Цели урока:
- закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
- работать над развитием орфографической зоркости;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать аккуратность в работах.
Оборудование:
- учебник "Русский язык" 3 класс (автор Т. Г. Рамзаева);
- индивидуальные карточки-снеговики со словарными словами;
- листы с заданиями для самостоятельной работы (2 варианта);
- иллюстрация зимнего пейзажа.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: упр. №179.
- Какие части имеет тест?
- Прочитайте начало текста, основную часть.
- Какую концовку вы придумали?
- Здесь дятел устроил столовую. Это он натаскал сюда шишек.
- Молодцы! Написание безударных гласных я проверю сама. Положите тетрадки на середину столов.
3. Объявление темы урока, постановка цели.
- Ребята, сегодня мы будем закреплять умение находить и проверять слова с безударными гласными и парными согласными в корне слов.
4. Словарная работа.
а) - Назовите дату сегодняшнего дня.
- Девятнадцатое декабря.
На доске.
Девятый, девяносто, девять, девяностый.
- Какие это слова?
- Какие слова называются однокоренными?
- Найдите среди них проверочное ко всем словам.
- Каким словом проверим безударную гласную я?
- Назовите форму одного и того же слова.
б) На доске.
Последний лист в к_лендаре,
Последний мес_ц на дв_ре.
- Кто это о себе написал загадку?
- Месяц декабрь.
- Что мы проверим этим словом?
- Какое это слово? Написание какой буквы надо запомнить?
- Найдите в загадке еще словарные слова.
- Календарь, месяц.
- Какое слово можно проверить? Как?
- Запишите группу словарных слов под диктовку (1 ученик работает у доски, 5 учащихся работают на индивидуальных карточках-снеговиках). Приложение 1.
- Календарь, месяц, вьюга, иней, сверкает, мелькает, порхает.
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (имена существительные и глаголы).
5. Чистописание.
На доске.
аяоеи
- Какие буквы записаны? Все ли?
- Почему не все?
- Написаны только те гласные, которые в безударном положении в корне слова требуют проверки или запоминания всего слова т. е. словарные слова.
- А теперь назовите те гласные, которые в безударном положении не вызывают затруднения в написании.
уюыэ
- Сколько в русском языке гласных букв?
- 10.
- А у нас написано 9. Какая буква отсутствует?
- Ё.
- Верно! Это особенная гласная! Что вы знаете о ней?
- Она всегда ударная. Гласной ё проверяют безударную е.
- Приведите свои примеры.
- Вёз-везу, нёс-несу, лётчик- летать.
6. Работа по теме.
1) Угадай слово по описанию.
- В слове такой же корень, как в слове игра, суффикс и окончание такие же, как в слове кормушка. Игрушка.
- Приставка такая, как в слове запел, корень такой, как в слове морозный, суффикс и окончание, как в слове ягодки. ЗАМОРОЗКИ.
- Какая орфограмма в слове? Как проверить парный согласный в корне слова?
2) Вставь подходящие по смыслу слова.
На доске.
Дедушка : на скамейке и ушёл. У бабушки давно : волосы.
- Какие слова вы вставили?
- Посидел и поседела.
- Чем они отличаются? Подберите проверочные слова.
7. Физминутка.
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись,
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
Вспомните всё, что повторяли,
Без моей подсказки.
Вспомнили? Теперь внимание, новое задание.
8. Работа с учебником.
- Работаем с упражнением № 281. Задания:
1) Найти и списать ту часть текста, в которой говорится, как шел снег.
2) Подчеркнуть буквы, которые нужно проверять.
3) Разобрать первое предложение по членам, выписать словосочетания, составить схему.
снежинки (какие?) крупные мохнатые
закружились (где?) в воздухе
9. Закрепление. Самостоятельная работа на карточках по вариантам.
1В.
Изменить слова, обозначающие действия, по образцу.
кормит - кормил
- варит -
- стонет -
- лижет -
- тащит -
- машет -
- топит -
2В.
Данные словосочетания заменить одним глаголом.
- заниматься лепкой - лепить
- наносить вред -
- сделать подарок -
- издавать крик -
- испытать жалость -
- излучать свет -
- произвести выстрел -
10. Итог урока. Оценка работы учащихся.
- Как же проверить безударную гласную в корне слова?
- Какие 2 условия необходимо помнить при подборе проверочного слова?