Реализация идей личностно ориентированного обучения в преподавании гуманитарных дисциплин

Разделы: Общепедагогические технологии


Гипотеза: главная цель обучения – успешная социализация ребенка.

Обучение долгое время рассматривалось как система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и ученика, направленных на прочное усвоение знаний и развитие познавательных способностей. Главная цель определялась как “передача знаний от педагога к ребенку”

Современная ситуация в мире, метаморфозы нашего общества изменили ориентиры. Сегодня образование не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений. Статус и авторитет личности определяются сейчас уровнем развития интеллектуальной сферы и самостоятельности мышления. На первое место выходят такие качества как способность принимать решения, прогнозировать будущее, делать правильный выбор. Сформировать эти умения мгновенно невозможно.

Необходимо назвать, как минимум, два существующих в современной школе барьера: трансляция знаний от учителя к ученику (формула “давать- брать” рождает потребительскую позицию) и закрытость знаний (их абсолютность, однозначность трактовки). Транслируемое знание не развивает личность. Для этого необходимо включение ученика в процесс добывания знаний. Успешность учения зависит от того, насколько ученик стал субъектом учебной деятельности, т.е. каково его отношение к предмету изучения, к себе, учителю, одногруппникам.

Большинство из них приходят в лицей, имея низкий уровень обучения и слабые способности в учении при полном отсутствии мотивации. Им мешают достичь успеха длительная неуспеваемость в школе, отсутствие готовности учиться и несформированность учебно-познавательных навыков и умений. Эта ситуация осложняется тем, что сенситивные периоды для формирования этих качеств упущены (возраст 6-10 лет).

Главная задача педагога состоит в том, чтобы изменить данную установку. Что для этого нужно?

  • Во-первых, убеждение ребят в значимости учения. Достичь трудно, но возможно.
  • Во-вторых, создание на уроке психологической атмосферы, поддерживающей стремление учиться.
  • В-третьих, введение стиля взаимоотношений, основанного на доверительности и взаимной удовлетворенности.

“Возвращение” к личности ребенка являются основой личностно-ориентированного обучения. Технологии данного направления позволяют преодолеть отчуждение учителя и ученика, воспринимая человека не как ведомого и управляемого, а как товарища. В связи с этим, изменяется и цель образования. На первое место выходит “Гармония самости и социумности” (направленность на себя и на общество), успешная социализация ребенка. Личностный подход требует отношения к ученику как к уникальному явлению. Недоверие педагога, излишняя критика ученика приводит к появлению детей-аутсайдеров и детей с девиантным поведением. Выявляя положительное, опираясь на него, учитель авансирует уровень достижения ученика. Еще Макаренко А.С. утверждал, что “к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой”.

Сейчас ценен не социально – типичный, а ярко индивидуальный ребенок. Школа должна это учитывать. Кроме того, изменился контингент учащихся, они стали более прагматичны, раскрепощены, независимы. Гуманизации отношений без возможности самовыражения личности учащегося не достичь. Обучение должно способствовать развитию. Развитие – это внутренний процесс, личный, частный. Развиваться в процессе обучения должны не столько умения и навыки, сколько внутренний мир человека, который в итоге определяет все остальное. Под развитостью следует понимать количество и качество личных новообразований. Если общество состоит из личностей – оно развивается, если состоит из индивидов – оно лишь функционирует.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО), исходя из своего определения, делает основную ставку на формирование личности ребенка. При организации такого типа урока (ЛОУ) важным принципом является использование приемов для актуализации и обогащения субъективного опыта ребенка.

На что, в первую очередь, следует нам обратить внимание и о каких критериях идет речь?

1. Открытость предоставляемых знаний.

Дисциплины гуманитарного цикла раскрывают перед педагогом массу тем, восприятие и оценка которых крайне полярна. Именно эта неоднозначность трактовок способствует развитию личности ребенка.

2. Субъектность обучения.

Это второй критерии личностно - ориентированного урока. Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимается из внешнего мира. Усваивается то, что входит в состав его личного опыта. Субъектность личности проявляется в избирательности к познанию мира

3. Диалогичность содержания образования.

