Анализ коррекционного сопровождения образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Деятельность системы коррекционного сопровождения осуществлялась в русле Концепции модернизации российского образования и стратегических направлений развития школы-интерната: обеспечение государственных гарантий – доступности и равных возможностей в получении образования, создание условий для повышения качества образования, повышение профессионализма педагогов.

Основными задачами системы коррекционного сопровождения в прошедшем году были:

1. Использование дифференцированного подхода в деятельности служб сопровождения учащихся в образовательном пространстве.

2. Совершенствование системы работы по профилактике социально-опасных явлений и социально-опасных заболеваний.

Традиционно, вопросы коррекционной направленности общеобразовательного и трудового обучения рассматривались на педагогическом совете. В этом учебном году педагогический совет был посвящен современным психолого-педагогическим технологиям и коррекционному сопровождению образовательного процесса. Специалисты и педагоги показали в практической деятельности возможности использования современных психолого-педагогических технологий таких как, кинезиология, музыкотерапия, ароматерапия, фитотерапия, информационно-коммуникационные. Акцент был сделан на коррекционную работу с детьми “группы риска”. Задача изучения и внедрения современных технологий (арттерапия. песочная терапия и др.), в практику работы школы-интерната остается актуальной и на следующий учебный год.

Общие направления работы системы сопровождения конкретизированы в задачах школьных служб: психологической, коррекционной, социально-педагогической и решались через организацию их деятельности, укрепление материально-технической базы и методическую работу.

Приоритет в деятельности психологической службы был отдан разработке программного обеспечения психокоррекционной работы. В этом учебном году составлена и апробирована программа групповых психологических занятий по личностному развитию на все возрастные группы, программа занятий для класса “Особый ребенок” (6 класс).

Другой важной задачей службы было изучение, подбор и апробация информационно-коммуникационных технологий. Создан банк программ по профилактике наркозависимости, компьютерных коррекционно-развивающих игр и диагностического инструментария, разработан компьютерный вариант психологической карты. Планомерная работа педагогов-психологов и администрации школы по оборудованию кабинетов психологического тренинга и психологической разгрузки, разработке их содержания, систематизации материала позволили принять участие в городском конкурсе кабинетов и получить звание “Образцовый”.

Задача активизации работы с педагогическим коллективом решалась через проведение сеансов эмоциональной разгрузки для желающих, систематическую работу со школьным методическим объединением воспитателей, групповое и индивидуальное консультирование.

Однако, анализ показал, что есть трудности в организации работы с родителями, в том числе патронатными, в подборе материалов для работы с детьми классов “Особый ребенок”. Остаются проблемы с дисциплиной на учебном процессе, особенно у молодых педагогов. Этим вопросам следует уделить внимание в следующем учебном году.

Результаты работы психологической службы с детьми представлены на диаграммах “Сравнительные данные психического состояния воспитанников”, “Сравнительные данные форм поведения воспитанников в конфликтных ситуациях”, “Сравнительные данные по социометрическому статусу воспитанников” (приложение 1) и свидетельствуют о положительных тенденциях в психическом состоянии воспитанников.

Планомерная работа психологической службы с педагогическим коллективом способствует поддержанию психологической атмосферы на благоприятном уровне. В течение года проведены тренинг разрешения конфликтов, деловая игра “Мониторинг воспитательной работы”, более 50 индивидуальных консультаций, 7 групповых, систематически велись сеансы психологической разгрузки для педагогов. За последние три года отмечается снижение напряженности на 6,5 баллов по методике А.Ф.Фиднер. Сравнительные данные представлены на диаграмме (приложение 2).

Положительные результаты работы, методическая деятельность на городском и областном уровне, обобщение опыта позволили педагогу-психологу Синицыной С.В. успешно аттестоваться на 1 квалификационную категорию.

Задачи апробации и рецензирования программного обеспечения стояли и перед службой коррекционного сопровождения. Программа по логопедии для 6-7 классов рассмотрена и утверждена на методическом совете, получила положительную рецензию Центра специального образования ПОИПКРО и рекомендована к применению. В прошедшем году педагогами-специалистами большое внимание уделялось повышению ИКТ-компетентности и внедрению компьютерных развивающих коррекционных программ. Учитель-логопед прошла курсовую подготовку по теме “Внедрение ИКТ-технологий в педагогическую практику”. Приобретена и успешно используется в работе с детьми компьютерная логопедическая программа “Игры для тигры”, что было продемонстрировано на открытом занятии в ходе городского семинара-практикума.

