“ Ученик пришёл к учителю учиться Личности - Личности в обстановке предмета” (П.Л. Капица.)
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.03.01. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе.
Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствовании его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, обеспечении психологического комфорта участников образовательного процесса.
Главное требование к любой образовательной технологии - подбор объёма учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося.
Однако это сложно реализовать из-за отсутствия научно обоснованной системы личностно-ориентированного обучения детей как ведущего компонента современных здоровьесберегающих образовательных технологий.
Мысль о том, что формирование личностно-ориентированной образовательной среды, основным субъектом которой выступает ученик с присущими ему психофизиологическими качествами, должно происходить в построении образовательного процесса школы с обязательной значительной долей участия здоровьесберегающего компонента, нашла свое подтверждение и в моей работе.
На мой взгляд, образовательная школа не только обучает, её основная задача-формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.
Классификация внутришкольных факторов, влияющих на здоровье школьников
а) педагогические: учебная нагрузка,
средства и методы обучения, качество
дидактического материала, педагогические
методики;
б) физиолого-гигиенические: режим дня,
качество оборудования, организация двигательной
активности;
в) социально-психологические: мотивация
учащихся, взаимоотношения: учитель-ученик,
учитель-класс, учитель-родитель.
В организации образовательного процесса именно на них должны быть направлены мои усилия, как педагога.
Оптимальность качества этих факторов в учебном процессе способна не только обеспечить сохранение и укрепление здоровья школьников, но и повысить многие показатели целостного результата образовательного процесса: обученности, обучаемости, воспитанности, социальной активности.
Направления деятельности учителя по сохранению и укреплению здоровья школьников
I.Рациональная организация учебного процесса.
- соблюдение гигиенических норм и требований организации учебного процесса (Приложение 1);
- адекватность приёмов, методов, методик обучения (наши требования должны быть адекватны возможностям ребёнка);
- контроль инноваций;
- соблюдение требований к использованию ТСО;
- индивидуализация обучения (технология уровневой дифференциации), которая имеет положительное воздействие на здоровье детей, т. к. имеет своей целевой ориентацией обучение каждого на уровне его потенциальных возможностей и способностей;
- исключение из практики скоростных методик;
- осваивание и применение мультимедийных технологий.
Это возможно, если учитель владеет дидактикой и мастерски это умение проявляет при конструировании и организации урока. Необходимо правильно выбрать метод обучения (репродуктивный, эвристический, проблемный и др.), к каждому методу подобрать наиболее эффективный приём и форму работы.
Базовые модели приёмов (по Н.К. Винокуровой):
а) приёмы, развивающие быстроту реакции
и обеспечивающие быструю фронтальную проверку
усвоения программного материала (Приложение
2);
б) блок приёмов, развивающий
психические механизмы (все виды памяти, внимания,
воображения).
В последнее время, чрезмерно увлеклись методиками интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Однако, хорошо известно, что до 14 лет у детей - конкретно-образное мышление, и надо развивать в указанный период душу и сердце ребёнка, а не только стараться наполнить его голову трудно воспринимаемыми сведениями. Поэтому не случайно у нынешних школьников плохо формируется важнейшие функции - память и воображение.
Вторая (логическая) сигнальная система может успешно развиваться только на базе хорошо развитой первой сигнальной системы. Образная память является основой творческой одарённости, интуитивного мышления, целостного восприятия мира. Любой подлинный гений познает мир чувством, во многом интуитивно. И то, что Менделееву периодическая система приснилась, не является исключительным случаем. Просто мы работу на подсознательном уровне не ощущаем и вообще не контролируем. Как хорошо об этом сказал советский ученый – энциклопедист Вернадский: “ Разве можно узнать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется сердце. Говорят, одним разумом можно всё постигнуть. Не верьте! Те, которые говорят так, не знают, что такое разум…”
Формирование образного мышления начинается, на мой взгляд, с развития воображения школьников, едва преступивших порог кабинета химии. Когда мы произносим слово “вода”, то учащиеся представляют прозрачную жидкость без цвета и запаха. Для них это слово осмысленно. А если звучит слово “ литий” или “вольфрам”?
