Методы организации учащихся на уроках физической культуры
Согласно комплексной программе физического воспитания в школе изучается метание малого мяча на дальность с разбега. Для овладения сложными в координационном отношении двигательными действиями в метаниях необходима строго построенная и правильно распределённая в течении учебного года методика обучения, с применением различных методов организации учащихся на уроках физической культуры, позволяющая качественно формировать метательные навыки и показывать результаты, отвечающие требованиям учебных нормативов по метанию мяча.
Решая основную задач физического воспитания - это развитие двигательных умений и навыков, необходимо помнить, что в соответствии паспортному и биологическому возрасту учащихся, применяются различные способы методы организации и активизации учащихся при занятиях физическими упражнениями.
Например: В младшем и среднем возрастах ведущее место отводится комплексному, игровому методу (игра-обучение-игра). И лишь когда возраст детей достигает 14 лет на смену игровому методу постепенно приходит аналитико-синтетический метод (упражнение - игра – упражнение).
1-4 классы – первый этап.
Его цель – привить любовь к физической культуре и спорту, обратить внимание на развитие таких двигательных качеств, как гибкость и координация движений, используя максимально игровые формы проведения урока.
5-7 классы – второй этап.
Цель - научить детей основным спортивным играм, лёгкой атлетике и гимнастике, ходьбе на лыжах. Продолжить развивать такие физические качества как ловкость, гибкость, а также большое внимание уделять развитию быстроты.
8-9 классы – третий этап.
Цель - не дать детям потерять качества, которые они приобрели на первых этапах, не дать угаснуть интересу к физической культуре. Надо больше уделять внимания развитию выносливости и силы. Этот возраст является переломным в физиологии и психологии детей.
10 – 11 классы – четвёртый этап.
Цель его – подготовить учащихся к трудовой деятельности и службе в Вооружённых Силах. На этом этапе проводить уроки в форме тренировки, где проявляется трудолюбие и воля, продолжать развивать скоростно-силовые качества, выносливость, силу. В процессе обучения необходимо решать образовательные и воспитательные задачи.
На уроках следует применять следующие методы организации учащихся:
а) Фронтальный (это занятие можно вести попеременно, одновременно, частично и посменно). Лучше всего вести фронтальным методом в младших классах, т.к. в этом случае учащиеся подвижны (т.е. возраст недостаточен для более глубокого изучения физических упражнений) и должны получить основы физических упражнений. При фронтальном методе достигается высокая моторная плотность и облегчается обучение тому или иному заданию. Сложность заключается в контроле за ошибками отдельных учащихся.
б) Групповой способ организации учащихся.
При групповом методе учащиеся распределяются по группам в зависимости от физической подготовленности и способностей. При групповом методе задания могут иметь различный характер. При групповом методе учитель с наибольшей точностью определяет уровень технической и силовой подготовленности учащихся. В соответствии с этим даёт то или иное задание. Преимущество – то, что учитель дает задание по силам и ведет контроль и обучение в зависимости от сложности упражнения. Учитель одновременно следит за всеми. Роль учителя выполняют помощники. Плотность урока высокая.
в) Круговой тренировки (задания распределяются по станциям и учащиеся выполняют их отдельно, переходя от одной станции к другой по сигналу учителя).
Обычно этот способ применяется для учащихся старших классов. Он основан на повышенной двигательной деятельности и способствует разностороннему физическому развитию. Сложность заключается в организации построения обучения.
Вывод: удобно применять к одной по силе группе.
г) Индивидуальный метод:
Индивидуальное задание даётся отдельному учащемуся или группе в связи с анатомическими и другими особенностями.
Большое внимание уделяется теоретическим знаниям в области культуры и спорта таким как знания о гигиене, возрастных особенностях организма, самоконтроля влияния физических упражнений на организм.
Конечная цель физического воспитания в школе состоит в том, чтобы из стен школы выходили здоровые физически и духовно сильные, выносливые, стройные с красивой осанкой молодые люди, со стойкой привычкой к физическому самосовершенствованию.
В практике применяются следующие способы активизации учащихся:
- Метод познавательного интереса (нужно вызвать интерес ко всей деятельности учителя, начиная с постановки задач и т.д.) Обеспечение межпредметных связей при изучении учебного материала (примеры из физики, географии) при обучении физическим упражнениям важно рассказать о влиянии физической культуры на здоровье человека (данные анатомии и физиологии). Развитие аналитического мышления, т.е. установления ошибок, как их устранить, от чего они происходят.
