Праздник в Петропавловском детском доме на тему "День урожая"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: способствовать привитию у детей потребности трудиться и добиваться положительного результата в работе.

Задачи: закрепление у детей знаний предыстории и лексического значения названий овощей; развитие памяти, внимания, артистических способностей, умения общаться при коллективной работе; воспитание любви к труду через использование импровизированного спектакля, игр, загадок, похвалы и награждения в праздничной обстановке.

Форма проведения: праздник.

Оборудование: стенд с плакатом: “Царство овощей”, где изображены овощи. Для награждения детей за хорошую работу на огороде грамоты и не большие сувениры. Музыкальный центр, кассета с музыкой для исполнения детьми танца овощей, диск с песнями об осени. Костюмы для персонажей сценария. Выставка из консервированных овощей. Шкатулка с овощными магнитиками. Эмблемы с результатами сбора урожая. Шкатулка с овощными магнитиками, трон. Семена овощей, карточки с их названиями для игры: “Угадай семя”. Платки и мешочек с овощами (по количеству групп детей) для игры: “Что за овощ в огороде”. Картошка, две корзинки и четыре пластмассовые бутылки, с вырезанными отверстиями для ног для проведения игры: “Собери картошку”. Конвертики с рисунками, разрезанных овощей на восемь частей, клей и чистые листы бумаги (по количеству групп детей) для игры: “Собери изображение”.

Подготовительная работа к празднику: за две недели до праздника в детском доме воспитатели и педагоги дополнительного образования совместно с детьми шьют костюмы для персонажей спектакля, оформляют плакат: “Царство овощей”, подготавливают танцы: “Выход овощей” и “Дождя не боимся”, проводят репетиции по сценарию праздника. Перед праздником дети вместе с взрослыми пекут пироги с капустой и морковкой, заваривают чай, накрывают на столы, оформляют сцену в театре студии, артисты надевают костюмы и накладывают грим на лица, соответствующие выбранному сказочному герою.

Действующие лица: дети в костюмах Осени, Огородного царя, Петрушки, Пугала, Моркови, Свеклы, Лука, Картофеля, Помидора, Капусты, Редиса, Кабачка, Огурца; две девочки, исполняющие частушки; две девочки, исполняющие танец с зонтиками; два мальчика, рассказывающие стихотворения про огород.

Сценарный план:

I. Вводная часть. Приветствие Петрушки и Огородного царя.

II. Основная часть:

  1. Рассказ Пугало о работе в огороде.
  2. Приход Осени с овощной свитой. Загадки и мини-истории об овощах.
  3. Развлекательная программа. Проведение игр.

III. Подведение итогов.

Ход праздника

I. Вводная часть. Приветствие Петрушки и Огородного царя.

(Звучит музыка. Выбегает на сцену мальчик в костюме петрушки.)

Петрушка. Здравствуйте, взрослые и дети! День необычный сегодня на свете. Огородный царь соизволил пригласить всех вас на бал в своё овощное царство. Милости прошу. (Петрушка показывает на царя, который сидит на троне. На стене за троном весит плакат, где изображено царство с рисунками овощей.)

Царь. Приветствую всех вас в своём царстве овощей. И хочу всей же час познакомиться с вами поскорей. Царём огородным зовут меня. А ваши имена? Прокричите, друзья.

Петрушка. Ну-ка, вместе. Раз, два, три. Своё имя назови. (Гости праздника называют свои имена.)

Петрушка. Внимание! Внимание! Всем Ванюшкам и Танюшкам! Всем Андрюшкам и Катюшкам! Всем Иришкам и Мишкам! Всем Коленькам и Оленькам! Всем Светкам и прочим деткам! Строгий приказ царя. Веселиться, петь и плясать на балу до упаду! А кто ослушается и царскую волю не исполнит, не сносить тому головы!

Царь. Зачем, ты Петрушка, честной народ пугаешь? Сегодня на балу лишь награды раздавать будем. Я и ларец с подарками захватил.

II. Основная часть.

1. Рассказ Пугало о работе в огороде.

(Выбегает на сцену Пугало. Ему преграждает дорогу Петрушка.)

Петрушка. Стой! Ты куда?

Пугало (недоуменно). К огородному царю на бал!

Петрушка (с изумлением). На бал! Не пущу в таком наряде. Немедленно уходи, не позорь царя.

