Тема: “Лады в музыке. Мажор и Минор”.
Цель: знакомство детей с ладами в музыке: мажором и минором.
Задачи:
- обучение детей умению различать на слух лад (мажор, минор);
- обучение умению давать характеристику прослушанной пьесе;
- формирование певческой культуры посредством пения распевок, песен;
- воспитание исполнительской и слушательской культуры;
- развитие двигательной активности, фантазии воображения.
Музыкальный материал:
- Д. Кабалевский “Клоуны”.
- Г. Струве “Пестрый колпачок”.
- Подборка музыкального материала: мажорной музыки и минорной музыки.
- Сборник вокальных упражнений.
- М.Лазарев “Музыка, здравствуй!”.
Оборудование:
- Наглядный материал: цветные жетоны.
- Игрушки: клоуны – куклы: “Мажорчик” и “Минорчик”.
- Магнитофон, аудиокассеты.
Ход занятия
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Перед входом в кабинет, педагог говорит детям о том, что сегодня их ждет необычное занятие. Они попадут на волшебную, музыкальную полянку.
(Звучит музыка, дети входят в кабинет.)
Педагог: Ребята, посмотрите, как здесь необычно красиво, сказочно. Давайте пройдем на приготовленные для нас места и поприветствуем друг друга, гостей и жителей волшебной полянки.
(Приветствие “Музыка, здравствуй”)
Распевание.
Педагог: Ребята! Что-то на нашей полянке очень тихо! А может жители замечательной полянки еще не проснулись? Давайте порадуем их своей веселой песней и сначала мы разбудим наши горлышки и распоемся. “Достаем” наши очаровательные улыбки и поем! (идет эмоциональное настраивание детей на занятие).
(Распевки: “ Андрей-воробей”, “Я шагаю вверх”, “Звонко, звонко пойте”)
Повторение песни “Пёстрый колпачок”.
Педагог: Молодцы! А теперь вспомним веселую песню “Пёстрый колпачок”, и повторим ее, а затем исполним под фонограмму (магнитофон).
Игра “Гномы и великаны”.
Педагог: Ребята! Мы с вами так хорошо пели, что на полянке проснулись наши друзья – веселые гномики, которые очень просят нас поиграть в их любимую игру “Гномы и великаны”.
Описание игры: педагог объясняет и показывает детям, как можно с помощью рук изобразить гномов и великанов (гномы – присесть, великаны – поднять руки вверх). Затем, педагог акцентирует внимание на то, чтобы дети внимательно слушали команду голоса и выполняли упражнение по голосу педагога, а не по его движению (игра проводится 5-7 раз).
Мажор и Минор. Слушание.
Педагог: Ребята! Пока мы с вами играли, гномы приготовили нам сюрприз! (дети находят на полянке необычную коробку). Интересно, что в коробке?! Ой, ребята, вы что-нибудь слышали?!
/Звучит веселая музыка, из коробки появляется клоун Мажорчик/
Мажорчик: Ой, как здесь весело! Сколько
гостей у меня на полянке! Ребята! Здравствуйте!
Всем приветик! Я – клоун! А знаете, как меня зовут?
Я – Мажорчик! А как зовут тебя? (Знакомится с
ребятами, здоровается за руку с детьми) Какие
красивые у вас имена.
А хотите узнать, почему меня назвали Мажорчиком? Усаживайтесь поудобнее и слушайте мою историю. “Я очень люблю слушать веселую музыку, поэтому всегда улыбаюсь, а на музыкальном языке веселая музыка – это мажорная музыка. Поэтому меня и назвали Мажорчик.” Запомнили?! Веселая музыка – это мажорная музыка. Давайте повторим.
Ой, а кто хнычет?
/Звучит грустная музыка, появляется клоун Минорчик/
Знакомьтесь, мой друг – Минорчик.
Минорчик: Здравствуйте! Я – Минорчик! Я люблю грустить, быть печальным и слушать грустную музыку. А на музыкальном языке грустная музыка – это минорная музыка. Поэтому меня так и назвали – Минорчик. Запомнили? Давайте повторим.
Мажорчик: Ребята, на нашей волшебной полянке часто собираются друзья-музыканты и любят слушать пьесу, которая называется “Клоуны”. Давайте тоже послушаем замечательную пьесу и после прослушивания расскажите нам, какую музыку вы услышали. (после прослушивания пьесы Д. Кабалевского “Клоуны”, педагог проводит с детьми беседу о характере музыки).
Слушание Д. Кабалевский “Клоуны”.
Педагог: Какая музыка по настроению? Что вы услышали и представили?
(Веселая, задорная, озорная, шутливая, живая, бойкая, забавная.)
В этой пьесе композитор – музыкальный волшебник - Д. Кабалевский нам рассказал о двух клоунах - веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному не везет, все он делает наоборот, неуклюже.
Сейчас мы с вами еще раз послушаем эту пьесу и каждый из вас нарисует словесную картину.
Слушание.
Беседа о впечатлениях, затем дается домашнее задание – нарисовать свои впечатления от прослушанной музыки.
Музыкальная игра “Угадай-ка”.
Цель: уметь различать веселую и грустную музыку.
Описание игры: Педагог раздает детям кружочки красного (мажорная музыка) и синего (минорная музыка) цвета. Детям дается задание: прослушать музыкальные фрагменты мажорной и минорной музыки и определить, какая звучит музыка: мажорная или минорная, используя кружочки красного и синего цвета.
Заключительный этап. Подведение итогов.
Педагог: Ребята, наше занятие подходит к концу и давайте подведем итог. Чем же нас удивила музыкальная полянка? (ответы детей)
Мы исполняли песню “Пёстрый колпачок”, слушали произведения Д. Кабалевского “Клоуны”, играли, встречались с клоунами, и узнали, что бывает веселая и грустная музыка – мажорная и минорная.
Давайте скажем нашим клоунам: “До свидания!”. И пригласим их к нам в гости. Пока! Пока!