Тема: Что такое Родина?
Цель: подвести детей к осознанию понятия Родина; добиться усвоения важного понятия в жизни человека – «Родина».
Задачи:
- Образовательные:
- раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине.
- Развивающие:
- содействовать развитию речевой деятельности;
- создать условия для проявления познавательной активности;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- Воспитывающие:
- воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважение к истории Отечества, к малой Родине, бережное отношение к природе.
Ключевой вопрос урока: Что такое Родина?
Оборудование: карточки сословами: Родина, Отчизна, Отечество, мама, папа, народ, близкие, друзья; карточки с пословицами и поговорками; репродукции картин художников; песня « Что мы Родиной зовём», запись песни в исполнении Л. Зыкиной «Красно солнышко», учебники:. Виноградова Н. Ф Окружающий мир: учебник для 2 класса; Ефросинина Л,А, Литературное чтение: Учебник для 2 класса.
План урока.
1. Знакомство с многогранностью слова Родина.
2. Моя малая Родина.
3. Бережное отношение к природе.
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
|
1. Знакомство с многогранностью слова Родина | – решение поставленной проблемы – формулировка темы урока – чтение текста – размышления по теме – работа со словарём – исполнение песни |
– погружение в проблему – организация работы с текстом, словарём – наблюдение за деятельностью детей |
2. Моя малая Родина | – выразительное чтение стихов – слушание музыкального произведения – рассматривание картин художников – выступления учащихся |
– декламация стихов – постановка вопросов – организация индивидуальной работы – наблюдение за деятельностью детей |
3. Бережное отношение к природе | – поиск решения проблемной ситуации – работа в группах |
– создание проблемной ситуации – организация работы в группах – контроль |
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Вводная беседа
– Начнём сегодняшний урок с прочтения текста. Какое чувство испытал папа, находясь в далёкой стране?
III. Изучение нового материала
Чтение текста «О чём рассказал папа».
Дети ещё спали, когда вернулся из
командировки папа. Он работал много месяцев в
далёкой стране Америке. Папа обнял сына и дочь и
сказал с волнением в голосе:
– Ой, как же я соскучился!
– И по маме? – спросил Егор.
– И по маме!
– И по бабушке? – спросила Даша.
– И по бабушке! Я скучал по нашему дому, нашей
улице, даже по нашей полянке в лесу, где мы с вами
летом гуляли.
– Тебе не понравилась Америка? – удивились дети.
– Нет, Америка – красивая страна. И работа у меня
была интересная. Но где бы человек ни находился и
как бы ни было ему хорошо в другой стране, он
скучает по родным местам, и он хочет скорее
вернуться домой. Другая сторона остаётся для
него чужой, чужбиной, как говорили в старину.
– Почему? – снова спросил Егор.
Потому что человек очень любит свою родину, дом,
где родился, город, где прошло его детство, где до
сих пор живут его близкие и друзья.
Вот когда вы летом отдыхаете на даче, скучаете по
городскому дому, по друзьям и школе?
– Да, и хотим быстрее вернуться домой!
– Какое чувство испытал папа, находясь в
далёкой стране?
– Из какой страны вернулся папа?
– По кому скучал папа?
Мама, бабушка, сын, дочь, дом, улица, поляна.
– Давайте ещё раз прочитаем последнее
предложение.
– Почему герои рассказа хотят быстрее вернуться
домой?
Близкие, друзья, детство.
Мама, бабушка, сын, дочь, дом, улица, поляна,
близкие, друзья, детство
– Каким словом можно назвать место, где наша
мама, наша бабушка, наш дом, наша улица, наша
поляна, наши близкие и друзья? (РОДИНА)
Сегодня на уроке мы должны определить, что такое
родина?
Какие чувства мы испытываем к родине, и как люди
могут выразить эти чувства.
– Что значит слово Родина?
Ученик: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.
Ученик: В толковом словаре С. И.
Ожегова даётся такое объяснение слов:
«Родина – это отечество, родная сторона».
«Отечество – страна, где человек родился и к
гражданам которой он принадлежит».
Мы живём в России. Это наша Родина. Мы – россияне.
– Назовите близкие по значению слова к слову Родина.
Родина, Отечество, Отчизна, Россия
Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает, учится, где живут его родные и близкие. Родина, Отечество, Отчизна, Россия эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.
– Ребята, кто из вас знает, как нашу страну
называли в старину? (РУСЬ)
– Давайте прочтём произведение С. Романовкого и
узнаем, что значит загадочное слово «Русь».
Русь
Что обозначает само это загадочное слово –
Русь?
Короткое – в один слог всего! – какое просторное
и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой
древности и навеки осталось с нами.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
– Что такое – Русь?
Русь – это страна, где много рек и озёр, а
русский – это человек, живущий у воды.
Есть у слова Русь и ещё одно значение,
которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых
уст живого человека. На севере, за лесами, за
болотами, встречаются деревни, где старые люди
говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу
лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и
ловил старинные слова.