- Метод проблемного изучения. Задача ставится на несколько уроков на перспективу и учащиеся находят оптимальное решение.
- Дифференцированное обучение:
а) Деление учащихся на группы по сходной подготовленности (при этом разрабатываются задание для каждой группы);
б) Необходимо определить задание для сильных и слабых;
в) Последовательный переход учащихся от выполнения одного задания к выполнению другого, более сложного; - Программированное обучение (заранее определяется задача на полгода, год и т.д.)
При обучении физическим упражнениям:
- Широко используется показ упражнения сочетая со словесным рассказом, используя «базовое» слово.
- Ставится задача в предельно конкретной форме с определённым заданием (например, метание мяча способом « из-за головы через плечо» с разбега).
- Обучение движениям проводятся от простого к сложному или целое упражнение разучивается вначале по частям, а потом выполняется учащимися целиком.
- Широко используются предметы (рисунки, модели).
Обучающая программа
Задача: учить технике метания мяча способом «из-за головы через плечо» с разбега, используя 4-шажный вариант броскового разбега и отведение метающей руки способом «прямо – назад».
Описание техники.
Принимая исходное положение, встать лицом в сторону метания, левая нога впереди, правая сзади на передней части стопы. Правая рука с мячом согнута в локтевом суставе так, что кисть её находится перед правым плечом на уровне глаз, а локоть направлен вниз, левая рука опущена вниз. Сделать 6-8 беговых шагов предварительной части разбега, попасть левой ногой на контрольную отметку. На первом бросковом шаге начать поворот плечевого сустава вправо и отведение назад согнутой в локтевом суставе правой руки с мячом, таз при этом оставить в первоначальном положении, как и в разбеге. Второй бросковый шаг начинать активным проталкиванием левой ногой вперед – вверх. Усилие правой ноги направить в сторону левого плеча – этим обеспечивается «уход» от снаряда. Шаг левой ногой сопровождать дальнейшим поворотом оси плеч вправо. Руку с мячом полностью выпрямить, ось таза повернуть вправо. Третий (скрестный) бросковый шаг особенно важен для принятия метающим наиболее благоприятного положения для броска. Начинают его с отрыва от земли правой ноги и выведения её вперёд с постановкой на пятку с разворотом стопы носком наружу (до 30-450). При этом опережение ног верхней частью туловища ещё больше увеличить в сравнении со вторым шагом. Руку с мячом оставить выпрямленной. Плечи и таз повёрнуты вправо. Левую руку согнуть в локтевом суставе и расположить перед грудью. Четвёртый бросковый шаг выполняется активной стопорящей постановкой почти прямой левой ноги вперёд, правую слегка согнутую развернуть носком наружу, туловище наклонить вправо. Рука с мячом отведена, повёрнута ладонью кверху, левая рука направлена в сторону метания. Из этого положения выполнить «захват мяча» - после постановки левой ноги на грунт повернуть бедро правой внутрь, грудью вперёд и выйти в положение «натянутого лука». Завершая финальное усилие, выполнить хлестообразное движение метающей руки вперёд – вверх; массу тела перенести на левую ногу, которая полностью выпрямляется в коленном суставе; правую ногу от грунта не отрывать. После вылета мяча для торможения звеньев тела с целью предотвращения заступа за линию броска левую ногу, стоящую впереди, согнуть в коленном суставе, туловище повернуть влево, левую руку отвести назад. Можно произвести торможение прыжком (перескоком) с левой ноги на правую.
Проверка готовности учащихся
Учащиеся должны знать, что:
- метание малого мяча с разбега состоит из предварительной части разбега и бросковых шагов;
- на первых двух бросковых шагах производится отведение метающей руки со снарядом одновременно с поворотом туловища вправо до положения левым боком в направлении метания;
- третий (скрёстный) бросковый шаг является связующим звеном между разбегом и финальным усилием;
- четвёртый бросковый шаг выполняется активной стопорящей постановкой почти прямой левой ноги;
- в финальном усилии вначале в работу включаются мышцы ног, затем туловища, и завершает движение кисть правой руки.
Учащиеся должны уметь метать : набивные мячи двумя руками из различных исходных положений; малый мяч способом «из-за головы через плечо» с места, со скрестного шага, с четырёх шагов в вертикальную и горизонтальную цель.
Серии учебных заданий.
См. приложение 1.