Анализ количественного состава детей с речевыми нарушениями показывает его значительно увеличение, что обусловлено общим увеличением контингента обучающихся. Анализ диагностического состава свидетельствует не только о сложности структуры дефекта, но и об его утяжелении, что связано с поступлением детей с тяжелой умственной отсталостью. Сравнительная характеристика состава детей представлена на диаграммах “ Диагностический состав школьников с речевыми нарушениями по структуре дефекта”, “Диагностический состав школьников с речевыми нарушениями по тяжести дефекта” (приложение 3).

В течение учебного года учитель-логопед неоднократно повышал свою квалификацию через специальную курсовую подготовку и участие в тематических семинарах, что, несомненно, оказывает влияние на качество логопедической работы. Результативность логопедической коррекции и тенденции за 3 года представлены в таблице (приложение 4).

В этом году продолжилась работа учителя-дефектолога. Его целью является коррекция недостатков в развитии, препятствующих усвоению программного материала, восполнение пробелов в знаниях. В течение года учителем-дефектологом были отобраны и проанализированы диагностические материалы, коррекционные программы, разработано тематическое планирование коррекционных курсов, внесены изменения в карту дефектолога, начата работа по оснащению кабинета наглядными дидактическими пособиями. Основными направлениями групповой работы с детьми определены: развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, сенсорных процессов; индивидуальной работы: восполнение пробелов в знаниях и помощь в усвоении математики.

Работа велась по программам “Развитие психомоторики и сенсорных процессов”, “Посмотри внимательно на мир” (программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления), индивидуальным программам развития.

Занятия учителя-дефектолога посещали в течение года 23 человека. По составу: 6 человек – учащиеся классов “Особый ребенок”, 11 – учащиеся начальных классов, 6 – учащиеся 5-9 классов.

Акцент в деятельности учителя-дефектолога был сделан на работу с учащимися 1-2 классов и детьми, имеющими пропуски уроков, склонными к социально опасному поведению.

Результативность занятий учителя-дефектолога представлена в таблице (приложение 5).

Важным направлением деятельности службы коррекционного сопровождения является коррекция двигательной сферы. В школе созданы условия для проведения занятий по ЛФК. Обеспечен 100% охват детей, нуждающихся в специальных коррекционных занятиях, однако, осталась не решенной задача разработки программы по ЛФК, в связи со сменой кадров и неготовностью молодого педагога к решению этого вопроса.

В этом учебном году было скомплектовано 6 групп: 1 - для детей с тяжелой умственной отсталостью , 1 – для детей, часто болеющих, 4 – для детей с нарушениями осанки. Анализ количественного состава свидетельствует о дальнейшем повышении числа детей, нуждающихся в специальных коррекционных занятиях (с 52 до 59 чел.), что связано с прибытием домашних детей. Из общего числа нуждающихся приходящие дети составили 50%. Диагностический состав школьников представлен на диаграмме (приложение 6) и характеризуется ростом числа детей со сколиозом, деформацией грудной клетки (за счет вновь прибывших).

В своей работе инструктор ЛФК использует различные коррекционные технологии и методики: систему упражнений (автор Клюев М.Е.), фитбол-гимнастику, комплексы упражнений, рекомендованные Центром лечебной физкультуры и спортивной медицины.

Результативность занятий по корригирующей гимнастике представлена в таблице (приложение 6) и остается стабильной в течение последних трех лет.

Приоритетными направлениями деятельности социально-педагогической службы в этом году были приватизация закрепленного жилья воспитанников и деятельность по выполнению родителями алиментных обязанностей. В течение года приватизировано 3 квартиры у 4 воспитанников. Пять вновь прибывших детей поставлено в льготную очередь. Силами работников школы-интерната отремонтирована квартира воспитанницы Даниловой И.

В течение ряда лет социальная служба планомерно решает вопросы установления правового статуса воспитанников. Результаты работы социально-педагогической службы по определению социального статуса представлены в таблице (приложение 7).

Активизирована деятельность по выполнению родителями алиментных обязанностей. Благодаря проведенной работе, выявлены 3 умерших родителей, 4 детям оформлены пенсии по потере кормильца. Разработан четкий алгоритм действий социального педагога по обеспечению выполнения родителями алиментных обязанностей. Результаты работы службы за год представлены в таблице (приложение 7).