Он определяет необходимость преобразования учебного материала в основу для диалога. “Диалогичность основана на множестве смыслов изучаемого явления”, совместном обсуждении проблемы и возможных путей ее решения. Такое общение гуманно, т.к. предполагает активность всех участников, направленную на предмет общения, а не на личность ученика.

Одним из обязательных условий ЛОУ является создание ситуации выбора задания каждым учеником по его виду, типу, форме. Первоначально это создает определенные трудности для ребят, т.к. многих из них ситуация выбора просто пугает. Постепенно, такой прием становится будничным, закономерным. На основе чего происходит этот выбор? Опять- таки, мы сталкиваемся с психологическими характеристиками. Кто-то из учеников останавливается на работе с учебным текстом, кто-то анализирует художественные произведения по теме, кто-то изучает материал графиков и таблиц.

Для реализации личностно – ориентированных программ необходима система дидактического материала с веером способов решения. Здесь мы вновь возвращаемся к опоре на психофизиологические предпосылки, которые влияют на успешность ученика.

При разработке индивидуальных карточек – заданий (раздаточного материала в целом) можно использовать 3 основных направления:

  1. Учёт сенсорики (зрение, слух, моторика): визуалы, аудиалы, кинестетики по – разному воспринимают и анализируют информацию.
  2. Акцент на своеобразие обработки информации (синтетичность и аналитичность): одни воспринимают предмет целиком, другие в мельчайших деталях.
  3. Создание ситуации выбора роли на уроке.

Обращение к процессуальной стороне освоения, попытка ответить на вопрос о том, как учится, ученик, как сотрудничает, - одна из основных ценностей личностно – ориентированного урока. Нужно обращать внимание не только на усвоение материала, но и на форму организации работы. Учитель в этом случае получает важную информацию о том, на что опирается ученик при анализе и изучении темы (карта, схема, текст, иллюстрация и т.д.).

Не нужно зацикливаться на ошибках и недочётах учащихся; следует учить их думать, оптимально организовывать работу, делать свободный выбор. Это требует дополнительной подготовки учителя, большого напряжения на уроке, но в этом нуждаются ученики, у которых не сформированы элементарные навыки учебной деятельности. С точки зрения психологического комфорта на уроке, этот подход наиболее ценен. Для того, чтобы ученик поверил в себя и скорректировал свою самооценку, он должен чувствовать, что учитель интересуется его работой, помогает, уважает его как личность. На таких занятиях каждый может рассчитывать на то, что его услышат, обсудят его мнение, проанализируют ход его работы. Способ учебной деятельности приобретается индивидуально и самостоятельно (на основе эмоций и потребностей). Действительно, детей в группе учат одинаково, а каждый учится по – своему. Задача педагога в том и состоит, чтобы проанализировать это “по – своему” для каждого ученика.

Одним из требований к организации личностно-ориентированного урока является сочетание разных форм работы учащихся, проектирование характера взаимодействия с учетом их личностных особенностей. Речь идет об индивидуальной, парной, групповой, коллективной формах работы. Современная педагогика предлагает целый спектр методик для реализации этого принципа.

Хотелось бы подробнее остановиться на коллективном способе обучения (КСО), в котором перечисленные выше формы деятельности учащиеся логически дополняют друг друга. Теоретической основой КСО являются труды Дьяченко В.К., профессора кафедры педагогики Красноярского ИПК.

Алгоритм подготовки к уроку данного типа:

  1. Постановка общей цели урока и её конкретизация в виде задач (таксономия цели).
  2. Подбор и организация дидактического материала, позволяющего ученику выбирать тип, вид, форму задания.
  3. Планирование разных форм организации работы (индивидуальная, парная, групповая, коллективная).
  4. Анализ использования разных форм общения на уроке (монолог, диалог, полилог).
  5. Определение требований к оценке работы учащихся (с учётом результата и самого процесса).

