Цель урока: Сплочение группы ребят в лагере.
Задачи:
- Создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе.
- Способствовать установлению контакта между детьми (доброжелательное отношение друг к другу).
- Развивать навыки общения у детей.
- Создать условия для самораскрытия каждого ребенка.
Рассчитано на детей младшего школьного возраста.
Всего: 6 занятий продолжительностью 25-30 минут (занятия проводятся два раза в неделю).
План работы психолога
Дата (день) |
Психолого-педагогический блок “Чудинка” |
1 занятие |
|
2 занятие |
|
3 занятие |
|
4 занятие |
|
5 занятие |
|
6 занятие |
|
День 1
1. Приветствие – “Комплимент”
Цель: создание положительного эмоционального фона в группе.
Все дети встают в круг. Один из них поворачивается к своему соседу, здоровается и говорит ему что-нибудь хорошее, комплимент в его адрес. Тот в ответ должен сказать “спасибо”, взять его за руку и, в свою очередь, повернуться к соседу. И так до тех пор, пока каждый не услышит комплимент о себе. В итоге все берутся за руки, и образуется круг. Психолог делает вывод: “Посмотрите, в вашем отряде столько хороших, красивых, добрых… ребят”
2. “Ласковое имя”
Цель: создание условий для самораскрытия.
Дети сидят на стульях по кругу. Каждому ребенку сосед придумывает новое имя, начинающееся с первой буквы его настоящего имени. Например, Лена – ласковая, любознательная и т.п. Одновременно происходит обсуждение сказанного детьми.
3. “Узнайте друг друга”
Цель: игра проводится для того, чтобы дети могли лучше узнать друг о друге.
Психолог предлагает встать на определенное место всех, кто обладает общим признаком, например:
- У кого имя начинается с гласной буквы, и у кого с согласной – 2 группы
- У кого светлые волосы (блондины), темные волосы (брюнеты) или шатены – 3 группы
- У кого день рождения зимой (весной, летом и осенью) – 4 группы
- У кого дома есть домашние животные – 2 группы
- Кто любит фрукты, кто конфеты, а кто котлеты – 3 группы
- Кто умеет кататься на велосипеде
- Кто любит петь и танцевать и т.д. [2]
4. “Путаница”
Цель: сплочение группы
Дети выбирают одного из участников, который выходит за дверь. Остальные становятся в круг и берутся за руки. По команде психолога они, не бросая рук, путаются между собой. Психолог помогает детям запутаться. Когда готова путаница, зовут игрока, который находился за дверью. Его задача – распутать путаницу.
5. Прощание – “Добрая улыбка”
Цель: сплочение коллектива, завершение занятия.
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и дарят всем молча свою добрую улыбку. [1]
День 2
1. Приветствие – “Как сказочный персонаж”
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.
Детям необходимо выбрать сказочного персонажа и поздороваться так, как это сделал бы он. Остальные ребята должны узнать этого персонажа.
2. “Заколдованные друзья”
Цель: развитие умения чувствовать настроение другого человека, развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Психолог говорит: “В одной стране жил-был злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединял каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок, и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т.д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга за талии и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала – шаг двумя сросшимися ногами, потом единый шаг двумя боковыми ногами (показывает пример). Пройдитесь по комнате, привыкните друг к другу. Привыкли? Теперь попробуйте поесть. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите ложку, в другую – кусочек хлеба. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится”. [5]
3. “Разговор через стекло”
Цель: развитие навыков невербального общения.
Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание без слов позвать обедать вторых, вторым – пойти посадить дерево. Первые номера не должны знать, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. Затем проводится обсуждение, смогли ли участники понять друг друга, договориться. [4]
4. “Дружный поезд”
Цель: сплочение группы.
Дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
- Подняться и сойти со стула (“переехать через горы”)
- Проползти под столом (“въехали в тоннель”)
- Пробраться через “дремучий лес”
- Тихо-тихо проехать по “заколдованному лесу”. [3]
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.
5. Прощание – “Связующая нить”
Цель: сплочение коллектива.
Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе психолога натягивают нить. Психолог обращает внимание детей на то, что они составляют одно целое, и что каждый из них важен и значим в этом целом.
День 3
1. Приветствие – “Корабли в море”
Цель: сплочение группы, преодоление боязни тактильного контакта.
Дети свободно перемещаются по комнате под спокойную музыку, как будто “корабли плывут по морю”. Затем ведущий говорит, что “встречные корабли подплывают друг к другу и здороваются”: сначала руками, потом плечами, коленями, лбами, спинами и т.д.
2. “Две страны”
Цель: создание положительного эмоционального фона в группе.
Ведущий делит группу детей на две подгруппы. Затем ведущий рассказывает сказку: “Когда-то давно-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь очень печальном и грустном. А те, кто сидят от меня по правую руку, будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача – заразить смехом ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще грустит”. [5]
3. Коллективное дорисовывание
Цель: развитие эмпатии, умения чувствовать другого человека.
