Задачи урока:
- расширять кругозор школьников, прививать интерес к научно-популярной литературе;
- развивать у детей наблюдательность и учить их объяснять природные явления в жизни животных и птиц в частности;
- прививать любовь и бережное отношение к пернатым.
Описание условий урока:
Игра проводится с учащимися 7 классов, после прохождения темы «Птицы» или в рамках недели биологии. Заранее участники готовят в качестве домашнего задания приветствия, названия, эмблемы. На переносной доске в центре сцены помещается красочный транспарант с маршрутом, где помечены все испытания, которые предстоит командам преодолеть в ходе игры. Победителя этапа определяет жюри с помощью разноцветных фишек (фишки могут выглядеть в виде флажков, кружков и т.д.) Выигравшей команде на том или ином этапе прикрепляется к номеру испытания соответствующая фишка. Какого цвета фишек будет больше в конце игры, та команда и побеждает. Урок проходит в актовом зале, на стенах которого развешаны рисунки и плакаты по многообразию, охране и привлечению птиц. В ходе игры проводятся специальные конкурсы для болельщиков, которые в случае правильных ответов приносят очки своей команде. К организации и проведению мероприятия можно привлечь учащихся старших классов. Из их числа формируется состав жюри и ведущие.
ХОД УРОКА
Звучит музыка, раздаются голоса птиц, шум леса.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приветствуем сегодня всех, кто пришел к нам в этот зал. Природа – это окружающий нас материальный мир, вселенная. Сама Земля – часть природы. В более узком смысле под природой понимают неорганический и органический мир на Земле: весь растительный и животный мир. Существенную часть среди животного мира занимают наши пернатые друзья — птицы, без которых мы не мыслим жизни. Изумительная окраска оперения, удивительное пение, медленное парение в воздухе, искрометность полета всегда восхищали человека. Не случайно птицам посвящали свои стихи поэты, сочиняли музыку композиторы. Известно, что на территории ЯНАО насчитывается 244 вида птиц, из них 25 занесены в Красную книгу. Сегодня наш КВН посвящен птицам. Слово предоставляется командам для приветствия.
Ведущий: первый конкурс «Разминка». Участникам предлагается отгадать загадки.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хриповатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона)Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (Дятел)Дом построен над водой
На тростинке молодой.
Тростинка чуть сгибается,
Как люлька дом качается. (Ремез)Всех я за день навещу,
Все, что знаю, растрещу! (Сорока)Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Ведущий: второй конкурс «Кто здесь лишний»
Командам предстоит из предложенных иллюстраций птиц выбрать, кто в пятерке лишний и объяснить почему. (По два задания каждой команде).
1. Цапля, аист, марабу, выпь, страус. (ОТВЕТ: лишний — страус, т, к. здесь представлены аистообразные птицы).
2. Снегирь, зяблик, клест, щегол, воробей. (ОТВЕТ: лишний — клест, т. к. высиживает птенцов зимой).
3. Ласточка, синица, иволга, трясогузка, жаворонок. (ОТВЕТ: лишняя — синица, т. к. представлены перелетные птицы).
4. Орёл, коршун, пустельга, гриф, ястреб. (ОТВЕТ: лишний — гриф, т. к. только он питается падалью).
Пока команды готовятся к следующему конкурсу, ведущий проводит конкурс с болельщиками.
Ведущий: третий конкурс болельщиков «Угадай птицу»
1. Он упивался раннею весной,
Он щелкал соловьем, кричал вороной..
Он пел и трепетал, влюблено надо мной, и
И славил мир прекрасный и зеленый. (Скворец)
В. Семенов
2. Снег на солнышке искрится,
На сосне стрекочет птица
«Цок-цок-цок! Цик-цик-цик!»
К стуже я давно привык
Семена, добыв из шишек,
Птица потчует детишек,
Те пищат среди снегов:
Не боятся холодов! (Клест)
Д. Белоус
3. Маленький птенец тащит на спине тяжелый груз – другого птенца. Осторожно подвигается он со своей ношей к краю гнезда, опускает голову, упирается лбом в дно гнезда и резко откидывается назад. Птенец, который сидит у него на спине, падает из гнезда на землю. То же самое он проделывает с другими птенцами, пока не выкинет всех из гнезда. Что это за птенец? (Птенец кукушки)
4. Отгадайте кроссворд. Болельщикам раздают бумагу и задание. Кто быстрее и правильно выполнит задания, тот принесет дополнительные очки своей команде.
(Пингвин, сорока, глухарь, орел, филин, гага)
(Филин, орел, сова, чомга, синица, снегирь, глухарь, дрозд)
Ведущий: четвертый конкурс «Птицы ЯНАО»
Каждая команда представляет рассказ и плакат о
птицах ЯНАО, занесенных в Красную книгу и
требующих особого внимания. (Лебедь-кликун,
полевой лунь, щеголь, средний кроншнеп,
длиннохвостая, или уральская, неясыть, бородатая
неясыть, стерх)
Стерх, или белый журавль. Еще сто лет назад
стерхов было много и гнездились они на обширных
территориях. А теперь только в двух районах
российского Севера гнездятся эти птицы: в
Западной Сибири (в низовьях Оби) и на
северо-востоке Якутии. Зимуют они в Индии и Китае.