Пугало (вырывается из рук Петрушки, подбегает к трону, падает на колени, обнимает ноги царя). Великий царь, огородного народа государь. Смилуйся, не вели казнить, вели слово молвить.

Царь (помогает встать). Разрешаю. Говори. Только с колен немедленно поднимись.

Пугало.

Я одеваюсь не по моде,
Весь век стою как на часах,
В огороде на стаи нагоняю страх.

И пуще огня, хлыста или палки
Страшатся меня грачи, воробьи и галки.

Петрушка (хватает пугало за руку и тянет к выходу). Хватит тут загадками говорить. Прочь из огородного царства.

Пугало (вырывается, падает к трону). Батюшка царь – огородного народа государь! Что же такое делается? Заступись! (Делает вид, что плачет).

Царь (встаёт и поднимает Пугало). Вот ещё выдумал! На празднике плакать. Говори, что тебе надобно?

Пугало. Государь. Я не какой-нибудь бездельник и лентяй. Я трудовое Пугало огородное. Всё лето стою в огороде, урожай ребят детского дома стерегу. В любую погоду и под солнцем, и под дождём работаю, не опуская рук. А меня на праздник не пускают. (Показывает на Петрушку.) Говорит наряд не модный. Какой уж выдали! А потом, если я в модельном костюмчики буду стоять, кто же меня испугается?

Петрушка. А чем докажешь, что ты не бездельник, а самое настоящее трудовое пугало?

Пугало. Я вам расскажу работу детей в огороде от пахоты земли до сбора урожая. И в этом мне помогут ребята этого прекрасного дома. (Пугало обращается к ребятам.) Дорогие, друзья, пожалуйста, помогите мне моё доброе имя восстановить. Поможете? (Ответ ребят.)

Царь. Я слышу, что мои заморские гости согласны тебе помочь, поэтому разрешаю. Рассказывай. Я люблю слушать огородные истории.

Пугало.

Я постоянно вижу огород.
Водой он свежею, всегда полит.
О нём заботится детдомовский народ:
Окучивает и, конечно же, и, полет.
Растёт здесь лук, редис, морковь,
Свекла, капуста и свежий огурец
Бочком растёт на грядке.

Меж листьев прячется, хитрец,
Играет с нами в прятки.
Здесь помидоры, там салат,
А вот укроп кудрявый.
Здесь овощей не заглушат
Разросшиеся травы.

Петрушка. Кто всё это подтвердит?

Два мальчика (вместе из зала). Мы. (Выходят на сцену.)

1 мальчик.

Среди всех и я работал летом в огороде.
Посадил на грядке лука целых три десятка.
Были луковки так мелки,
Поместились все в тарелке.
Урожай пришёл копать:
Лук наш вырос – не узнать!
Уж тарелка им мала,
Не хватает и ведра.

2 мальчик.

Картошку знает, стар и млад,
Картошку любят дети.
Готовят повара для нас
Гарнир-пюре к котлете.
А я раскрыть вам всем хочу

(Обращается к царю и к Петрушке)

Секрет картошки, слушай:
Весной сажаем мы одну,
А в осень десять собираем.

1 мальчик. Трудиться в огороде каждый из нас рад.

2 мальчик. Потому что любим вкусно кушать.

Царь (обращается к детям). Спасибо, друзья, убедили царя. Займите места свои в зале. (Дети уходят со сцены.)

Царь (обращается к пугало). Чудесный рассказ оказался! Хвалю! (Хлопает Пугало по плечу.) Поэтому разрешаю остаться тебе на балу.

Петрушка. Батюшка царь! Огородному народу государь! Прости, но я считаю, что ему не место в таком наряде на балу. (Петрушка показывает на Пугало)

Царь. Замолчи! Как, ты, смеешь перечить царю!

Петрушка (постоянно кланяется и отходит в сторону). Простите! Простите! Простите!

Царь (обращается к Пугалу). Не обижайся, Пугало. Теперь мы во всём разобрались. Проходи в зал, присаживайся за столик, будь гостем.

Царь (подходит к Петрушке, обнимает его). Петрушка, верный мой подданный, не сердись, извини, старика. Лучше вот скажи: не забыл ли ты случайно госпожу Осень пригласить на бал.