Моя хозяйка анна Ивановна как-то внесла в избу
горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос
подрагивает от радости:
– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь – он
и зацвёл!
– На русь? – ахнул я.
– На русь, – подтвердила хозяйка.
– На русь?!
– На русь.
– Что такое русь?
– Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё
светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая
девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не
слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слёзы из глаз от радости.
Русь – светлое место!
Русь – страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница
моя!
Учитель: Что такое – Русь? (Табличка на доске)
– Какие чувства испытывает Романовский к своей Родине? Докажите словами из текста.
– Какое чувство к Родине передаёт Л. Зыкина в песне «Красно солнышко» на слова И. Шаферана?
– Давайте послушаем.
Красно солнышко
Умывает красно солнышко
Руки тёплые в росе.
И Россия, как Алёнушка,
Предстаёт во всей красе.
Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берёз Россия.
У неё коса пшеничная,
Родниковые глаза.
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.
Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берёз Россия.
– Какие чувства испытывает автор? Докажите словами из текста.
– Русь у Романовского – страна света, светлое место, И. Шаферан сравнивает Россию с молодой девушкой, с пшеничной косой и родниковыми глазами. А вот какой видит Россию Н. Рубцов:
Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
У Рубцова в памяти образ древней России,
старинной.
– Какие ещё возникают образы, когда слышим слово
Родина? (РОДИНА)
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!З.Александрова
Учитель:
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
– Как верно говорят эти строчки.
– Каким видите вы образ родины?
– Что является для вас Родиной?
– Малая Родина – это наш Называевск.
Малая Родина – то место, где человек родился.
(МАЛАЯ РОДИНА)
– Давайте послушаем стихи местных поэтов о нашей
малой Родине.
Что чувствуют они к своему краю?
Люблю сибирские просторы:
луга зелёные, поля.
В лесах весёлый птичий гомон,
а в палисадах тополя.И пусть нет гор и рек могучих,
на Называевской земле,
Но есть красавицы берёзы,
что так тревожат душу мне.Я знаю точно, нет красивей
таких берёзок на земле.
Мои кудрявые подружки
до слёз тревожат душу мне.Любовь Русенко (с. Лорис-Меликово)
На земле мест немало красивых,
Близких сердцу для многих людей,
Только есть уголочек России,
Он дороже всех нам и милей.
Край родной – Называевский край,
Отчий дом – уголочек Сибири.
Ты мне дорог – живи вечно в мире,
Край родной – Называевский край.
Ирина Кулешова
– Какое чувство выразили поэты к своему краю?
– Поэт передаёт свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией, а художник?
– Предлагаю вам посетить картинную галерею наших Называевских художников. Экскурсоводами будут …
Выступления детей.
Рассказ о картинах Называевских художников.
1.Перед нами картина Называевского художника
Анатолия
Кладий.
Она называется «Берёзки». Берёза – это символ
России, любимое народом дерево. Оно и лечит, и
душу исцеляет. О берёзе сложено много стихов и
песен.
На картине изображена осень. Разноцветные
берёзовые листья золотистым ковром лежат на
земле. Чувствуется тишина и успокоение.
Изображая лес, автор выразил свою
безграничную любовь к родному краю.
2. Мне очень понравилась картина художника
Геберта, которая называется «Край родной». На ней
изображена природа Называевского края.
Художник использует яркие радостные краски.
Чувствуется любовь к родной природе. Здесь и
берёзки, и полянка, и край болота, заросшего
камышом.
Картина светлая, радостная, потому что это родная
природа.
3. На картине Айдышева Михаила Матвеевича
изображён изгиб Иртыша.
Река Иртыш протекает по Омской области, в которой
мы живём. Художник с любовью изображает закат
летнего дня, любуется могучей сибирской
природой, растущей на берегу реки. Чувствуется,
что он любит полноводную реку и красоту её
берегов.
– Какие чувства передали художники?
– А вы, ребята, как можете выразить чувства к родному краю? (Своими делами и поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы. Даже самый малый вклад каждого человека может принести большие результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ – счастливым.)
* * *
Учитель:
Е. Синицын «Берегите Россию»
Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без неё вам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,
Берегите Россию –
Нет России другой.
– Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно и с каким чувствами относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.
IV. Игра «Составь пословицу»
Где кто родится,
чужбина
– мачеха.
Жить –
Родине
служить.
Родина –
мать,
там и пригодится
Объяснить, как понимаете эти слова.
V. Итог
Михаил Пришвин говорил:
«… Рыбе – вода,
птице – воздух,
зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна …»
– Что ж мы Родиной зовём? Я предлагаю вам спеть песню «Что мы Родиной зовём»
Песня «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых
Взявшись, за руки идём.
Вот, что мы Родиной зовём
Вот, что любимой мы зовём
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Вот, что мы Родиной зовём
Вот, что любимой мы зовём
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Вот, что мы Родиной зовём
Вот, что любимой мы зовём.
VI. Рефлексия
Самооценка, взаимооценка и оценка учителя.