Урок по предмету "Мир вокруг нас" в 1-м классе. Тема: "Что мы знаем о нашей стране и о своем крае?"

Разделы: Начальная школа


ТЕМА: Что мы знаем о нашей стране и о своём селе?

ЦЕЛИ:

  • выяснять и систематизировать знания детей о своей стране и о селе,
  • дополнять новой информацией;
  • знакомить детей с государственными символами России;
  • обогащать словарный запас детей, ввести понятие «малая Родина»;
  • расширять кругозор учеников;
  • воспитывать гражданственность и патриотизм младших школьников,
  • любовь и уважение к своим близким и односельчанам;
  • воспитывать чувство гордости за великую Россию, интерес к её истории и истории своего села.

ОБОРУДОВАНИЕ: глобус, государственные символы (флаг, герб, гимн) аудиозапись Гимна России, портрет Д.А.Медведева, заготовки для флага (у каждого белая, синяя, красная полоса бумаги), рисунки и фотографии уголков России в разное время года, мультимедийный проектор и фотографии «Запрудиха – моя малая Родина», материалы об истории создания совхоза «Запрудихинский», фотографии передовиков производства разных лет.

ПОДГОТОВКА: дети учат стихи о Родине, на урок приглашаются родители, они готовят рассказы – воспоминания о своём школьном детстве, о своей малой Родине.

ХОД УРОКА

Учитель (показывая глобус): Ребята, что это такое?

Дети: Глобус.

Учитель: Глобус – модель Земли. Земля – планета, на которой мы живём. Вот на глобусе наша страна - Россия, вот город Москва – столица России.

Послушайте слова Юрия Яковлева и вы сможете сформулировать тему нашего урока: «В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, уде он родился.

Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью».

О чём будем говорить сегодня не уроке?

Дети: будем говорить о Родине.

Учитель: Для каждого из нас родина является самым дорогим местом. Родина начинается с семьи, с самых близких вам людей – мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестёр.

Растёте вы, и вместе с вами растёт понятие Родина.

Ребята, что такое Родина? Где ваша Родина? (Ответы детей).

Родина – это ваша страна, родной край, ваше село, улица, ваш дом, школа, друзья и близкие вам люди.

Из поколения в поколения передаётся народная мудрость о Родине.

(можно раздать карточки с напечатанными пословицами читающим детям)

Родина – мать, умей за неё постоять.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Всякому мила своя сторона.
Дома и стены помогают.
На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Выступление детей. Дети читают стихи о Родине, выученные дома.

Олеся:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,

Яна:

Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей
Мы Родиной милой зовём.

Гоша:

За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали – Россия.

Алина:

Россия… Россия…
Раздолье… Равнины…
Берёзы босые, седые осины
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства
И всё же не можем никак наглядеться.

Учитель: Откуда появилось такое название – Россия?

В стародавние времена наша страна называлась Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это место, по которому течёт река меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут – Россией.

Что объединяет нас всех, присутствующих в этом классе?

Дети: Все мы – россияне!

Учитель: Каждое государство имеет свои символы. Государственные символы России – это флаг, герб, гимн.

ФЛАГ Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине полосами: белая, синяя, красная. Белый цвет выражает чистоту устремлений, синий – волю к миру, красный – готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Где вы видели флаг России?

Давайте сделаем модели флагов. Вы отгадываете загадку и приклеиваете полоску нужного цвета.

Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете (белом).

Спокойны и чисты рек русских воды,
Прозрачны и светлы как вечер зимни
И благороден и просторен небосвод,
Художник их раскрасил в (синий).

Россия много войн пережила,
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под знаменем победы ярко – (красным).

ГЕРБ – это знак отличия, важнейшая эмблема государства. Подойдите и давайте рассмотрим фотографию герба. (дети рассматривают, описывают, что нарисовано на гербе).

ГИМН – торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. Мелодия гимна написана Александром Васильевичем Александровым, слова – Сергеем Владимировичем Михалковым. Гимн звучит на военных парадах, торжественных праздниках. Во время исполнения гимна, его слушают стоя, исполняют тоже стоя, мужчины снимают головные уборы. Когда звучит гимн, можно петь слова гимна или слушать молча, нельзя смеяться или разговаривать. Этим мы проявляем уважение к главной песне своей Родины. Давайте послушаем .

(Все встают и слушают Гимн Российской Федерации).

Гимн России.

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!

Припев:

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда

Выступление мамы – Перевертиной Любови Владимировны.

– Моя малая Родина – посёлок Степной. Я училась там в начальной школе, мою первую учительницу звали Симоненко Анна Ивановна. Затем училась в посёлке Октябрьский, окончила среднюю школу. Всегда вспоминаю Степное, как там было весело, много друзей. И вы, ребята, став взрослыми, тоже, я думаю, с теплотой будете вспоминать свою малую Родину, свой первый класс, своих учителей.

Учитель: наша с вами малая Родина - Запрудиха, так названо село от прудов, в которых запруживали воду. Селу около восьмидесяти лет. Это не очень большой возраст для села. Сейчас остались два отделения - Степное и Зеленорощенское. Раньше к Запрудихе относились Курья и Хабаровское. Изначально совхоз создавался как овцеводческое хозяйство. Поголовье – 20000 овец. Постепенно в совхозе начинают обрабатывать целинные и залежные земли, распахивают новые поля, улучшается обработка почвы и повышается урожайность полей. Долгие годы совхоз гремел по всему краю как овцеводческое хозяйство. Многие труженики были награждены правительственными наградами. Образовывались настоящие животноводческие династии. У нас в классе учится Миронов Гоша, его дед и отец были чабанами, добивались большого настрига шерсти, высокого поголовья от овец. В последние годы овцы выведены, сейчас основное направление работы хозяйства – полеводство. В хозяйстве из года в год добиваются высокой урожайности пшеницы, богатого урожая.

(Дети рассматривают фотографии передовиков производства, первых директоров хозяйства, вырезки из старых газет, папки «История совхоза».)

Подведение итогов.

– Что вы запомнили? Что было наиболее интересным?

– Что такое Родина? С чего она начинается?

– Как должен человек относиться к своей Родине?

Посмотрите фотографии, на которых запечатлены уголки нашей малой Родины в разное время года и разное время суток (мультимедийка)

Берегите Россию –
Нет России другой,
Берегите её чистоту и покой.
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию
Без неё нам не жить
Берегите Россию,
чтобы вечно ей быть!

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Дик Н. Ф. Развивающие классные часы и праздники в начальных классах – Ростов- на-Дону: Феникс, 2006.
  2. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1–4 классы. – М: ВАКО, 2006.