Петрушка (отстраняется от царя). Что, ты, молвишь, государь? Как мог я обойти стороной такую леди? Платье из жёлтого щёлка. Рябиновые бусы на грудь. В ушах – серёжки – заколки. Дорого – любо взглянуть.

2. Приход Осени с овощной свитой. Загадки и мини-истории об овощах.

Осень (входит в зал).

Вы обо мне? А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Вы меня к себе на бал нынче пригласили
И не опаздывать очень попросили.
И вот я здесь.
Сверкает зал, теплом согреты лица.
Пришла пора открыть наш бал
И в танце закружиться.

(Танцуя, выходят дети. Они одеты в костюмы гороха, свеклы, капусты, огурца, редиса, моркови, лука, картофеля и помидора. На груди детей прикреплены таблички с цифрами, обозначающие количество собранного на огороде овоща.)

Осень.

Вам, ребята, представляю
Свиту вкусных овощей.
Угадать всем предлагаю,
Как зовут моих друзей?

Царь. А в награду от меня дам магнитик вам друзья. (Когда зрителями отгадывается загадка, Осень надевает детям короны с изображением овощей. Отгадывающему ребёнку, царём вручается магнитик с изображением овоща.)

Картофель. И пекут меня, и жарят, и, конечно, же, и варят,

И едят, и хвалят, потому, что я вкусна. (Ответ детей.)

Осень. Картофель родом из Америки. Его завёз в Европу англичанин Френсис Дрейк – известный мореплаватель и пират. Название картофеля произошло от испанского “тартуфоль”. В России его поначалу звали “чёртово яблоко”.

Помидор.

Растёт на грядке зелёная ветка,
А на ней красные детки. (Ответ детей.)

Осень. Помидор родом из Южной Америки. Затем он попал в Италию, где его звали “помидор оро”. Это в переводе означает “золотое яблоко”. А самое древнее название – “томатль” дали ему индейцы Перу, что в переводе – “крупная ягода”.

Морковь. Я красная девица, зелёная косица! Собой горжусь, для всего гожусь! И для сока, и для щей, для салатов и борщей, в пироги и винегрет и зайчишкам на обед! (Ответ детей.)

Осень. Родом морковь с побережья Средиземного моря. Её называют “каратон”. Потому что содержится в ней жёлто – оранжевый каротин, из которого образуется витамин “А”. В переводе морковь означает “жёлтая репка”.

Свекла.

Я кругла и крепка, тёмно-красные бока,
Я годна на обед и в борщи, и в винегрет. (Ответ детей.)

Осень. Свекла одна из главных овощных культур. По содержанию белка, сахара, минеральных солей стоит она на третьем месте среди овощей после капусты и моркови.

Капуста. На одной ножке я стою, сто одёжек на себе храню. (Ответ детей.)

Осень. Капуста известна была ещё в каменном и бронзовом веках, как огородный овощ в Древней Греции и в Древнем Риме. В древности её возделывали арабы и египтяне, а на Руси считали одной из главных овощей уже в 11 – 12 веках.

Редис. Снаружи я красна, внутри бела. На голове хохолок – зелёненький лесок. (Ответ детей.)

Осень. Редис самый ранний корнеплод, содержится в нём большое количество различных витаминов. Он скороспелый овощ: его корнеплод готов к употреблению на 25 – 30 день после появления всходов.

Лук. Говорят, я горький. Говорят, я сладкий, стрелочкой зеленой расту на грядке. Кто меня раздевает, тот слёзы проливает. (Ответ детей.)

Осень. Родина лука – Азия. Оттуда прибыл он в Древний Египет, Рим и Грецию. Затем попал на огороды Древней Руси. Издавна лук был не только продуктом питания, но и лечебным средством. Им лечили мозоли, нарывы, кашель, больной желудок. И по сей день лук – незаменимое средство, ограждающее вас от многих болезней.

Кабачок. Зелёный, длинный, гладкий, лежу себе на грядке.

Как только придет срок, срывай меня. Я… (Ответ детей.)

Осень. Родина кабачка – центральная Америка и Индия. Плоды кабачка применяют для приготовления различных блюд, используют на корм скоту. Плоды содержат много сахара и витаминов.

Огурец. Я продолговатый, зелёный. Вкусный свежий, вкусный и солёный. (Ответ детей.)

Осень. Огурец родом из тропиков и субтропиков Восточной Азии. Любит тепло и влагу. У него есть усики, чтобы забираться в чащу лесную - травяную.

