Специфика коррекционной работы, направленная на устранение недостатков лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Актуальность нашего исследования заключается в специфике организации процесса коррекции лексико-грамматического строя речи с лёгкой степенью дизартрии.

Среди детей дошкольного возраста в настоящее время данное речевое нарушение имеет тенденцию к значительному росту. Лёгкая степень дизартрии часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например с заиканием, общим недоразвитием речи и ошибочно смешивается с дислалией, так как по своим проявлениям очень близка к ней, однако в процессе коррекции лёгкая степень дизартрии заявляет о себе особыми трудностями преодоления.

Цель исследования: выявление особенностей лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии.

Новизна исследования заключается в специфичности использования системы коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка с детьми с лёгкой степенью дизартрии, основанной на комплексном подходе работы со звуком, слогом, словом, предложением с использованием современных информационных технологий.

Лёгкая степень дизартрии представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого, наряду с выраженными фонетическими нарушениями, отмечаются особенности в развитии лексико-грамматической стороны речи:

  • несформированность многих языковых процессов, что выражается в бедности словаря и трудностях актуализации его в экспрессивной речи;
  • ограниченность речевого общения, недостаточность слухового восприятия, недостаточное внимание к звуковой стороне речи, низкая речевая активность.

В научных исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при лёгкой степени дизартрии, отмечается, что фонетические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелихова, Е.Ф. Соботович и др.).

У детей с лёгкой степенью дизартрии “процесс систематизации лексики, отработки грамматических категорий осуществляется в более поздние сроки и имеет качественное своеобразие” (Н.В. Серебрякова, Л.Г. Парамонова, 1986).

Экспериментальное исследование, проведённое нами с детьми старшего дошкольного возраста, направлено на выявление уровня сформированности грамматического строя языка ребенка, в ходе которого применялись методики, широко применяемые в логопедической практике:

  1. “Повторение предложений” (цель: умение ребенка повторить услышанное предложение);
  2. “Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах” (цель: выяснение возможности образования ребёнком существительных множественного числа в именительном и родительном падежах);
  3. “Исследование навыков словообразования” (цель: умение образовывать существительные, обозначающие детенышей животных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные, качественные и притяжательные прилагательные);
  4. “Дополнение предлогов в предложении” (цель: исследование умения ребенка дополнить предложение нужным предлогом).

Результаты обследования детей экспериментальной и контрольной групп констатирующего эксперимента показаны в гистограммах 1 и 2.

Гистограмма 1

Уровни сформированности грамматических средств языка детьми экспериментальной группы (в %)

Приведенные материалы показывают, что большинство детей экспериментальной группы (50%) имеют средний уровень сформированности грамматических средств языка. Достаточно высокий процент детей (30%) имеют низкий уровень. Детей, имеющих высокий уровень усвоения грамматических категорий, только 20%.

У 80% детей с лёгкой степенью дизартрии имеются пробелы и разного рода затруднения в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежа, относительных и притяжательных прилагательных.

Трудности словообразования, которые встречались при обследовании практически у каждого ребенка с лёгкой степенью дизартрии, обусловлены нарушениями морфологической системы языка. Проявляется это в нарушении систематизации словообразовательных моделей, неправильным выбором суффиксов, нарушением процесса комбинирования морфем и др.

Гистограмма 2

Уровни сформированности грамматических средств языка детьми контрольной группы (в %)

Материалы исследования показывают, что практически все дети контрольной группы имеют средний уровень сформированности грамматических средств языка (90%), и только 10 % имеют высокий уровень. Низкого уровня в данной группе детей не отмечено.

Показатели освоения грамматических категорий детьми контрольной группы несколько выше, чем детьми экспериментальной группы. Но трудности, которые встречались у детей испытуемой и контрольной групп, схожи.

Экспериментальные исследования, проведенные с детьми с ОНР, с лёгкой степенью дизартрии, подтверждают специфические особенности лексики этих детей. Отмечается неусвоенность данными детьми некоторых сложных грамматических форм. Неправильное использование лексико-грамматических средств языка ребенком с лёгкой степенью дизартрии обусловлено артикуляторными затруднениями и смазанной невнятной речью, недоразвитием фонематического слуха, слабостью слухового восприятия и контроля, нарушением звукопроизношения.

Поэтому, коррекционно-логопедическую работу по формированию лексико-грамматического строя речи детей с лёгкой степенью дизартрии осуществляли с учетом ряда принципов:

  1. Принцип взаимосвязи, взаимообусловленности и параллельности процесса коррекции звукопроизношения, формирования фонетико-фонематической системы, лексико-грамматического строя речи, развития психических процессов.
  2. Принцип формирования и развития мотивации ребенка к совершенствованию звучания своей речи.

  3. Принцип формирования фонетической системы, начиная с просодических компонентов – темпа, ритма, интонации, посредством развития мышечно-двигательных ощущений (единство речи и движения под музыку), которые помогают нормализовать внутренний ритм ребенка.

  4. Принцип формирования артикуляционного праксиса.

Для формирования у детей яркой, выразительной, эмоциональной речи, усвоения лексико-грамматических категорий языка использовали логоритмические средства:

  • игры-упражнения, игры-превращения для регуляции мышечного тонуса;
  • упражнения с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, прыжки, хлопки, притопывание) для нормализации ритма речи и движений детей;
  • речевые стихотворные упражнения с одновременным выполнением действий (для развития словаря и закрепления определенных грамматических категорий);
  • подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи, (“Земля, вода, огонь, воздух” - цель: активизация словаря детей за счет употребления существительных по темам “Рыбы”, “Птицы”, “Дикие и домашние животные”; “Построй шеренгу, круг, колонну” - цель: активизация словаря детей за счет прилагательных, глаголов; “Прятки” - цель: практическое употребление в речи простых и сложных предлогов, их выделение из предложений).

Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал предъявляем в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде. В этом случае становится особенно целесообразным применение информационных и компьютерных технологий. Предоставление ребёнку информации в привлекательной форме не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Коррекционные занятия с использованием информационных технологий вызывают у детей особый интерес. Такие занятия, несомненно, требуют творческого подхода учителя-логопеда, как при подготовке к нему (разработка мультимедийных слайдов по лексической теме, составление творческих заданий для детей), так и его проведению.

Включение в коррекционную работу с детьми компьютерной технологией “Игры для Тигры”, разработанной Лизуновой Л.Р., специалистом Пермского краевого института повышения квалификации работников образования, способствовало повышению познавательного интереса ребёнка. Использование данной технологии помогло не только в коррекции нарушений лексико-грамматических средств языка, но и позволяло развивать основные психические процессы ребёнка (восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, речь), а также решало проблему общения. Ведь компьютер для ребёнка в данном случае выступал в роли собеседника. Наблюдения за детьми в процессе проведения подгрупповых и индивидуальных занятий показали, что игры и задания вызывали живой интерес, мотивировали на учебную деятельность, что способствует обеспечению психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

При планировании коррекционной работы по формированию лексики и отработке грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии опирались на программу по обучению и воспитанию детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Помогли в планировании и систематизации коррекционной работы методики обучения детей с отклонениями в развитии Л.Н. Ефименковой, 1987; Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, 1990; Г.А. Каше, 1971; Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, 1999; Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, 2001. Работу планировали в соответствии с периодами обучения, предусмотренными программой, а также последовательностью лексико-грамматических структур в онтогенезе.

Основные цели, которые мы ставили перед собой в процессе проведения коррекционной работы с детьми:

  • повышение уровня сформированности лексико-грамматических средств языка старшего дошкольника с лёгкой степенью дизартрии;
  • развитие общей коммуникативно-речевой культуры;
  • поддержание интереса ребенка к коррекционным занятиям.

Задачи:

  1. Совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
  2. Активизировать отработанную лексику в постоянной связи с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка.
  3. Формировать практические навыки словообразования и словоизменения, упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий (практическое усвоение лексических и грамматических средств языка).
  4. Вырабатывать умение употреблять простые распространенные и сложные предложения.
  5. Осуществлять контроль и самоконтроль за внятностью и выразительностью речи.
  6. Обучать самостоятельному высказыванию.
  7. Развивать внимание, память, логическое мышление в играх, игровых заданиях и упражнениях.

Отбор содержания представлен нами в виде календарного плана, который имеет следующие особенности:

  • каждый месяц разбит на недели;
  • еженедельно выделяли задачи по коррекции лексико-грамматического строя речи, которые сочетали с задачами звуко-слогового анализа, грамоты;
  • отбирали словарь существительных, прилагательных, глаголов в соответствии с лексическими темами, а также изучаемым звуком;
  • подобрали к каждой лексической теме дидактические игры, задания и упражнения, направленные на расширение словарного запаса, воспитание навыков словообразования и закрепления правильного употребления грамматических категорий.

Учитывая структуру дефекта у детей с лёгкой степенью дизартрии, мы использовали игры, направленные на развитие у детей высших психических функций, таких как восприятие, внимание, память, мышление. В систему нашей коррекционной работы включены игры, формирующие целостное восприятие предмета, зрительно-моторные координации и моторику пальцев рук.

Так как работа по накоплению словаря, формированию грамматических средств языка и навыков словообразования проводится в тесном единстве, то большинство предложенных нами дидактических игр имеют не одну, а сразу несколько целей: формирование словарного запаса, формирование грамматического строя речи и получение навыков словообразования.

Весь процесс коррекционного обучения имел четкую коммуникативную направленность. Отработанные речевые операции применяли в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовали полученные навыки в различных видах деятельности (театральной, игровой, музыкальной и др.).

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводились 2-3 раза (в зависимости от периода обучения) в неделю, а индивидуальные и подгрупповые – ежедневно.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов испытуемой (ниже слева) и контрольной (ниже справа) групп отражены в гистограмме 3.

Гистограмма 3

Приведенные материалы показывают, что после коррекционной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень сформированности грамматических средств языка, на 20% (их стало 40%); соответственно уменьшилось количество детей, имеющих низкий уровень, на 20% (их осталось 10%). Дети со средним уровнем сформированности грамматических категорий составляли 50%.

Благодаря проведенной коррекционной работе в речи детей стали чаще использоваться сложные предложения, развернутые высказывания, у них появилась большая уверенность в ответах.

Таким образом, подтверждается эффективность проведенной коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии, где важную роль сыграла разработанная нами система коррекционных занятий, предполагающих комплексную работу над звуком, слогом, словом и предложением. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании информационно-коммуникационных технологий, позволяло с помощью ситуации успеха, создаваемой ребёнку, развивать познавательные процессы, мотивационную и эмоционально-волевую сферу, преодолевать психологический барьер между ребёнком и компьютером.

Далее предлагаем пример отбора содержания коррекционной работы с детьми на неделю (из календарного плана подготовительной логопедической группы).

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
коррекционной работы по совершенствованию лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе у детей с легкой степенью дизартрии на первую неделю октября