Цели и задачи:
- Закрепление знаний детей о том, что их окружает;
- Увлечь детей познавательной деятельностью, наполнить ее интересным содержанием;
- Обучение детей находить дополнительную информацию в справочниках, энциклопедиях;
- Воспитывать любовь к Родине, родному краю, городу.
Реквизит: ТВ, видеоматериалы, набор иллюстраций о Минусинске, материалы школьного музея о городе.
Бутафорский конверт больших размеров, марка к конверту, шляпа.
Ход урока
Ведущий. Ребята, сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию по нашему городу, но не на обычную, а на видео-экскурсию. Прежде чем туда отправиться, я бы хотела знать, что вы знаете о нашем городе?
Предполагаемые ответы детей Минусинск – исторический, Минусинск – город купцов, город сельского хозяйства)
Ведущий. Ребята, представьте, что к вам приехали гости, что бы вы посоветовали им посмотреть в первую очередь?
Ответы:
Идет видеопоказ музея.
Ведущий. Что вы знаете о музее? Чем знаменит музей? Почему его называют жемчужиной
Сибири? Кто был основателем музея? Кем был Мартьянов по профессии?
Да, в нашем городе много исторических и современных зданий, которые несут жизненноважные функции. А сейчас, мы посмотрим видео-зарисовку, а вы должны назвать здание, которое там показано. ( Загс)
Ведущий. Дети, что такое ЗАГС? Только ли вступают люди в брак в ЗАГСе?
Когда люди женятся, создается новая семья, имеющая общую фамилию. А знаете ли вы, что фамилии появились не сразу? Происхождение их растянулось на несколько веков. В первую очередь фамилии, а точнее родовые прозвания появились у людей знатных – бояр, князей, купцов.
Что такое родословная? Кто знает свою родословную? Что означает на латинском слово фамилия? (семья)
Теперь фамилия – это имя собственное, оно дается человеку и переходит от родителей к детям.
Как же образовались фамилии?
Об этом нам расскажут:
Вика Г: От личных имен: Иванов, Марьин, Данилов. Это значит, их далеких предков когда-то звали Иван, Марья, Данил.
Дима Р.: Многие фамилии происходят от названий национальностей или мест, откуда пришли люди, где они жили: Горки-Горские, Быстрая – Быстровы, Клоповка – Клопов.
Андрей: Часть фамилий указывают на профессию, род занятий, который был у представителей рода: Бронников, (оружейник), Гусельников (гусляр), Сотников (сотник- командир) и др.
Рома. Б: Многим людям прошлых веков давались имена и прозвища от названий зверей, птиц, растений: Волков, орлов, Брусницын, Ершов и др.
Сережа. Б: Интересные фамилии, которые дают представление о пище, одежде, орудиях труда, предметах домашнего быта: Лаптев, Кашин, Телегин, Шубин, Ковригин, Кулешов и др.)
Ведущий. Ребята, а что означают ваши имена?
Да, ребята, каждая фамилия имеет свою историю, уходящую корнями в далекое прошлое, о котором мы еще будем говорить. Итак, продолжаем нашу экскурсию.
Идет показ церкви, типографии.
Ведущий. Какие знакомые здания вы увидели? Что интересного вы знаете о нашем Спасском соборе?
Ответы детей.
Ведущий. Для чего нужна типография в городе? Какие газеты печатают в нашей типографии? Кто собирает материал для газет? А знаете ли вы, что внештатным корреспондентом может быть любой из вас? Если вы хотите о чем-то рассказать интересном или поделиться своими размышлениями, вам достаточно написать заметку в редакцию газеты. Конечно, материал должен быть грамотно изложен, интересен, т.е. вы должны быть эрудированными, многое знать, в чем мы сейчас и попытаемся убедиться.
ИГРА “ ШЛЯПНЫЙ БОЙ”
- Отчего произошло название нашего города?
- Назовите фамилии командиров партизанского движения Минусинска.
- Какие улицы носят исторические названия, связанные с партизанским движением?
- Как называется гора около перчаточной фабрики и почему?
- Назовите месторасположение нашего города.
- Назовите наиболее распространенные породы и минералы в окрестностях Минусинска.
- Назовите самые ранние ягоды, какие можно собирать и зимой, и весной.
- Самый хищник наших лесов.
- Насекомое, опаснее медведя, которое водится в наших лесах.
- Какое дерево производит кислород зимой?
- Назовите губернатора нашего края.
Продолжаем нашу экскурсию.
Ведущий. Какое здание вы видите на экране? А знаете ли вы, что долгое время почты вообще не существовало? Как же отправляли письма? А отправляли их с гонцами. Помните, в сказке о царе Салтане к царю отправили гонца с известием, что у него родился сын?
Ведущий. Шло время, шире становились связи между городами и княжествами, все дальше посылали в путь гонцов. И теперь на длинных дорогах начали строить почтовые станцииямы. Примчится гонец в ям, попьет, поест, поменяет лошадей и дальше. Отсюда и произошло название - ямщик.
Ведущий. О том, какая существовала почта, расскажут ребята.
Рассказы детей о морской почте, голубиной.
Ведущий. На этом наша экскурсия подошла к концу. Что нового и интересного вы узнали? Какой личный вклад вы бы хотели внести в развитие города?
Звучит песня о Минусинске. /автор Зарубенко А. В./