Осень. Урожай у вас хорош, уродился густо: … (перечисляет результаты собранного урожая на огороде) Очень высокие получились результаты сбора урожая! Я горжусь вами!

Петрушка. Госпожа Осень, позволь своей свите овощам пройти за столики к остальным гостям?

Осень. Конечно! Я только буду за них рада. (Свита рассаживается за столики.)

Царь. Я хочу спросить тебя, что в подарок, ты нам принесла?

Осень. Принесла я вам муки.

Петрушка. Значит, будут пироги.

Осень. А уж яблоки, как мёд!

Царь. На варенье, на компот.

Осень. Принесла я мёду полную колоду.

Петрушка. Ты и яблок, ты и хлеба, ты и мёда принесла.

Царь. А хорошую погоду ты нам, Осень, принесла?

Осень. Дождику вы рады?

Царь и Петрушка (вместе). Не хотим, не надо!

Петрушка. Девочки – танцовщицы исполнят для нас танец с зонтиками: “Дождя не боимся”. (Царь, Осень, Петрушка отходят к трону. Дети исполняют танец с зонтиками “Дождя не боимся”.)

3. Развлекательная программа. Проведение игр.

Петрушка. Осень! Славная пора! Любит тебя в этом доме детвора.

Царь. Всё ты умеешь! А развеселить, ты, нас сумеешь?

Осень. Погоди, царь, огородного народа государь. Не одна я, а мы все вместе сейчас друг друга повеселим. Послушаем огородные частушки.

(Выходят на сцену дети и исполняют огородные частушки.)

1 ребёнок.

Пропоём вам по секрету,
Огородные куплеты.
Вы послушайте, друзья,
Строго не судите.

2 ребёнок.

В огороде овощам,
Хвалится подсолнух:
“Я в ненастную погоду
Заменю вам солнышко”.

1 ребёнок.

Подружился с жёлтой тыквой
Наш зелёный кабачок,
И теперь растёт на грядке
Разноцветный тыквачок.

2 ребёнок.

“Надоели нам хвосты! –
Морковки заревели. –
Завтра конкурс красоты,
Стригите нас скорее!”

1 ребёнок.

Две картошки расхрабрились
И на танцы нарядились.
Так накрасили глаза,
Что закапала слеза.

2 ребёнок.

Был арбузик очень мил,
Капусту в гости пригласил.
Пока капуста наряжалась,
Угощенья не осталось.

1 ребёнок.

Как на грядке огурец
Лежит и улыбается.
Вырос десять килограмм –
Никто с ним не справляется.

2 ребёнок.

Любим мы свеклу, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть!

Дети (вместе).

Вот пропели по секрету
Огородные куплеты.
Не судите строго нас.
Уезжаем мы от вас.

(Кланяются и под музыку уходят за кулисы, махая руками.)

Петрушка. Как, батюшка, повеселились? Нешто конец празднику?

Царь. Какой может быть конец, когда награды ещё остались. Надо их все раздать. Да, и какой же это праздник без игр! Милая Осень, придумай, пожалуйста, поскорей, чем честной народ ещё позабавить. (Осень призадумалась. Из зала выходит на сцену Пугало).

Пугало. Что, ты Осень, призадумалась? Давай я тебе помогу, царя повеселю и гостям угожу! Игры весёлые проведу.

Осень. Огородный трудяга, Пугало, я принимаю твою помощь.

Пугало. Тогда поиграем в игру “Угадай семя”. Прошу выйти по одному представителю от каждой группы-семьи на сцену. Вам я буду показывать семена овощей, а вы, угадав название, поднимите и покажите всем карточку с соответствующем названием семени. Мы оценим и наградим вас. (Проводится игра “Угадай семя”. За правильные ответы царь раздаёт детям магнитики с изображением овощей.)

Осень. Следующую игру я вам предлагаю. Прошу выйти на сцену других представителей каждой группы-семьи. В данном состязании будете принимать участие по два человека. Сообщаю вам правила игры “Собери картошку”: необходимо собрать рассыпанную картошку по полу в сапогах скороходах (пластиковые бутылки с прорезями для ног). Выигрывает тот, у которого количество картошки окажется больше. (Проводится игра “Собери картошку”. Победителю вручается магнитик.)

