Урок по предмету окружающий мира во 2-м классе. Тема: "Что такое Родина?"

Разделы: Начальная школа


Тема: Что такое Родина?

Цель: подвести детей к осознанию понятия Родина; добиться усвоения важного понятия в жизни человека – «Родина».

Задачи:

  • Образовательные:
    • раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине.
  • Развивающие:
    • содействовать развитию речевой деятельности;
    • создать условия для проявления познавательной активности;
    • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • Воспитывающие:
    • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважение к истории Отечества, к малой Родине, бережное отношение к природе.

Ключевой вопрос урока: Что такое Родина?

Оборудование: карточки сословами: Родина, Отчизна, Отечество, мама, папа, народ, близкие, друзья;  карточки с пословицами и поговорками;  репродукции картин художников; песня « Что мы Родиной зовём», запись песни в исполнении Л. Зыкиной «Красно солнышко», учебники:. Виноградова Н. Ф Окружающий мир: учебник для 2 класса; Ефросинина Л,А, Литературное чтение: Учебник для 2 класса.

План урока.

1. Знакомство с многогранностью слова Родина.
2. Моя малая Родина.
3. Бережное отношение к природе.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Знакомство с многогранностью слова Родина – решение поставленной проблемы
– формулировка темы урока
– чтение текста
– размышления по теме
– работа со словарём
– исполнение песни
– погружение в проблему
– организация работы с текстом, словарём
– наблюдение за деятельностью детей
2. Моя малая Родина – выразительное чтение стихов
– слушание музыкального произведения
– рассматривание картин художников
– выступления учащихся
– декламация стихов
– постановка вопросов
– организация индивидуальной работы
– наблюдение за деятельностью детей
3. Бережное отношение к природе – поиск решения проблемной ситуации
– работа в группах
– создание проблемной ситуации
– организация работы в группах
– контроль

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Вводная беседа

– Начнём сегодняшний урок с прочтения текста. Какое чувство испытал папа, находясь в далёкой  стране?

III. Изучение нового материала

Чтение текста «О чём рассказал папа».

Дети  ещё спали, когда вернулся из командировки папа. Он работал много месяцев в далёкой стране Америке. Папа обнял сына и дочь и сказал с волнением в голосе:
– Ой, как же я соскучился!
– И по маме? – спросил Егор.
– И по маме!
– И по бабушке? – спросила Даша.
– И по бабушке! Я скучал по нашему дому, нашей улице, даже по нашей полянке в лесу, где мы с вами летом гуляли.
– Тебе не понравилась Америка? – удивились дети.
– Нет, Америка – красивая страна. И работа у меня была интересная. Но где бы человек ни находился и как бы ни было ему хорошо в другой стране, он скучает по родным местам, и он  хочет скорее вернуться домой. Другая сторона остаётся для него чужой, чужбиной, как говорили в старину.
– Почему? – снова спросил Егор.
Потому что человек очень любит свою родину, дом, где родился, город, где прошло его детство, где до сих пор живут его близкие и друзья.
Вот когда вы летом отдыхаете на даче, скучаете по городскому дому, по друзьям и школе?
– Да, и хотим быстрее вернуться домой!

– Какое чувство испытал папа, находясь в далёкой  стране?
– Из какой страны вернулся папа?
– По кому скучал папа?
Мама, бабушка, сын, дочь, дом, улица, поляна.
– Давайте ещё раз прочитаем последнее предложение.
– Почему герои рассказа хотят быстрее вернуться домой?
Близкие, друзья, детство.
Мама, бабушка, сын, дочь, дом, улица, поляна,  близкие, друзья, детство
– Каким словом можно назвать место, где наша мама, наша бабушка, наш дом, наша улица, наша поляна, наши близкие и друзья? (РОДИНА)
Сегодня на уроке мы должны определить, что такое родина?
Какие чувства мы испытываем к родине, и как люди могут выразить эти чувства.

– Что значит слово Родина?

Ученик: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Ученик: В толковом словаре  С. И. Ожегова даётся такое объяснение слов:
«Родина – это отечество, родная сторона».
«Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».
Мы живём в России. Это наша Родина. Мы – россияне.

– Назовите близкие по значению слова к слову Родина.

Родина, Отечество, Отчизна, Россия

Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает, учится, где живут его родные и близкие.  Родина, Отечество, Отчизна, Россия эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.

– Ребята, кто из вас знает, как нашу страну называли в старину? (РУСЬ)
– Давайте прочтём произведение С. Романовкого и узнаем, что значит загадочное слово «Русь».

Русь

Что обозначает само это загадочное слово – Русь?
Короткое – в один слог всего! – какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
– Что такое – Русь?
Русь – это страна, где много  рек и озёр, а русский – это человек, живущий  у воды.
Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.
Моя хозяйка анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь – он и зацвёл!
– На русь? – ахнул я.
– На русь, – подтвердила хозяйка.
– На русь?!
– На русь.
– Что такое русь?
– Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слёзы из глаз от радости.
Русь – светлое место!
Русь – страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!

