Занятие по музыкальному воспитанию для детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: “Лады в музыке. Мажор и Минор”.

Цель: знакомство детей с ладами в музыке: мажором и минором.

Задачи:

  • обучение детей умению различать на слух лад (мажор, минор);
  • обучение умению давать характеристику прослушанной пьесе;
  • формирование певческой культуры посредством пения распевок, песен;
  • воспитание исполнительской и слушательской культуры;
  • развитие двигательной активности, фантазии воображения.

Музыкальный материал:

  1. Д. Кабалевский “Клоуны”.
  2. Г. Струве “Пестрый колпачок”.
  3. Подборка музыкального материала: мажорной музыки и минорной музыки.
  4. Сборник вокальных упражнений.
  5. М.Лазарев “Музыка, здравствуй!”.

Оборудование:

  1. Наглядный материал: цветные жетоны.
  2. Игрушки: клоуны – куклы: “Мажорчик” и “Минорчик”.
  3. Магнитофон, аудиокассеты.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

  2. Перед входом в кабинет, педагог говорит детям о том, что сегодня их ждет необычное занятие. Они попадут на волшебную, музыкальную полянку.

    (Звучит музыка, дети входят в кабинет.)

    Педагог: Ребята, посмотрите, как здесь необычно красиво, сказочно. Давайте пройдем на приготовленные для нас места и поприветствуем друг друга, гостей и жителей волшебной полянки.

    (Приветствие “Музыка, здравствуй”)

  3. Распевание.

  4. Педагог: Ребята! Что-то на нашей полянке очень тихо! А может жители замечательной полянки еще не проснулись? Давайте порадуем их своей веселой песней и сначала мы разбудим наши горлышки и распоемся. “Достаем” наши очаровательные улыбки и поем! (идет эмоциональное настраивание детей на занятие).

    (Распевки: “ Андрей-воробей”, “Я шагаю вверх”, “Звонко, звонко пойте”)

  5. Повторение песни “Пёстрый колпачок”.

  6. Педагог: Молодцы! А теперь вспомним веселую песню “Пёстрый колпачок”, и повторим ее, а затем исполним под фонограмму (магнитофон).

  7. Игра “Гномы и великаны”.

  8. Педагог: Ребята! Мы с вами так хорошо пели, что на полянке проснулись наши друзья – веселые гномики, которые очень просят нас поиграть в их любимую игру “Гномы и великаны”.

    Описание игры: педагог объясняет и показывает детям, как можно с помощью рук изобразить гномов и великанов (гномы – присесть, великаны – поднять руки вверх). Затем, педагог акцентирует внимание на то, чтобы дети внимательно слушали команду голоса и выполняли упражнение по голосу педагога, а не по его движению (игра проводится 5-7 раз).

  9. Мажор и Минор. Слушание.

  10. Педагог: Ребята! Пока мы с вами играли, гномы приготовили нам сюрприз! (дети находят на полянке необычную коробку). Интересно, что в коробке?! Ой, ребята, вы что-нибудь слышали?!

    /Звучит веселая музыка, из коробки появляется клоун Мажорчик/

    Мажорчик: Ой, как здесь весело! Сколько гостей у меня на полянке! Ребята! Здравствуйте! Всем приветик! Я – клоун! А знаете, как меня зовут?
    Я – Мажорчик! А как зовут тебя? (Знакомится с ребятами, здоровается за руку с детьми) Какие красивые у вас имена.

    А хотите узнать, почему меня назвали Мажорчиком? Усаживайтесь поудобнее и слушайте мою историю. “Я очень люблю слушать веселую музыку, поэтому всегда улыбаюсь, а на музыкальном языке веселая музыка – это мажорная музыка. Поэтому меня и назвали Мажорчик.” Запомнили?! Веселая музыка – это мажорная музыка. Давайте повторим.

    Ой, а кто хнычет?

    /Звучит грустная музыка, появляется клоун Минорчик/

    Знакомьтесь, мой друг – Минорчик.

    Минорчик: Здравствуйте! Я – Минорчик! Я люблю грустить, быть печальным и слушать грустную музыку. А на музыкальном языке грустная музыка – это минорная музыка. Поэтому меня так и назвали – Минорчик. Запомнили? Давайте повторим.

    Мажорчик: Ребята, на нашей волшебной полянке часто собираются друзья-музыканты и любят слушать пьесу, которая называется “Клоуны”. Давайте тоже послушаем замечательную пьесу и после прослушивания расскажите нам, какую музыку вы услышали. (после прослушивания пьесы Д. Кабалевского “Клоуны”, педагог проводит с детьми беседу о характере музыки).

    Слушание Д. Кабалевский “Клоуны”.

    Педагог: Какая музыка по настроению? Что вы услышали и представили?

    (Веселая, задорная, озорная, шутливая, живая, бойкая, забавная.)

    В этой пьесе композитор – музыкальный волшебник - Д. Кабалевский нам рассказал о двух клоунах - веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному не везет, все он делает наоборот, неуклюже.

    Сейчас мы с вами еще раз послушаем эту пьесу и каждый из вас нарисует словесную картину.

    Слушание.

    Беседа о впечатлениях, затем дается домашнее задание – нарисовать свои впечатления от прослушанной музыки.

  11. Музыкальная игра “Угадай-ка”.

  12. Цель: уметь различать веселую и грустную музыку.

    Описание игры: Педагог раздает детям кружочки красного (мажорная музыка) и синего (минорная музыка) цвета. Детям дается задание: прослушать музыкальные фрагменты мажорной и минорной музыки и определить, какая звучит музыка: мажорная или минорная, используя кружочки красного и синего цвета.

  13. Заключительный этап. Подведение итогов.

Педагог: Ребята, наше занятие подходит к концу и давайте подведем итог. Чем же нас удивила музыкальная полянка? (ответы детей)

Мы исполняли песню “Пёстрый колпачок”, слушали произведения Д. Кабалевского “Клоуны”, играли, встречались с клоунами, и узнали, что бывает веселая и грустная музыка – мажорная и минорная.

Давайте скажем нашим клоунам: “До свидания!”. И пригласим их к нам в гости. Пока! Пока!