Цели:
- Учить быть здоровыми душой и телом.
- Уметь применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
- Формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- Расширять знания и навыки по гигиенической культуре.
Оборудование: Муляжи и рисунки различных продуктов питания, гербарии лекарственных растений, “Дерево здоровья”, “листья” для “дерева”.
Ход классного часа
Учитель: Говорят, что “Здоровье – самое большое богатство”. И вправду, здоровье – это основа человеческого счастья, только здоровый человек может достигнуть цели, осуществить мечту, познать окружающий мир, принять активное участие в общественной жизни. Только здоровый человек может наслаждаться танцами, с удовольствием выполнять физические упражнения и, конечно же, трудиться.
Запись на доске: Здоровье – это… (учащиеся должны продолжить этот запись, добавляя свои мысли о том: что подразумевают под словом здоровье.)
Учащиеся: (называют по очереди свои мысли)
физическое и духовное благополучие;
ловкость;
быстрота;
сила;
смелость;
радость;
воодушевление;
приподнятое настроение;
положительные эмоции и др.
Учитель: Вот и пришло время пригласить сюда самого Господина Здоровье. (Входит ученик представляющий Господина Здоровье)
Господин Здоровье:
Если хочешь стать умелым,
Ловким, быстрым, сильным, смелым,
Научись любить скакалки,
Вожжи, обручи и палки.
Вот здоровья, в чем секрет,
Будь здоров!
Физкульт!
Все: Привет!
(Господин Здоровье показывает комплекс утренней гимнастики).
Господин Здоровье: Все вы знаете, что утренняя зарядка очень полезна всем. Но, несмотря на это, многие её не делают. Свою лень оправдывают не хваткой времени. Но то время, которое вы отводите на зарядку – это не зря потраченное время, так как за это время мы получаем такой заряд энергии, бодрости, что человек до старости мог бы прожить свою жизнь без болезней.
Увы, мы живём в такое время, время в котором человек мало двигается, не занимается физическим трудом. А всё это приводит ко всяким болезням сердца, человек полнеет, ослабевают мускулы. Скажите, пожалуйста, ребята, как же мы называем такое явление?
Все: Гиподинамия!
Игра “Дождь”. Ученик встают в круг. Один из них начинает показывать физическое упражнение. Затем игра продолжается по часовой стрелке.
Господин Здоровье: Ребята, скажите, что ещё очень важно для здоровья?
Все: Питание.
Господин Здоровье: Правильно. Здоровое питание помогает предупредить многих болезней. Кушайте умеренно, с аппетитом. Тогда вы будете здоровыми. А чрезмерное принятие пищи приводит к ожирению. Наш организм живёт за счёт принятых нами продуктов. Скажите, чем же мы питаемся?
(Выслушиваются ответы учащихся)
Игра “Полезные и вредные продукты”. На столе муляжи различных продуктов: хлеб, молоко, творог, жвачка, чипсы, кириешки, конфеты, шоколад, газированная вода и т.д. Учащиеся должны их разделить на две группы: на полезные и на вредные.
Игра: “Витамины”. На столе в подносах находятся муляжи овощей и фруктов. Каждый из учеников подходит к столу, берет муляж какого – нибудь фрукта или овоща. Называет, чем он полезен, каким витаминам богат. Победителем остается тот ученик, который всё называет правильно.
Учитель: Для нашего организма важно не только то, чем мы питаемся, а то, как мы принимаем пищу. В день предлагается кушать 4-5 раз, но перед сном не рекомендуется наполнять свой желудок. Это очень вредно для нашего кишечника. Вы не оставляете время для отдыха кишечника.
Ученик: Желудок, двенадцатиперстная кишка, печень, поджелудочная железа – пищеварительные органы. А как же они работают? Пища сначала попадает в желудок, там переваривается и оттуда отправляется в двенадцатиперстную кишку, там переваривается для того, чтобы через стенок кишечника и кровеносных сосудов попасть в нашу кровь. Чтобы пища хорошо переваривалась, нужна жёльч и сок поджелудочной железы. Печень вырабатывает жёльч, и она хранится в желчном пузыре. Как только пища попадает в двенадцатиперстную кишку, желчный пузырь сжимается и жельч проникает в двенадцатиперстную кишку. В то же время и поджелудочная железа тоже выделяет сок. С их помощью пища полностью переваривается.
