Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностью пейзажа в тиражной графике.
- Развивать умения учащихся при выполнении гравюры (путём граттажа).
- Формирование эстетического вкуса; понимания роли изобразительного искусства в жизни общества.
- Формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту.
Оборудование и материалы: иллюстративный материал, компакт-диск «Эрмитаж. Искусство Западной Европы», тонированный картон с зарисовкой пейзажа (у каждого ученика свой), шило, подкладные доски, компьютер, мультимедиа, таблицы с новыми словами.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие!
- Говорят: «Понедельник- день тяжёлый». Я предлагаю это утверждение опровергнуть. Вот вашему вниманию плакат:
Такие мысли мне всегда помогут |
Я справлюсь У меня всё получится Я научусь Всё будет хорошо Я не буду бояться |
- Предлагаю воспользоваться его советами.
II. Постановка целей и задач урока.
- Как и всегда наш урок очень насыщен. Сегодня мы познакомимся с экспонатами «Эрмитажа», побываем и поработаем в мастерской гравёра, примем участие в создании очередной школьной выставки.
III. Работа над пройденным:
А) проведение цифрового диктанта:
- Это вид изобразительного искусства своим происхождением обязан двум русским словам, и называется он...(5-живопись),
- Приём нанесения штрихов слитно называется... (6-тушёвка).
- Основой языка этого вида изобразительного искусства является трёхмерный объём.
Назовите этот вид изобразительного искусства... (4-скульптура). - Этот жанр посвящен изображению животных и называется... (7- анимализм).
- 7 цветов образуют его... что? (1 -спектр)
(На доске: 1-спектр, 2-портрет, 3-штриховка, 4-скульптура, 5-живопись, 6-тушёвка, 7-анимализм.)
Б) устный опрос:
- Что такое графика? (вид изобразительного искусства, выполненный на плоскости).
- Что является основой языка графики? (работа чёрным по белому или белым по чёрному).
- Как называется жанр изобразительного искусства, посвященный созданию картин естественной или изменённой человеком природы? (пейзаж).
IV. Работа над темой урока.
A) вступительная беседа
- Книги, в древности, вы знаете, писали и рисовали вручную. Это трудоёмкий процесс и затрачивал много времени. Сегодня книг много. Многие из них снабжены иллюстрациями. А создавать иллюстрации помогают художники. Но они не расписывают их вручную в каждой книге. За них это делают машины, компьютеры. Всё это благодаря гравюре.
Гравюра - (фр.)- вид графики, заключается в вырезании или протравливании изображения на каком-либо материале.
Литография- гравюра на камне.
Линогравюра- гравюра на линолеуме.
Офорт - (фр.- крепкая вода)- гравюра на металле. Meдная или цинковая доска полируется и покрывается специальным лаком. Художник рисует на пластине острой иглой или пером; лак в этих местах снимается. Когда рисунок готов, пластину травят азотной или серной кислотой, которая разъедает незащищённые лаком места, образуя углубления. Затем эти бороздки остаются светлыми, а на остальное наносится краска. Специально вымоченная бумага накладывается на пластину, сверху кладётся войлок, затем прокатывается в специальном станке между двумя валиками.
Ксилография- (греч. ксило- дерево, графо- пишу)-гравюра на дереве. Резцы, которыми вырезают гравюру называют штихелем. (демонстрация)
Б) обратите внимание на экспонаты Эрмитажа, это произведения:
- Рембрандта (Голландия) «Три дерева» - выполнено в технике офорта, 1643 г.;
- Жака Калло (Франция) «Большая охота»- выполнено в технике офорта, 17 век;
- Уильяма Хогарта (Англия) «Четыре времени суток: утро» - выполнено в технике офорта, 1738 г. (просмотр на мультимедиа)- это всё пейзажи в графике.
Физминутка
V. Практическая часть.
А) знакомство с техникой работы.
Мы перемещаемся с вами в мастерскую гравёра. Думаю, вы догадались, что так называется профессия мастера или художника, который занимается вырезанием или протравливанием изображения на каком-либо материале. Работать будем в технике граттаж.
Граттаж - (фр.-царапать, скрести, др.греч.- царапина)- выполнение рисунка путём процарапывания острым инструментом затушёванных бумаги, картона.
Б) инструктаж по технике безопасности.
- Процарапывать мы будем с помощью шила или иглы. Это инструменты мастера.
Нужно помнить:
- Работать инструментами только на рабочем месте, на подкладной доске.
- Держать эти предметы, чтобы указательный палец лежал вдоль металлического стержня.
- Быть внимательным во время работы, не подносить к лицу, не брать в рот.
В) выполнение работы учащимися, оказание индивидуальной помощи.
VI. Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что интересного вы узнали?
Рассматривание работ учащихся. Обмен впечатлениями.
VII. Домашнее задание:
выполнить работу до конца. Может быть, кто-то пожелает оформить выставку работ в данной технике. Спасибо всем!