Стерх – один из самых малочисленных журавлей в
мире: обских уцелело около 50, якутских – не более
250. Птицы явно вымирают. Как их спасти? У белых
журавлей в кладке два яйца. Однако птенца они
выращивают только одного (второго насмерть
забивает первенец). Значит, без опасности для
сохранения вида одно яйцо можно взять и
вырастить из него птенца в инкубаторе. Этим и
занимается профессор-орнитолог Владимир
Евгеньевич Флинт. По некоторым данным, это уже
приносит успех. Кстати, стерхи, вероятно, самые
долгоживущие среди птиц. Известны случаи, когда
эти птицы доживали до 82 лет.
Ведущий: конкурс «Капитаны вперед»
Задание 1. Мы все знаем, что с птицами связано много примет. Итак, перечисляем поочередно «птичьи живые барометры». Выигрывает тот, кто называет примету последним.
ОТВЕТ:
1. Кукушка кукует обычно в хорошую погоду.
2. Буревестник парит над морем перед штормом.
3. Чайки перед бурей с писком бродят среди скал
или по песчаному берегу.
4. Иволга поет мелодично — погода будет хорошая,
издает резкие, душераздирающие звуки — будет
дождь.
5. Дятел стучит клювом по суку в хороший летний
день — жди дождя.
6. Соловей поет всю ночь — перед похожим днем.
7. Фазаны с вечера усаживаются на ветки деревьев
— будет сухая и тихая ночь, а если прячутся в
кусты — быть дождю и ветру.
8. Ласточки летают низко над землей — к дождю и
ветру.
9. Исчезают весной стрижи (откочевывают) — к
холодной погоде.
10. Коршуны неспокойно кружатся в воздухе — перед
ненастьем.
11. Сова кричит — на холод и перед дождем.
12. Воробьи веселые, подвижные, драчливые — к
хорошей погоде; вялые, притихшие, на хохлившиеся
— перед дождем.
13. Воробьи прячутся в укрытия —на мороз или перед
дождем.
14. Серая ворона усаживается на сук или на забор,
нахохлится, сгорбится, опустит крылья, голос
глухой и хриплый — к дождю. Перед ясной погодой
голос становится звонким, ясным, чистым, а сама —
подвижная и проворная.
15. Летом тревожно галдят галки — к дождю. А если
после этого они умолкают и прячутся – жди грозу.
Задание 2. Всем известно, что ноги служат животным, в частности, птицам, для передвижения, а клюв — для захвата пищи. А все ли из вас знают, что у птиц ноги и клюв всегда находятся в определенном соотношении. И по виду ног и клюва можно судить о среде обитания и характере питания птиц. У вас на столах карточки с изображением голов и конечностей пяти различных птиц. Найдите соответствия: чьи это ноги и головы. Дайте объяснение.
Ответы:
- Орел. Лапа с когтями, обращенными друг к другу под прямым углом, хорошо схватывает добычу; клюв загнутый, как у всех хищников.
- Утка. Перепонки между пальцами на ногах у уток помогают им легко плавать; клюв сплюснутый для процеживания воды и захвата пищи.
- Дятел. Лапа с противонаправленными пальцами держит его на вертикальном стволе дерева; клюв тонкий, язык длинный — для вытаскивания насекомых из-под коры.
- Цапля. Длинные пальцы ног позволяют ей, бродя в воде, не проваливаться в ил; длинные шея и клюв приспособлены к добыванию пищи в воде.
- Страус. Двупалая мощная лапа приспособлена к быстрому бегу; длинная шея — ориентироваться в открытом пространстве.
Ведущий: конкурс командам «Угадай мелодию».
Весной мы все любим, слушать пение птиц. Пение — это информация, предназначенная для других обитателей леса. Своим пением (а у большинства певчих птиц поет только самец) он оповещает соперников, что этот участок парка, рощи или опушки леса им уже занят — пришельцам здесь делать нечего. Песня призывает самок, указывает им местонахождение свободного «жениха». Песня в период выведения и выкармливания птенцов — угроза для непрошенных гостей, требование держаться подальше, если они не хотят ввязаться в драку. Вы уже поняли, что следующий наш конкурс «Угадай мелодию». Вам предстоит угадать, кому принадлежит эта песня.
Ребятам предлагают прослушать записи звуков леса и определить голоса птиц. Можно слушать поочередно отдельные «песни» и определять их исполнителя, а можно прослушать всю запись и потом перечислить услышанных птиц.
Ведущий: конкурс «Эрудиты»
Ведущий в быстром темпе зачитывает вопросы, команды отвечают. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы для первой команды.
1. Во время операции «Буря в пустыне»
предпринятая против Садама Хусейна американцы
привозили с собой кур леггорн. С какой целью?
