Авторская разработка урока русского языка по теме "Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. Закрепление"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
  • работать над развитием орфографической зоркости;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать аккуратность в работах.

Оборудование:

  • учебник "Русский язык" 3 класс (автор Т. Г. Рамзаева);
  • индивидуальные карточки-снеговики со словарными словами;
  • листы с заданиями для самостоятельной работы (2 варианта);
  • иллюстрация зимнего пейзажа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: упр. №179.

- Какие части имеет тест?

- Прочитайте начало текста, основную часть.

- Какую концовку вы придумали?

- Здесь дятел устроил столовую. Это он натаскал сюда шишек.

- Молодцы! Написание безударных гласных я проверю сама. Положите тетрадки на середину столов.

3. Объявление темы урока, постановка цели.

- Ребята, сегодня мы будем закреплять умение находить и проверять слова с безударными гласными и парными согласными в корне слов.

4. Словарная работа.

а) - Назовите дату сегодняшнего дня.

- Девятнадцатое декабря.

На доске.

Девятый, девяносто, девять, девяностый.

- Какие это слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Найдите среди них проверочное ко всем словам.

- Каким словом проверим безударную гласную я?

- Назовите форму одного и того же слова.

б) На доске.

Последний лист в к_лендаре,
Последний мес_ц на дв_ре.

 - Кто это о себе написал загадку?

- Месяц декабрь.

- Что мы проверим этим словом?

- Какое это слово? Написание какой буквы надо запомнить?

- Найдите в загадке еще словарные слова.

- Календарь, месяц.

- Какое слово можно проверить? Как?

- Запишите группу словарных слов под диктовку (1 ученик работает у доски, 5 учащихся работают на индивидуальных карточках-снеговиках). Приложение 1.

- Календарь, месяц, вьюга, иней, сверкает, мелькает, порхает.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (имена существительные и глаголы).

5. Чистописание.

На доске.

аяоеи

- Какие буквы записаны? Все ли?

- Почему не все?

- Написаны только те гласные, которые в безударном положении в корне слова требуют проверки или запоминания всего слова т. е. словарные слова.

- А теперь назовите те гласные, которые в безударном положении не вызывают затруднения в написании.

уюыэ

- Сколько в русском языке гласных букв?

- 10.

- А у нас написано 9. Какая буква отсутствует?

- Ё.

- Верно! Это особенная гласная! Что вы знаете о ней?

- Она всегда ударная. Гласной ё проверяют безударную е.

- Приведите свои примеры.

- Вёз-везу, нёс-несу, лётчик- летать.

6. Работа по теме.

1) Угадай слово по описанию.

- В слове такой же корень, как в слове игра, суффикс и окончание такие же, как в слове кормушка. Игрушка.

- Приставка такая, как в слове запел, корень такой, как в слове морозный, суффикс и окончание, как в слове ягодки. ЗАМОРОЗКИ.

- Какая орфограмма в слове? Как проверить парный согласный в корне слова?

2) Вставь подходящие по смыслу слова.

На доске.

Дедушка : на скамейке и ушёл.

У бабушки давно : волосы.

- Какие слова вы вставили?

- Посидел и поседела.

- Чем они отличаются? Подберите проверочные слова.

7. Физминутка.

Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись,
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
Вспомните всё, что повторяли,
Без моей подсказки.

Вспомнили? Теперь внимание, новое задание.

8. Работа с учебником.

- Работаем с упражнением № 281. Задания:

1) Найти и списать ту часть текста, в которой говорится, как шел снег.

2) Подчеркнуть буквы, которые нужно проверять.

 

3) Разобрать первое предложение по членам, выписать словосочетания, составить схему.

снежинки (какие?) крупные мохнатые

закружились (где?) в воздухе

9. Закрепление. Самостоятельная работа на карточках по вариантам.

1В.

Изменить слова, обозначающие действия, по образцу.

кормит - кормил

  • варит -
  • стонет -
  • лижет -
  • тащит -
  • машет -
  • топит -

2В.

Данные словосочетания заменить одним глаголом.

  • заниматься лепкой - лепить
  • наносить вред -
  • сделать подарок -
  • издавать крик -
  • испытать жалость -
  • излучать свет -
  • произвести выстрел -

10. Итог урока. Оценка работы учащихся.

- Как же проверить безударную гласную в корне слова?

- Какие 2 условия необходимо помнить при подборе проверочного слова?

Приложение 1.

Приложение 2.