Детям дается задание нарисовать то, что им хочется. Дается некоторое время, но так, чтобы рисунок не был полностью завершен. По команде ведущего каждый должен передать свой рисунок соседу справа. В итоге происходит обмен рисунками. Теперь дети должны внимательно посмотреть на доставшийся им рисунок, попробовать догадаться, что хотел изобразить автор этого рисунка и дорисовать одну какую-то деталь. Далее рисунки снова передаются по кругу и так до тех пор, пока каждому ребенку не вернется рисунок, который они начинали рисовать сами.
Обязательно необходимо обсудить результаты: что получилось, с чем автор рисунка согласен, а что бы он не стал добавлять в свой рисунок и т.п. (т.е. насколько другие ребята смогли понять его замысел).
4. Прощание
Цель: развитие эмоциональной сферы.
На прощание участники дарят друг другу получившиеся рисунки.
День 4
1. Приветствие – “Снежинки”
Цель: сплочение коллектива.
Дети свободно передвигаются по комнате под спокойную музыку, как будто летающие снежинки. По команде ведущего снежинки подлетают друг к другу и соединяются: по 2, 3, 4 и т.д.
2. “Придумываем сказку, историю”
Цель: умение действовать сообща.
Дети сидят в кругу. Каждый ребенок называет любимого персонажа из сказки или рассказа, говорит, почему именно этот персонаж ему нравится, что у него есть с ним общего. Далее дети делятся на подгруппы, им дается задание придумать новую сказку с выбранными ими героями и инсценировать ее.
3. “Наш отряд в лучах солнца”
Цель: сплочение коллектива, создание благоприятной эмоциональной сферы.
На доске прикреплен лист ватмана с изображением солнца без лучей. Каждому ребенку дается “лучик”, на котором они должны написать, какой, по их мнению, у них отряд, положительные моменты, хорошие слова о лагере и отряде. Затем каждый приклеивает свой “лучик” к солнышку. Когда все “лучики” будут приклеены, ведущий зачитывает ответы, которые находятся на “лучиках”. Делается вывод.
4. Прощание
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Детям нужно придумать новые способы прощания. [1]
День 5
1. Приветствие
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.
Ведущий говорит: “Существует много способов приветствия, ваша задача придумать новый способ приветствия и поздороваться с каждым”. В конце упражнения обсуждается, у кого было самое интересное и необычное приветствие. [1]
2. “Животные”
Цель: развитие умений невербального общения.
Детям раздаются листочки с названиями разных животных, которые они никому не должны показывать. Всего видов животных может быть четыре, например: заяц, медведь, корова, лиса, но их должно быть по 4-5 штук, чтобы в итоге образовались 4 группы. Дети должны найти свою подгруппу, т.е. тех, у кого написано такое же животное, как и у них, но с помощью жестов, пантомимы и мимики (т.е. без помощи слов и звуков). В конце игры обсуждается, кто как искал: или ждал, когда другие отгадают и подойдут, или сам старался найти “своих”.
3. “Садовники и цветы”
Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Группа делится на две подгруппы. Ведущий говорит: “Есть цветы, которые стоят в вашем классе, долго не поливать водой – они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают и вянут, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами, а другая – садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями”. [5]
4. Прощание – “Открытка в подарок”
Цель: развитие положительных эмоций.
Дети разбиваются на пары. Ведущий говорит: “Сегодня мы с вами будем рисовать открытки в подарок друг другу. Нарисуйте открытку своему партнеру. Она должна быть очень красивая, нежная и добрая. Когда открытка будет готова, я подойду к каждому из вас, и вы продиктуете добрые слова и пожелания вашему другу, а потом подарите ему открытку”.
День 6
1. Приветствие – “Ты самый…”
Цель: умение находить положительные черты характера в других людях.
Для этого упражнения потребуется мяч. Ребята также садятся в круг. Тот, у кого в руках оказывается мяч, бросает его другому, при этом называя одноклассника по имени и говоря следующую фразу: “Ваня, ты самый…веселый (и т.п.)” Важно следить за тем, чтобы дети называли только положительные качества.
2. Коллективный плакат “Наш отряд!”
Цель: осознание своей значимости в коллективе.
Дети в подгруппах изготавливают из большого листа ватмана плакат на тему “Наш отряд” (рисование, аппликация – по желанию). На плакате должна отражаться жизнь в лагере, друзья, любимые занятия и т.п. Затем каждая подгруппа представляет свой плакат, дает пояснения.
3. Прощание – “Ура! Каникулы!”
Цель: завершение дня на положительной ноте.
На доске вывешивается большой лист ватмана с надписью “Каникулы”. Дети должны вырезать из цветной бумаги фигурку и написать на ней пожелание для всех на лето. Затем фигурки приклеивают на лист ватмана. Психолог зачитывает пожелания детей вслух (тоже пишет пожелание) и говорит свое собственное пожелание для всех ребят.
Литература
- Адаптационный период первоклассников и пятиклассников (из опыта работы психологической службы Воткинского района). Информационно-методический сборник “Образ” № 24/ Сост. Г.Г. Ломаева. – Воткинский район: Информационно-методический центр Воткинского РУО, 2006.
- Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологической сопровождение школьников. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 349 с.
- Коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы психологической службы Воткинского района). Информационно-методический сборник “Образ” № 25/ Сост. Г.Г. Ломаева. – Воткинский район.: Информационно-методический центр Воткинского РУО, 2006.
- Холмогорова В. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика “Школа добрых волшебников” – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.