Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: "Город и село"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжить ознакомление школьников с окружающим миром на основе знакомства с местом проживания людей в городской или сельской местности и совместно с детьми выявить особенности  жизни города и села.
  • Развивать умение сравнивать, выделять главные признаки.
  • Воспитывать стремление бережно относиться к своему дому

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» 2 класс (1 часть);
  • картинки, фотографии городов и сёл.
  • кроссворд,  листы с тестом.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня вы начинаете изучение нового раздела «Жизнь города и села».

II. Актуализация опорных знаний

– Отгадайте загадку:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг …    ПРИРОДА

– Какая бывает природа? (Живая и неживая)
– Что относят к неживой природе(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни)
– Что относят к живой природе(Растения, грибы, животные, человек)
– Что вы знаете о растениях?  (Среди растений есть деревья, кустарники, травы)
– Какие бывают животные?   (Насекомые, рыбы, птицы, звери)
– На предыдущих уроках мы говорили о том, как живут питомцы природы, а сегодня на уроке мы начнём разговор о людях и посмотрим, как и где они живут.

III. Постановка проблемы

– Рассмотрите фотографии в учебнике  и скажите, что на них изображено?
– Вызвало ли это задание у вас затруднение?
– Сможете ли вы сразу определить, где город, а где село?
– Как, с помощью чего? (отличительных черт, признаков).
– Называя эти отличительные черты, мы сравним город и село.

IV. Работа по теме урока

Сравнительный анализ города и села

– У вас на партах лежат  картинки. Вам нужно определить, какая  из них относится к городу, какая к селу.

1. Всего две ноты и предлог
Построить для жилья я смог.    ДОМИК

Работа по учебнику – с. 98–99

– Рассмотрите дома на рисунках. В чём сходство и различие городского и сельского домов?

Городской дом: много семей, много комнат, есть балкон, магазин на 1 этаже.
Сельский дом – 1 семья, мало комнат, 1–2 этажа, может быть печка, есть погреб, чердак.

–  Что в этих домах сделано для удобства жителей?

2. Высоких деревьев длинней,

Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе
И мир открывается с ней.     ДОРОГА

–  Чем отличается городская дорога от сельской?
–   Во многих сёлах сейчас уже есть асфальтированные дороги, но есть ещё деревни, в которых таких дорог нет.

3. Как назвать одним словом трамвай, троллейбус, машину, автобус, велосипед?  Транспорт

– Что вы можете рассказать о городском транспорте?
– Какой транспорт можно встретить в селе?
– Каких помощников на городских дорогах мы можем встретить, для того чтобы правильно и без происшествий перейти дорогу?
– Какой маршрут от дома до школы и обратно вы должны выбирать?

Физкультминутка

На лошадке ехали,
До угла доехали.
Налили бензину,
Сели на машину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть на самолёт.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит.

4. Вы немножко отдохнули, а впереди вас ждёт учебная  РАБОТА.

– Какие городские профессии вы знаете?
– Какие профессии сельские вам знакомы?
– Назовите общие профессии для города и села

ИГРА: 1хлопок – только городская профессия, 2 хлопка – только сельская профессия, тишина – общие профессии: «Менеджер, учитель, животновод, доярка,   продавец,  агроном, водитель, ветеринар, преподаватель института, пастух, артист театра».

5. После трудового или учебного дня нужен отдых. Дома вы можете посидеть у телевизора, сходить в гости. А если выходим на улицу, то там можем встретить много интересного. Всё, что создают люди для отдыха и красоты, все произведения, которыми мы восхищаемся,   называется культурными ценностями или КУЛЬТУРОЙ.

– Сравним культурные ценности в городе и сел.

Город: много памятников, музеев, кинотеатров, театров.
Село – роспись посуды, игрушек, изделия из соломы, шали, кружева.

– Ребята, важно запомнить: оттого, что в селе нет памятников, фонтанов, кинотеатров люди, живущие там, не являются бескультурными по сравнению с городскими жителями. Наоборот, считается, что в сёлах живут душевные, добрые люди.

6. Как называется наука, которая учит нас бережному отношению к природе? ЭКОЛОГИЯ
– Отличается ли экологическая обстановка в городах и сёлах?
– Где больше  зелени?   
– Где чище воздух?

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы в деревне – солнце жжёт!
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там кроссворд ждёт уже нас.

– Проверим ваши знания, полученные на уроке – вам нужно разгадать кроссворд. Для этого вы должны ответить на вопросы, выбрав из предложенных вариантов правильный.

1.   Как называется крупный населённый пункт?

ГОРОД
СЕЛО

2. Чего не может быть  в деревне?

ИЗБА
НЕБОСКРЁБ
МАГАЗИН

3. Жители какого населённого пункта дышат более чистым  воздухом?

ГОРОД
СЕЛО

4. Чего не может быть в деревенском доме?

ПОГРЕБ
БАЛКОН

5. Какой профессии не может быть у городского жителя?

ВРАЧ
ДОЯРКА
УЧИТЕЛЬ

6. Чего не может быть в городской квартире?

БАНЯ
ВАННА

VI. Итог урока

– Что нового вы узнали  на  уроке? 
Какие отличительные черты города и села мы выделили?
– Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе.  Везде есть свои плюсы и минусы. Из села люди стремятся попасть в город, чтобы найти работу на крупных предприятиях. А жители города приобретают жильё в сёлах, чтобы дышать свежим воздухом и отдыхать от суеты больших городов.