Петрушка (обращается к царю). А можно я проведу игру?

Царь. А у тебя получится?

Петрушка. Ещё как получится!

Царь. Тогда проводи.

Петрушка. Проведу я игру “Что за овощ в огороде?”. Для чего прошу выйти на сцену по одному представителю от группы-семьи. Завяжем вам глаза платками и предоставим возможность достать из волшебного огородного мешочка знакомый овощ. Выигрывает в игре тот, кто на ощупь определит название овоща. (Проводится игра “Что за овощ в огороде?”. Победителю вручается магнитик.)

Царь. А сейчас хочу я сам, дать испытание вам. Мои помощники сейчас разнесут конвертики для вас. (Группам детей раздаются конверты).

Царь. Вам необходимо собрать и наклеить на картонку овощ, разрезанный на восемь частей. Кто справится с заданием быстро и правильно, награжу, магнитик с изображением овоща подарю. (Проводится игра “Собери изображения”. Победившая семья получает магнитик.)

Петрушка. Дорогие, гости, пожалуйста, поднимите вверх все свои честно заработанные овощные магнитики. (Дети поднимают магнитики вверх)

Царь. Полюбуйтесь, сколько их много.

Осень. Молодцы, я вижу, потрудились вы на славу! Можно вам за это и тыквенное варенье подарить. (Огородные персонажи праздника разносят по группам-семьям тарелки с тыквенным вареньем.)

III. Подведение итогов.

Осень. Высоко уважаемый царь, огородного народа государь, я хочу вам рассказать о событие, которое проходило в не далёком прошлом, в стенах этого прекрасного дома. Дети и взрослые солили и мариновали капусту и огурцы на зиму. То есть между семьями проходил конкурс “Хозяюшка” по засолке и маринованию огурцов и капусты. Результаты этой работы объявит руководитель кружка “Хозяюшка” Валентина Николаевна. (Педагог дополнительного образования по кружку “Хозяюшка” подводит итоги конкурса).

Осень. Овощи особенно хороши, если выращены своими руками. Я надеюсь, что каждый из вас был летом хорошим помощником старших: поливал овощи, полол грядки, собирал урожай. Слово для анализа вашей работы на огороде предоставляем Юлии Андреевне. (Заведующая огородом подводит итоги работы детей.)

Осень. Не сторонитесь трудиться на огороде. Учитесь всем секретам огородничества, а когда вырастите, то будете самостоятельно выращивать овощи. За хороший труд можно и наградить. Слово для поздравлений предоставляем Валентине Васильевне. (Директор детского дома поздравляет и награждает детей за хорошую работу на огороде.)

Все огородные персонажи (выходят на сцену и исполняют кульминационную песню об урожае на мотив “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”. Все вместе повторяют две последние строчки каждого куплета)

1 ребёнок.

Пакетик с семенами мы обнимали нежно,
Мечтали, что когда-то получим урожай.
Садили аккуратно и поливали вместе.
Нам мамы говорили: “Полоть не забывай!”

2 ребёнок.

С восхода до заката работали усердно
Мальчишки и девчонки, не покладая рук.
Хотели, чтобы больше картошки и морковки
Мы осенью собрали за свой бесценный труд.

3 ребёнок.

Теперь мы все довольны, работы позади.
Мы славно потрудились, нас лучше не найти.
А, чтобы не болели в морозы и в метели,
Мы в банках витамины готовим каждый день.

4 ребёнок.

Сегодня всех собрали на празднике весёлом
Здесь пели, веселились и подвели итог.
И тех мы похвалили, кто летом как работал.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Осень. Вы на славу в огороде потрудились, консервировать огурцы и капусту научились. А сейчас без промедления, перейдём к угощению. Пейте чай и наслаждайтесь и друг другу улыбайтесь. (Все, присутствующие на празднике, пьют чай и едят овощные блюда.)

Список использованной литературы:

  1. Громова О. А. Внеклассное мероприятие – праздник: “В гостях у царицы осени”./ Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2006-2007 учебного года, диск №1;
  2. Досуг в школе / газета, №8, 2005;
  3. Осенний вернисаж. / ред.-сост. Л. И. Жук – Мн.: Красико – Принт, 2006;
  4. Степаненко В. Н. Внеклассное мероприятие “Праздник помидора, бабушки”./ Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2006-2007 учебного года, диск №1.