Ответ: Эти куры очень чувствительны к
химическим отравляющим веществам, ведут себя
беспокойно, кричат.
2. Какой самый большой попугай в мире?
Ответ: Ара.
3. Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду
летают высоко, а в пасмурную над самой землей?
Ответ: Летая, ласточки ловят мошек. В ясную
погоду воздух сухой и насекомые поднимаются
высоко. В сырую погоду воздух тяжелый – не дает
им подняться вверх.
4. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле
долго не разлагается?
Ответ: Клесты питаются семенами хвойных
деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола
сохраняет тело от тления.
5. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон,
продам шубу», а осенью: «Продам балахон, куплю
шубу»?
Ответ: Косачи (тетерева)
6. У какой птицы название такое же, что и
цитрусового плода.
Ответ: Мандаринка
7. Его боятся человек и животное. Но его не
боится только эта птица. О ком идет речь.
Ответ: О крокодиле и чибисе.
8. Почему техасские ушастые совы не убивают
пойманную слепозмейку, а уносят в гнездо?
Ответ: Совы держат этих змеек как санитаров,
они уничтожают термитов и муравьев в гнезде.
9. Какие виды ворон обитают в нашей местности?
Ответ: Большеклювая, серая.
10. Известно, что удар лапы африканского страуса
значительно сильнее удара лошадиного копыта.
Почему эта птица не трогает человека, держащего в
руках палку с фуражкой?
Ответ: Страус нападает только на тех
противников, которые ниже его ростом, а сторожит
отару как заправская собака.
Вопросы для второй команды.
1. Для чего шахтеры в забой берут с собой
канарейку?
Ответ: Эти птицы теряют сознание при
малейшей примеси ядовитых газов в шахте. Добрая
порция кислорода снова приводит их в чувство.
2. Почему у бегущего страуса не видно ног, их
сравнивают с туманным пятном?
Ответ: Страус развивает скорость до 50 км/час.
Самый быстроногий бегун из птиц.
3. Почему фламинго в неволе теряет свой розовый
цвет.
Ответ: Они питаются особыми
беспозвоночными, рачками, придающие им розовый
цвет.
4. Какая птица выводит своих птенцов в самые
сильные морозы?
Ответ: Клест.
5. Что послужило для изобретения замка для
одежды?
Ответ: Перо птицы.
6. Почему пресмыкающиеся откладывают по
несколько десятков яиц, а большинство птиц всего
несколько штук?
Ответ: У птиц очень развит инстинкт заботы о
потомстве.
7. Почему птицы не падают с веток, когда сидят
или спят?
Ответ: Этому способствует строение пальцев.
8. Почему тетерева и рябчики легко перемещаются
по рыхлому снегу?
Ответ: Ноги четырехпалые, с большими когтями
и густо оперены.
9. Почему не слышно полета совы?
Ответ: У нее рыхлое и мягкое оперение.
10. Какая птица не боится лютых морозов и выводит
птенцов при температуре – 60-70 градусов?
Ответ: Императорский пингвин.
Ведущий: конкурс «Легенды, сказания и были о птицах». Много в народе говорится о лебединой верности. Даже есть песня у Евгения Мартынова о том, как лебедь, потерявший свою подругу, поднимается высоко в небо, складывает крылья и камнем падает на землю. Но это только легенда.
Примеры.
1. Гусь.
Как известно, гуси «спасли Рим». Произошло это, согласно приданию, следующим образом. В ночной тьме вражеское войско галлов взбиралось на крепостные стены на Капитолийском холме. Молчали собаки, ничего не заметила стража, и только гуси, почуяв врага, разбудили своим тревожным гоготанием римских воинов. Дело в том, что гуси — птицы очень осторожные, и отдыхающая стая всегда выставляет несколько недремлющих «часовых» на случай опасности. С тех пор в Риме гуси пользовались особым почетом. Любопытно, что и теперь кое-где «сторожевые гуси» используются для предотвращения ограблений.
2. Пеликан.
Символ учительства, олицетворяющий самопожертвование ради будущего поколения. Э. Асадов. «Пеликан»
Ведущий: конкурс «Буква – слово»
1. Из предложенных букв составить названия птиц. Команды поочередно называют по одному слову. Чье слово последнее, тот и победитель. С, П, Т, У, Н, Ь, Л, О, О, Р, Е, А, В
ОТВЕТ сорока, ворона, ворон, коростель, лунь, сова, орел, утка, скопа....
2. Дать названия птицам начинающиеся на букву «С» (взято произвольно). Порядок ответа, как и в предыдущем задании.
ОТВЕТ: сорока, соловей, славка, свиристель, скопа, сизоворонка, синица, скворец, сверчок, снегирь, секретарь, сапсан, сокол, сова, сойка, страус, стриж, сорные куры, стерх и пр.
Завершение игры
Снова звучит музыка. Слово предоставляется председателю жюри, который объявляет итоги игры, победители награждаются грамотами, подарками.