Большое внимание в прошедшем году уделялось подготовке документов и участию в освидетельствовании и переосвидетельствовании воспитанников на МСЭ и в ГПМПК. Три воспитанника, имеющие психические заболевания, определены в дома-интернаты для детей-инвалидов психоневрологического профиля. Пять воспитанников прошли переосвидетельствование и сохранили право на получение пенсии. Первично оформлена пенсия по психическому заболеванию двум воспитанникам и выпускнику Бобровскому В.

Показатели по пенсионному обеспечению детей представлены на диаграмме (приложение 8).

Своевременно, решались вопросы оформления личных документов детей.

В прошедшем году двое детей переданы на длительный патронат. В связи с этим был сформирован пакет документов для передачи и разработан паспорт патронатной семьи, включающий план по защите прав ребенка.

Традиционно, значительное место в работе социальной службы занимает работа с выпускниками. В прошедшем году 2 выпускникам была оказана помощь в переосвидетельствовании, 5 – в замене паспортов, а также в восстановлении потерянных документов, покупке квартиры, постановке на учет в ЦЗН, консультативная помощь.

Оценка уровня аттестационной готовности выпускников 9 класса и выпускников Центра постинтернатной адаптации, проводимая в течение ряда лет, свидетельствуют о повышении не только профессионально-трудовой готовности, но физической, социальной, морально-трудовой. Сравнительная оценка уровня аттестационной готовности выпускников представлена на диаграммах “Динамика уровня аттестационной готовности по критериям оценки”, “Общая динамика по уровню готовности” (приложение 9).

Одной из задач школы на этот учебный год являлась координация деятельности служб сопровождения учреждения в образовательном пространстве. Задача решалась как на уровне разработки школьной организационно-нормативной документации, так и через практические формы работы.

Разработаны схемы взаимодействия служб: коррекционной, психологической, социально-педагогической, определены направления и формы работы. Усовершенствовано планирование работы ШПМПк, которое включает не только тематику плановых консилиумов, но и отчеты специалистов, учителей, воспитателей о выполнении рекомендаций консилиума, преемственности в работе. Скоординированность деятельности служб находит отражение в таких документах, как карта индивидуального сопровождения и карта индивидуальной профилактической работы.

Одной из основных форм координации деятельности служб является ШПМПк, на заседаниях, где по образному выражению В. Венгера идет “сборка целостного портрета школьника”, распределяются обязанности между специалистами, определяется содержание различных видов деятельности; на этапе согласования деятельности, идет консультирование педагогов, взаимные консультации специалистов, информирование всех субъектов воспитания о рекомендациях консилиума.

В течение этого учебного года проведено 10 внеплановых консилиумов по обеспечению адаптации детей в учреждении и индивидуальным заявкам и 5 плановых заседаний, тематика которых была традиционна. Это “Проблемы адаптации учащихся к ситуации школьного обучения”, “Проблемы адаптации к ситуации предметного обучения”, “Проблемы образования слабоуспевающих воспитанников”, “Проблемы образования обучающихся “группы риска”, “Динамика развития учащихся” На заседаниях консилиума заслушивались педагоги по выполнению рекомендаций ШПМПк, отслеживалась их эффективность. Деятельность ШПМПк обеспечивала плавное вхождение учащихся в ситуации школьного и предметного обучения, была направлена на предупреждение негативных последствий школьной неуспешности, обеспечение сопровождения учащихся “группы риска”.

Проведенный анализ работы позволил определить направления и задачи коррекционного сопровождения на следующий учебный год:

I. Служба коррекционного сопровождения.

  1. Продолжить апробацию блока к программе по логопедии для 6-7-х классов.
  2. Закончить разработку программы по ЛФК.
  3. Разработать тематическое планирование логопедической работы для классов “Особый ребенок”.
  4. Внедрять в деятельность специалистов информационно-коммуникационные технологии

II. Психологическая служба.

  1. Возобновить тренинговые занятия с учителями по программе “Учитель и проблемы дисциплины”.
  2. Разработать содержание работы с патронатными семьями.
  3. Подбирать и апробировать содержательный и диагностический материал для работы с учащимися классов “Особый ребенок”
  4. Продолжить подбор и апробацию компьютерных и мультимедийных программ для психологического сопровождения.

III. Социально-педагогическая служба.

  1. Создание картотеки учащихся и их семей.
  2. Разработка алгоритмов деятельности по всем направлениям социальной защиты воспитанников
  3. Разработка индивидуальных планов защиты интересов детей-сирот

IV. ШПМПк

1. Совершенствовать механизм контроля за выполнением рекомендаций консилиума.