Главный результат деятельности педагога – это эффективность системы. Учитывая предложенный алгоритм, мы без труда можем выделить основные критерии результативности деятельности учителя, работающего на основе личностного подхода:

  • умение излагать не только знания, но и знакомить учеников с рациональными способами его усвоения;
  • умение отбирать для совместного анализа те способы, которые адекватны не только материалу темы, но могут обеспечить самостоятельную его организацию (сравнение и оценка исторических событий);
  • умение использовать диагностические процедуры, направленные на выявление познавательных стилей учеников (психологический аспект деятельности).

Ведущее место в процессе обучения, в частности в структуре личностно - ориентированного урока, отводиться оценочно – результативному аспекту. Педагогическая оценка выполняет две важные функции: соотнесение (индикатор уровня достижений ученика) и мотивации (побудительное воздействие на личность). До сих пор критериями качества обученности учеников, остаются полнота, глубина, систематизация, гибкость и обобщенность воспроизводимых знаний. Устанавливается лишь количественная мера. О качестве приходится только догадываться.

Личностно – ориентированное обучение четко определяет критерии качества знаний учащихся:

  • ученическое творчество;
  • знание, как осмысленная ценность;
  • самоорганизация;
  • потребность в личном смысле знаний.

Оценка - социальный ориентир, она служит своеобразным инструментом для сравнения достижений учащихся, для сопоставления друг с другом. Спектр её влияния очень широк. Одобрение и неодобрение обладают колоссальной силой. В этом смысле приоритетной оценкой должна быть положительная оценка, т.к. она связанна с комфортными эмоциональными переживаниями, которые являются основой социально-психологической связи с ребенком. Отрицательные же переживания разрушают эту связь. Иначе говоря, педагогическая оценка всегда устанавливает ”социальную погоду” вокруг ученика, закладывая элементы самооценки.

Три основных направления в разработке контроля и оценки знаний:

  • Качество знаний (усвоение содержания учебной программы, научность, истинность, соответствие заданного и усвоенного). Любая учебная программа содержит конкретные требования к уровню подготовки учащихся. Выполнение стандарта необходимо.
  • Метод получения знаний (характер организации учебной деятельности учащегося, приемы обработки информации, логические операции). Целесообразно на занятиях совершенствовать учебные умения ребят, оценивая наиболее оптимальные приёмы работы.
  • Процесс усвоения знаний, как субъективная деятельность ученика (программный материал дети усваивают по-разному).
  • Оценка деятельности ребенка должна проводиться с учетом трех основных критериев:
    • дидактического (первая позиция);
    • логического (вторая);
    • психологического (третья).

Основной источник возникновения новых качеств заложен в самом ребенке, он внутренний. Однако, для того чтобы “запустить” этот механизм нужна “подпитка” (функция учителя), должны использоваться гибкие подходы. Регулирование целесообразно проводить деликатно, учитывая возрастные особенности обучающихся и их эмоциональный настрой. Психологическая атмосфера на уроке имеет важное значение. “Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом” (Ольшанский В.Б. Социальная психология М; 1975). Об этом не стоит забывать, т.к. успешность учения во многом зависит от положительного эмоционального настроя. Главное – вывести первокурсника из состояния вечного двоечника и неудачника, предоставив возможность поверить в себя.

Достичь реализации целей личностно-ориентированного обучения сразу в полном объеме невозможно. На разных ступенях соотношение обучения, воспитания и развития изменяется. Очень часто главной проблемой является сам педагог, его менталитет. Одно не может быть подвергнуто сомнению.

На личностно-ориентированных уроках наблюдается:

  • позитивная динамика общительности;
  • стремление к взаимодействию;
  • доброжелательность и взаимный интерес.

На этом фоне задача педагога видится в том, чтобы найти оптимальную модель сочетания усвоения знаний и включение каждого ученика в процесс урока. Важна также поэтапная отработка диагностического инструментария. Цель кажется нереальной, т.к. ученые ищут ответ на подобный вопрос в течение десятилетий. Однако, чтобы достичь возможного, не забывай делать невозможное.