Учитель: Что такое – Русь? (Табличка на доске)

– Какие чувства испытывает Романовский к своей Родине? Докажите словами из текста.

– Какое чувство к Родине передаёт Л. Зыкина в песне «Красно солнышко» на слова И. Шаферана?

– Давайте послушаем.

Красно солнышко

Умывает красно солнышко
Руки тёплые в росе.
И Россия, как Алёнушка,
Предстаёт во всей красе.
Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берёз Россия.
У неё коса пшеничная,
Родниковые глаза.
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.
Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берёз Россия.

– Какие чувства испытывает автор? Докажите словами из текста.

– Русь у Романовского – страна света, светлое место, И. Шаферан сравнивает Россию с молодой девушкой, с пшеничной косой и родниковыми глазами. А вот какой видит Россию Н. Рубцов:

Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

У Рубцова в памяти образ древней России, старинной.
– Какие ещё возникают образы, когда слышим слово Родина? (РОДИНА)

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

З.Александрова

Учитель:

Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

– Как верно говорят эти строчки.
– Каким видите вы образ родины?
– Что является для вас Родиной?
– Малая Родина – это наш Называевск.
Малая Родина – то место, где человек родился. (МАЛАЯ РОДИНА)
– Давайте послушаем стихи местных поэтов о нашей малой Родине.
Что чувствуют они к своему краю?

Люблю сибирские просторы:
луга зелёные, поля.
В лесах весёлый птичий гомон,
а в палисадах тополя.

И пусть нет гор и рек могучих,
на Называевской земле,
Но есть красавицы берёзы,
что так тревожат душу мне.

Я знаю точно, нет красивей
таких берёзок на земле.
Мои кудрявые подружки
до слёз тревожат душу мне.

Любовь Русенко (с. Лорис-Меликово)

На земле мест немало красивых,
Близких сердцу для многих людей,
Только есть уголочек России,
Он дороже всех нам и милей.
Край родной – Называевский край,
Отчий дом – уголочек Сибири.
Ты мне дорог – живи вечно в мире,
Край родной – Называевский край.

Ирина Кулешова

– Какое чувство выразили поэты к своему краю?

– Поэт передаёт свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией, а художник?

– Предлагаю вам посетить  картинную галерею наших Называевских художников. Экскурсоводами будут …

Выступления детей.

Рассказ о картинах Называевских художников.

1.Перед нами картина Называевского художника Анатолия Кладий.                           
Она называется «Берёзки». Берёза – это символ России, любимое народом дерево. Оно и лечит, и  душу исцеляет. О берёзе сложено много стихов и песен.
На картине изображена осень. Разноцветные берёзовые листья золотистым ковром лежат на земле. Чувствуется тишина и успокоение. Изображая лес,  автор выразил свою безграничную любовь к родному краю.

2. Мне очень понравилась картина  художника Геберта, которая называется «Край родной». На ней изображена природа Называевского края.
Художник использует  яркие радостные краски. Чувствуется любовь к родной природе. Здесь и берёзки, и полянка, и край болота, заросшего камышом.
Картина светлая, радостная, потому что это родная природа.

3. На картине Айдышева  Михаила Матвеевича изображён изгиб Иртыша.
Река Иртыш протекает по Омской области, в которой мы живём. Художник с любовью изображает закат летнего дня, любуется могучей сибирской природой, растущей на берегу реки. Чувствуется, что он любит полноводную реку и красоту её берегов.

– Какие чувства передали художники?

– А вы, ребята, как можете выразить чувства к родному краю? (Своими делами и поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы. Даже самый малый вклад каждого человека может принести большие результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ – счастливым.)

* * *

Учитель:

Е. Синицын «Берегите Россию»

Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без неё вам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,
Берегите Россию –
Нет России другой.

– Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно  и с каким чувствами относился  народ к своей Родине, говорится в пословицах.

IV. Игра «Составь пословицу»

Где кто родится,                                 чужбина – мачеха.
Жить –                                                 Родине служить.
Родина – мать,                                     там и пригодится

Объяснить, как понимаете эти слова.

V. Итог

Михаил Пришвин говорил:

«… Рыбе – вода,
птице – воздух,
зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна …»

– Что ж мы Родиной зовём? Я предлагаю вам спеть песню «Что мы Родиной зовём»

Песня «Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых
Взявшись, за руки идём.
Вот, что мы Родиной зовём
Вот, что любимой мы зовём
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Вот, что мы Родиной зовём
Вот, что любимой мы зовём
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Вот, что мы Родиной зовём
Вот, что любимой мы зовём.

VI. Рефлексия

Самооценка, взаимооценка и оценка учителя.