С периодической системой химических элементов я знакомлю ребят, начиная практически с первого урока. Мы знакомимся с названиями химических элементов, с краткой историей происхождения их названий и я представляю, с помощью компьютерной графики, рисунки (Рисунок 1).
Красота, глубина и техническое исполнение рисунков столь неоспоримы, что сразу же школьников развивается кипучая деятельность. С этого момента для восьмиклассника вольфрам - не чужое слово, это самый тугоплавкий металл в мире, который при плавлении образует на своей поверхности пену, похожую на волчью, потому вольфрам в переводе с немецкого означает “ волчья пена”.
Огромное значение в учебном процессе, несомненно, играет эксперимент и действие как способ получения знаний. Я придерживаюсь менделеевского подхода к изучению химии и считаю, что знание должно начинаться с опыта. Огромный творческий потенциал имеет проблемный и развивающий эксперимент (Приложение 3).
И, наконец, помня слова Д.И. Писарева о том, что всякому действию должно предшествовать размышление, использую
в) логически поисковые и творческие задания, где школьники сами анализировали бы факты и явления, давали им оценку (Приложение 4).
II. Разработка и включение в учебный процесс новых методик и технологий для активизации двигательного режима.
Технология обучения на основе двигательной активности (Технология раскрепощенного развития детей), разработанная доктором медицинских наук В. Ф. Базарным.
В основе методики лежит принцип организации учебного процесса согласно подвижной природе ребёнка. Уроки провожу в режиме смены динамических поз - часть урока ученик сидит за партой, другую - стоит за конторкой - это стол-трибуна, высоту которого ученик легко может изменять, может также менять положение столешницы. Конторка снабжена массажным ковриком.
Можно также использовать:
- учебный стол для занятий в положении сидя, с
регулируемой высотой и наклоном столешницы;
- офтальмотренажеры: по углам класса размещены
мигающие лампы, окрашенные в различные цвета;
включаются через каждые 20 минут для тренировки
координации тела, зрительно-моторной реакции и
внимания учащихся;
- волновой тренажер Агашина.
III. Создание полноценного здоровьесохранного пространства на уроке:
а) стимулирование познавательной активности;
б) развитие критического мышления, навыков
самоанализа, коммуникабельности,
сотрудничества, толерантности, ответственности;
в) развитие рефлексивных и эмпатических
способностей, навыков общения, разрешения
жизненных проблем, саморегуляции, в том числе
стрессоустойчивости, самоорганизации и
самоопределения, чувства уверенности на основе
адекватной самооценки.
Одним из важных путей сохранения здоровья учащихся, повышение их мотивации является переключение видов деятельности.
Когда урок проходит с высокой степенью нервозности, и при этом учитель убеждён, что только его предмет и только его урок играет важную роль в жизни ребёнка, когда ученик выходит с урока выжитый как лимон, с плохим настроением, когда от урока к уроку накапливается усталость, говорить о сохранении здоровья учащегося совсем не приходится.
В арсенале каждого учителя есть свои приёмы, направленные на то, чтобы сделать свой урок не только интересным, полезным для учащегося, но и таким, с которого, уходя, ученики говорили бы “ спасибо” учителю и с хорошим настроением, чтобы этот урок не стал для них уроком-плачем, уроком-борьбой, а стал уроком-улыбкой, уроком – воспоминанием.
С моей точки зрения, переключение видов деятельности учащихся на уроке создает режим наибольшего благоприятствования и высокую степень психологического комфорта.
Использую принцип идеальности (по Анатолию Гину) – согласно которому любое действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами-затратами сил, нервов. Идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты.
Использование данного принципа на уроке дает возможность максимально использовать знания, интересы учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Это позволяет согласовать содержание и формы обучения с интересами школьников, согласовать темп, ритм и сложность обучения с возможностями ученика.
В заключение хочу сказать, что отличительной особенностью здоровьесберегающей технологии является приоритет здоровья среди других направлений воздействия на школьников.
Она включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, чтобы получение учащимися образования проходило без ущерба для здоровья.
Медленны и тяжелы шаги вперед к достижению гармонии мира.
Преподавание химии с учетом здоровьесберегающих аспектов - ещё один шаг к решению задач школы в условиях личностно-ориентированного обучения.
Ещё Жан Жак Руссо говорил: “ Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.