Цель урока: совершенствовать знания о творчестве С. Маршака и В. Бианки; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в их произведениях.
Задачи:
- Образовательные:
- проконтролировать степень усвоения знаний, полученных на предыдущем уроке;
- познакомить с изменениями в природе, происходящими зимой;
- расширить представления детей о животных.
- Развивающие:
- формировать внимание, умение сравнивать, размышлять;
- способствовать развитию речи.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным, к природе, умение внимательно и доброжелательно слушать товарищей.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа
– Где вы были на прошлом уроке?
– Что видели во время экскурсии?
– Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
– Чем покрыты деревья, кустарники зимой?
– Какого цвета снег?
– Еще недавно уныло чернели голые, хмурые поля и леса. И вот наступила зима. И всё кругом бело. Зима, как художник, окрашивает пушистой белой кистью все вокруг. Деревья уже не кажутся голыми, они оделись в белый наряд, побелели и дорожки.
– Давайте вспомним стихотворение, которое выучили на экскурсии (И. Сурков “Зима”).
“Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело”.
– Снег всё сыплет и сыплет, а ветер кружит его, вздымает и гонит белым крутящимся вихрем. От холода прячутся в снег тетерева, рябчики, глухари. Снег служит надежным укрытием также для различных зверей. В густых еловых лесах спят медведи в берлогах. Медведь спит неспокойно: нет-нет, да и посмотрит зеленым глазом из отверстия в берлоге, затем повернется набок и опять спит. И ёж спит, его тоже засыпало снегом. Спит в глубокой норе барсук. Как тихо! Зимой не услышишь пение птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от холода. Снегопады в лесу засыпали все сорные травы с семенами, поэтому и пожаловали к нам пернатые гости, поближе к жилью людей. Не забывайте каждый день насыпать корм в птичью кормушку. Воробьи, синицы, снегири прилетают к кормушкам. Особенно много воробьев.
– В лесу теперь очень тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер лес. Но это только кажется.
– Посмотрите, сколько разных следов.
(Рисунок 1)
– Это следы зверей, птиц. Лес и сейчас живет интересной жизнью. Свои тайны он открывает тому, кто умеет внимательно читать книгу зимы.
II. Сообщение темы урока
– Давайте вместе совершим прогулку по зимнему лесу. А помогут нам в этом текст В. Бианки “Книга зимы” и стихотворение С. Маршака “Белая страница”.
1. Словарная работа
большая
распишется
гигантская
множество
таинственный
черточки
непонятные
огромная
– Найти слова, близкие по смыслу (гигантская,
огромная, большая).
– Расположить эти слова по мере увеличения
признака.
2. Чтение текста В. Бианки
– О каких “непонятных значках” и “таинственных
буквах” говорит писатель?
– Почему они таинственны?
3. Чтение про себя с заданием: определить сколько частей в тексте
– Давайте представим, что перед вами лежит книга – белая, снежная книга зимы.
А. Мы открыли книгу. Так давайте прочитаем первую страницу этой книги – 1 часть.
(Рисунок 2)
– Как покрыл снег землю?
– На что похоже заснеженные поля и поляны?
– Какая разница между полями и полянами?
– Как расписывается тот, кто проходит по снегу?
Б. Чтение 2 части.
(Рисунок 3)
– А почему страницы чистые?
В. Чтение 3 части.
– А что это за “черточки, точки, запятые”?
Г. Чтение 4 части.
Д. Чтение 5 части.
– Посмотрите на рисунок. Чьи следы нарисованы?
(Рисунок 4)
– Вот через поляну тянется ровный следок, он будто по нитке выведен. В углубление от передней лапы лиса точно опускает заднюю. Проходя где-нибудь несколько раз, она аккуратно ступает в прежний след. По размеру след лисы похож на собачий.
(Рисунок 5)
– А вот совсем другие следы: впереди рядом 2 больших отпечатка, а затем один за другим 2 маленьких. Такой след оставляет после себя заяц. Заяц весь день сидит под кустом. Снег белый и заяц белый – его и не видно. А ночью поскачет заяц искать пищу: кору погрызет у деревьев, особенно он любит осину.
4. Выборочное чтение
– Как выглядят зимой поля и поляны?
– Какие они, если только что покрылись снегом?
– Когда покрываются белые поля следами животных?
III.
– Мы познакомились с писателем, который с
любовью описал зимний лес. А теперь я прочитаю
стихотворение С. Маршака “Белая страница”.
– Понравилось? Чем?
А. Чтение про себя.
– О чьих следах рассказывается в этом стихотворении?
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Рисунок 1 |
Б. Чтение хором.
В. Чтение по частям.
IV.Обобщение.
– Что общего в произведениях В. Бианки и С.
Маршака?
– С чем поэт и писатель сравнивают поляны,
покрытые снегом?
– Как называется стихотворение С. Маршака?
– А как можно назвать эту страницу учебника?
– О чем говорят следы зверей и птиц на снегу? (Застывшая,
кажущаяся мертвой, зимняя природа жива)
– Смеркается. На небе зажглись первые звезды.
Застыл лес. Тишина. Но мы знаем: в лесу кипит жизнь
со своими радостями, со своими маленькими бедами.
V.Домашнее задание.