Цели:
- Продолжить ознакомление школьников с окружающим миром на основе знакомства с местом проживания людей в городской или сельской местности и совместно с детьми выявить особенности жизни города и села.
- Развивать умение сравнивать, выделять главные признаки.
- Воспитывать стремление бережно относиться к своему дому
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир» 2 класс (1 часть);
- картинки, фотографии городов и сёл.
- кроссворд, листы с тестом.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня вы начинаете изучение нового раздела «Жизнь города и села».
II. Актуализация опорных знаний
– Отгадайте загадку:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг … ПРИРОДА
– Какая бывает природа? (Живая и неживая)
– Что относят к неживой природе? (Солнце,
звёзды, воздух, вода, камни)
– Что относят к живой природе? (Растения,
грибы, животные, человек)
– Что вы знаете о растениях? (Среди растений
есть деревья, кустарники, травы)
– Какие бывают животные? (Насекомые,
рыбы, птицы, звери)
– На предыдущих уроках мы говорили о том, как
живут питомцы природы, а сегодня на уроке мы
начнём разговор о людях и посмотрим, как и где они
живут.
III. Постановка проблемы
– Рассмотрите фотографии в учебнике и
скажите, что на них изображено?
– Вызвало ли это задание у вас затруднение?
– Сможете ли вы сразу определить, где город, а где
село?
– Как, с помощью чего? (отличительных черт,
признаков).
– Называя эти отличительные черты, мы сравним
город и село.
IV. Работа по теме урока
Сравнительный анализ города и села
– У вас на партах лежат картинки. Вам нужно определить, какая из них относится к городу, какая к селу.
1. Всего две ноты и предлог
Построить для жилья я смог. ДОМИК
Работа по учебнику – с. 98–99
– Рассмотрите дома на рисунках. В чём сходство и различие городского и сельского домов?
Городской дом: много семей, много комнат,
есть балкон, магазин на 1 этаже.
Сельский дом – 1 семья, мало комнат, 1–2
этажа, может быть печка, есть погреб, чердак.
– Что в этих домах сделано для удобства жителей?
2. Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе
И мир открывается с ней. ДОРОГА
– Чем отличается городская дорога от
сельской?
– Во многих сёлах сейчас уже есть
асфальтированные дороги, но есть ещё деревни, в
которых таких дорог нет.
3. Как назвать одним словом трамвай, троллейбус, машину, автобус, велосипед? Транспорт
– Что вы можете рассказать о городском
транспорте?
– Какой транспорт можно встретить в селе?
– Каких помощников на городских дорогах мы
можем встретить, для того чтобы правильно и без
происшествий перейти дорогу?
– Какой маршрут от дома до школы и обратно вы
должны выбирать?
Физкультминутка
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Налили бензину,
Сели на машину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть на самолёт.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит.
4. Вы немножко отдохнули, а впереди вас ждёт учебная РАБОТА.
– Какие городские профессии вы знаете?
– Какие профессии сельские вам знакомы?
– Назовите общие профессии для города и села
ИГРА: 1хлопок – только городская профессия, 2 хлопка – только сельская профессия, тишина – общие профессии: «Менеджер, учитель, животновод, доярка, продавец, агроном, водитель, ветеринар, преподаватель института, пастух, артист театра».
5. После трудового или учебного дня нужен отдых. Дома вы можете посидеть у телевизора, сходить в гости. А если выходим на улицу, то там можем встретить много интересного. Всё, что создают люди для отдыха и красоты, все произведения, которыми мы восхищаемся, называется культурными ценностями или КУЛЬТУРОЙ.
– Сравним культурные ценности в городе и сел.
Город: много памятников, музеев,
кинотеатров, театров.
Село – роспись посуды, игрушек, изделия из
соломы, шали, кружева.
– Ребята, важно запомнить: оттого, что в селе нет памятников, фонтанов, кинотеатров люди, живущие там, не являются бескультурными по сравнению с городскими жителями. Наоборот, считается, что в сёлах живут душевные, добрые люди.
6. Как называется наука, которая учит
нас бережному отношению к природе? ЭКОЛОГИЯ
– Отличается ли экологическая обстановка в
городах и сёлах?
– Где больше зелени?
– Где чище воздух?
Физкультминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы в деревне – солнце жжёт!
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там кроссворд ждёт уже нас.
– Проверим ваши знания, полученные на уроке – вам нужно разгадать кроссворд. Для этого вы должны ответить на вопросы, выбрав из предложенных вариантов правильный.
1. Как называется крупный населённый пункт?
ГОРОД
СЕЛО
2. Чего не может быть в деревне?
ИЗБА
НЕБОСКРЁБ
МАГАЗИН
3. Жители какого населённого пункта дышат более чистым воздухом?
ГОРОД
СЕЛО
4. Чего не может быть в деревенском доме?
ПОГРЕБ
БАЛКОН
5. Какой профессии не может быть у городского жителя?
ВРАЧ
ДОЯРКА
УЧИТЕЛЬ
6. Чего не может быть в городской квартире?
БАНЯ
ВАННА
VI. Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие отличительные черты города и
села мы выделили?
– Жить одинаково хорошо как в городе, так и в
селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Из села
люди стремятся попасть в город, чтобы найти
работу на крупных предприятиях. А жители города
приобретают жильё в сёлах, чтобы дышать свежим
воздухом и отдыхать от суеты больших городов.