Дело в том, когда мы спим, наша двенадцатиперстная кишка тоже “спит”. Значит, желудок пищу отправляет в двенадцатиперстную кишку, а она в это время уже “спит”. Кишечник растягивается, выделяется жельч и поджелудочный сок, но ввиду того, что наша двенадцатиперстная кишка в это время уже “спит”, они возвращаются обратно. Жельч в желчном пузыре густеет и со временем может даже окаменеть. А поджелудочный сок начинает “обрабатывать” ткани поджелудочной железы. В результате воспаляется поджелудочная железа (панкреатит), а самое страшное – может перестать работать (некроз). Поэтому, чтобы пища полностью переваривался, ужинать нужно за два часа до сна.
Господин Здоровье: Вот молодец! Всё правильно изложил. Я очень, очень рад, ребята, что вы так много и хорошо знаете о своем организме. Ваш организм вам будет благодарен.
Учитель: Ребята, как мы лечимся, когда болеем?
Ребята: Пьем лекарства.
Учитель: А какие вы лекарства вы знаете?
(Выслушивается ответы учащихся).
Господин Здоровье: Древние иранцы говорили: орудиям врача являются: слово, растения и нож. Человек должен встретиться врачом, когда он здоров, до того, как он начинает болеть. Он поможет своими советами, и лечение пройдет успешно, пока болезнь не распущена. Гиппократ выступает против тех, кто, испугавшись холода, нежится в тепле. “ У того, кто приучил себя тепле, расслабляются мускулы, расшатываются нервы, затуманивается ум, наблюдаются такие вредные явления, как кровотечение, потеря сознания”, – сказал он. О закаливании можно посоветоваться учителем физкультуры, врачами.
Учитель: “Ходьба пешком и находиться всё время в движении приводит к здравому мышлению, рассудительности”, – написал когда–то Ж.-Ж.Руссо. Да, ребята, занятие спортом, каждодневная физзарядка укрепляют здоровье человека. А сейчас мы поиграем ещё в одну игру.
Игра “Дождь” Учащиеся встают в круг. Один из учеников начинает упражнение, сосед вправо продолжает, движение продолжается так по кругу.
Господин Здоровье: Всегда ходить чистыми и быть опрятными также помогают здоровью. Ребята, а вы сами какие ещё примеры можете привести? (Ученики рассказывают о том, что овощи и фрукты перед употреблением надо мыть. После улицы, перед едой руки также следует мыть…)
Учитель: “если хочешь увидеть добро, добро нужно сделать”, – гласит татарская народная пословица. А как вы, ребята, понимаете значение этой пословицы? (Выслушивается ответы учащихся.) Да, добро, милосердие, внимательность, сочувствие, сострадание положительно влияют на наш организм. А зло, малодушие, невнимательность, небрежность, зависть отрицательно влияют на наш организм, на наше здоровье.
Господин Здоровье: А я предлагаю вам одну игру. Игра называется “Красивые слова”.
Игра “Красивые слова”. Учащиеся встают в круг. Друг другу кидают мяч и в это время говорят красивые слова. Игра так продолжается по кругу. А тот, кто не сможет назвать красивое слово, выводится из игры.
Господин Здоровье: ребята, а какие лекарственные травы вы знаете?
(Выслушивается выступления учащихся о лекарственных травах по материалам журнала “Магариф”/”Просвещение” за 2003 год №1, №2, №5, №6)
На доску вывешивается макет “Дерево здоровья”
Учитель: Ребята, пришло время озеленить наше “Дерево здоровья”. Какие правила мы должны выполнять, чтобы быть здоровыми? У вас есть листики. Впишите в них эти правила. А затем этими листиками мы украсим наше дерево.
(Листики приготавливаются заранее. Каждый ученик вписывает своё правило и вывешивает свой листик на дерево.)
Господин Здоровье: “Если хочешь беречь своё здоровье, то всегда будь осторожен”,– говорил Р.Фахреддин, великий просветитель татарского народа. Если человек сможет воспитать себя здоровым, он не поддастся трудностям. Будьте здоровыми!