Серия 1 - упр. 1,2,3,4. Контрольное упражнение : метание малого мяча с места способом «из-за головы через плечо» в стену после отведения под углом вылета примерно 40°.
Серия 2 – упр. 5, 6, 7, 8. Контрольное упражнение : метание малого мяча с места способом «из-за головы через плечо» после отведения под углом вылета примерно 40°.
Серия 3 – упр. 9, 10, 11, 12, 13. Контрольное упражнение: метание набивного мяча обеими руками из-за головы с четырех бросковых шагов на дальность (мальчики – 8-7, 6-5 м, девочки – 6,5 – 6-5 м).
Серия 4 – упр. 14, 15, 16. Контрольное упражнение : метание малого мяча в горизонтальную цель (набивной мяч установлен на расстоянии 5-6 м). Каждому ученику предоставляется 5 попыток правой и 5 левой рукой. В зачет идут все попадания: мальчики – 6-5-4 раза, девочки – 5-4-3 раза, что соответствует оценкам « 5», «4», «3».
Серия 5 – упр. 17, 18, 19, 20. Контрольное упражнение: метание мяча способом «из-за головы через плечо» с четырех бросковых шагов на дальность (мальчики – 34-26-18м, девочки – 21 – 14-11м) и заданное расстояние.
Серия 6 -упр. 21, 22, 23, 24. Контрольное упражнение: метание малого мяча способом «из-за головы через плечо» с разбега, используя 4-шажный вариант бросковых шагов, на технику и результат. Выполнение учебного норматива: мальчики – 39- 31- 23, девочки – 26-19-16 м.
Все шесть серий учебных заданий распределяются на уроках лёгкой атлетики, планируемых в четвёртой четверти: урок 94 – серия 1, урок 95 – серия 2, урок 96 – серия 3, урок 97 – серия 4, урок 98 – серия 5, урок 99 – серия 6.
Все серии учебных заданий выполняются в основной части урока, и на это отводится 12 – 15 мин. Учитывая, что в каждом классе есть ученики с разным уровнем физической подготовки, целесообразно разделить занимающихся на группы отлично, хорошо и слабо подготовленных, начиная с выполнения третьей серии учебных заданий. Такой методический приём позволяет учащимся более качественно осваивать упражнения каждой серии и постепенно переходить к более сложным заданиям. По завершении каждой серии учебных заданий учащиеся должны выполнить контрольное упражнение этой серии, характеризующее степень усвоения учебного материала. Успешное выполнение контрольного упражнения даёт право школьникам перейти к следующей серии учебных заданий. Если же оно не выполнено, необходимо повторить упражнения и, выполнив контрольное упражнение, перейти к более сложной серии заданий. Каждый учитель физической культуры вправе творчески переработать представленную обучающую программу по метаниям, с учетом уровня развития физических качеств учащихся увеличить число упражнений в каждой серии учебных заданий.
Учащиеся седьмого класса за предыдущие годы обучения уже овладели техникой метания мяча с места, со скрестного шага, с 2, 3, 4 шагов, в горизонтальную и вертикальную цели, поэтому повторению этих упражнений отводится меньше времени, а основное внимание уделяется метанию с разбега – новому материалу для данного класса. В зависимости от условий конкретного региона страны и конкретной школы первые четыре серии учебных заданий можно проводить как в зале, так и на открытой площадке, если для этого есть соответствующие условия.
Как известно, на уроках легкой атлетики обычно проводится обучение или совершенствование в технике двух видов двигательных действий. Как же можно сочетать обучение метаниям при вышеизложенном планировании с другими видами легкоатлетических упражнений? В качестве одного из вариантов можно рекомендовать такой подход : если в связи с погодными условиями первые четыре серии учебных заданий проводятся на уроках в спортивном зале, то целесообразно вместе с метанием мяча проводить обучение прыжку в высоту с разбега. На последующих уроках на открытой площадке метание с разбега проводится вместе с обучением прыжкам в длину с разбега или бегу с переменной скоростью. Возможны и другие сочетания, которые учителя физической культуры, сообразуясь с местными условиями, найдут возможным применять у себя в школе.
Убрав некоторые, ранее изученные упражнения, и добавив в программу вместо мяча другой метательный снаряд(граната), при этом, изложив тактико-технические характеристики снаряда, то эту обучающую программу можно применять в 10-11 классах для обучения метанию гранаты и сдачи нормативов по метанию.