Задачи:
- уточнять знания детей о месяцах года, как временном отрезке, называть последовательность месяцев в году;
- упражнять в определении времени по часам с точностью до часа и получаса;
- упражнять в счете в пределах до 20;
- продолжать учить составлять и решать простейшие арифметические задачи в пределах 10, записывать их, используя цифры до 10 и знаки;
- закреплять умение ориентироваться на тетрадной странице, выполнять задания под диктовку;
- формировать пространственную ориентировку по плану-схеме группы;
- развивать зрительное восприятии, активизировать и стимулировать зрительные функции.
Методы и приемы: рассматривание, показ, объяснение, вопросы и ответы, художественное слово, аудиозапись, практическая деятельность детей, упражнения подражательно-исполнительного характера.
Материал и оборудование: кукла, ведро, конверт, снежинка, картинки времен года, цифры от 1-12, часы, следочки с цифрами от 10-20, грамзапись «Вьюга», карточки на каждого «Какая фигура лишняя?», «Из каких геометрических фигур животное?», стенд, схема, цифры, знаки, тетради, карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Ребята. Давайте встанем в круг, посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу. А теперь поздороваемся, друг с другом и подарим улыбки в первый весенний день.
(Стук в дверь).
– Кто же к нам пришел? Да это же Настенька из знакомой нам сказки, из какой? (Настя здоровается).
– Ребята! Вы заметили, что она очень печальная. Что же с ней случилось?
– Оказывается она потеряла ведерко…
– Где же его искать? (У бабушки Вьюги)
– А где же искать Бабушку Вьюгу? (Настенька объясняет)
– А вы согласны помочь Настеньке?
– Путь будет нелегкий. В лесу огромные сугробы снега, как лучше пройти? (на лыжах).
Лыжи весело возьмем,
И по снегу мы пойдем, (имитация движения)
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко
Тихонечко шагаем (скользим)
Меж деревьев и кустов
Змейкой обойдем.
И к пушистым елочкам
Вскоре мы придем!
– Вот мы и в лесу (педагог читает четверостишье).
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Осторожно в лес войди,
Тайну леса не буди!
2. «Назови ощущения»
– Какие звуки можно услышать в лесу? (ответы детей)
– Какие запахи почувствовать? (ответы детей)
– Как человек ощущает себя в лесу, если он один? (чувствует страх от величия леса).
– А если не один, а с друзьями? (радость, восторг)
3. «Снежинка»
– Ой! Посмотрите, какая большая и красивая снежинка. А здесь еще и конверт. Интересно, от кого он? (От Бабушки Вьюги)
Читает педагог: Чтобы найти Настино ведро, вы должны выполнить мои задания. Предупреждаю, это будет нелегко, если вы сомневаетесь в своих силах, вы можете вернуться…
– Как ребята, не вернемся!
4. «Назови время правильно»
Вот часы, вы должны в 9 часов 30 минут или пол 10-го все закончить! Иначе колдовство не подействует.
– Сколько сейчас времени на часах? (9 часов).
– Как расположены стрелки?
– Итак, нам надо поторопиться и быть дружными и старательными.
5. «Месяцы года»
– Вот картинки времен года (цифры по количеству месяцев)
– Назовите зимние месяцы.
– С какого месяца начинается зима?
– Какой он по счету в году?
– Какой второй зимний месяц?
– Какой он по счету в году?
– Какой третий, по счету?
– Разложите к временам года цифры, какая к какому времени года соответствует и к месяцам… (дети самостоятельно выполняют)
– Почему к весне 3, 4, 5?
– К лету 6, 7, 8?
– К осени 9, 10, 11 (ответы детей)
– Я думаю, Настенька довольна вашими успехами и меня вы порадовали.
6. «Назови цифры правильно»
– Вот следы с цифрами.
– Первого или второго десятка? Проверим, называйте!
– Нам надо пройти по следам и не ошибиться! (ребята идут друг за другом по следам)
7. «Послушай и угадай» (Грамзапись вьюги)
– Что это за звуки?
– Это Бабушка Вьюга подает сигнал, что мы не должны терять время. Мы с вами переждем вьюгу и снова продолжим выполнять задания.
(дети ставят стулья полукругом и садятся)
8. «Какая геометрическая фигура лишняя»
– На столе карточки возьмите по одной и найдите ту сторону, где в углу нарисован красный круг.
– Рассмотрите внимательно, что вы видите? (геометрическую фигуру)
– Какая лишняя?
9. «Угадай, из каких фигур состоит животное»
– А теперь переверните другой стороной, где нарисован синий круг.
– Из каких фигур изображено животное? (лиса из овалов)
– А теперь изобразим этих животных, которые живут в зимнем лесу.
10. Физминутка:
Серый волк бежал по лесу (ноги назад)
А за ним бежит лиса (имитируем)
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста
С ветки на ветку рыжий зверек
Весело прыгает, скок-скок-скок (прыжки).
Подошел к дороге
Мишка из берлоги
Лапами захлопал
По снегу затопал (имитируем)
11. «Графический диктант по клеткам»
– А вот и вьюга закончилась, наверное, она довольна вашими успехами, и мы продолжаем выполнять заданию Бабушки Вьюги (ребята выполняют задания под диктовку педагога в тетради). Что получилось? (самолёт).
12. «Решаем задачи»
– А теперь нам нужно решить задачи (по карточке) и записать их с помощью цифр и знаков (самостоятельная работа).
Яблоки в саду поспели
Мы отведать их успели
5 румяных, наливных,
3 с кислинкой, сколько их?
6 веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
– Молодцы! Вы были старательными, мне приятно, как вы работали.
– Давайте посмотрим, сколько сейчас времени? 9.30 мин.
– Как сейчас стоят стрелки?
– Ну, вот мы и успели выполнить задания.
13. «Читаем схемы»
– Ой, ребята! А вот еще и схема, посмотрим внимательно и прочитаем ее (схема группы).
– Где мы сейчас находимся, покажите по схеме (у доски).
– Где мы были? (между аквариумом и столами, в центре).
– Вот стрелка, которая нам указывает, куда идти дальше (к шкафу с игрушками).
– Подойдем! Нет ли здесь ведерка? Да вот же оно! Мы его нашли!
Анализ занятия:
– Как нам удалось? (мы были старательными и дружными)
– Теперь порадуем Настю, позовем… и отдадим ее ведерко. Попрощались, я ее провожу…
– Вы были молодцы, порадовали и гостей и меня и Настю, и Бабушку Вьюгу!
– И за это она вам приготовила сюрприз. Вот шкатулка. Как узнать, не открывая, что в ней лежит (понюхать, послушать)
– Опустите руку, пожалуйста, какой формы?
– Какое на ощупь, Что это? (клубочки)
– Возьмите их! Какого они цвета? Они не простые, их нужно размотать, и вы узнаете, что внутри! (перематывают, внутри конфета).
Итог: Вот наша дружба и старания помогли пройти испытания!