ряда от 1 до 7 (в прямом и обратном порядке).

  • найдите №6 на стр.3. Что делает гномик? В каком порядке?

Помогите гномикам, соединив пеньки и фонарики в прямом и обратном порядке.

  • поменяйтесь учебниками и проверьте работу соседа.
  • кто не нашел ошибки у соседа, поднимите руку?

Молодцы!

V. Итог урока.

  • что нового узнали на уроке?
  • что интересного было на уроке?
  • дополните мое выражение: 7 это…
  • кто помогал вам сегодня добывать знания?

Молодцы!

VI. Домашнее задание:

  • узнайте у родителей пословицы и поговорки, в которых встречается семерка. Подумайте, какой смысл в них заключен?