Урок русского языка в 3-м классе с игровыми элементами по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закреплять  навыки проверки безударных гласных в корне слова.
  2. Формировать самостоятельность мышления и познавательные потребности учащихся.
  3. Способствовать воспитанию чувств вежливого обращения друг с другом, использовать в своей речи слова «извинения».

Оборудование:

  1. Картины с названием станций.
  • а) Волчье логово  (прил.1)
  • б) Медвежья берлога (прил.2)
  • в) Мышиная норка (прил.3)
  • г) Заюшкина избушка (прил.4)
  • д) Лисьи хоромы (прил.5)

2. Картинка «Почтальон Печкин.  (прил.6)

3. Таблица «Проверка безударных гласных в корне слова. (прил.7)

4. Иллюстрации: волк, медведь, лисица, заяц, собака, корова. (прил.8)

5. Корзинка, автобус (картинка) (прил.9)

6. Карточки – задания. (прил.10)

7. Таблички для минутки чистописания. (прил.11)

Ход урока

I.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Безударные гласные в корне слова». Будем учиться находить в словах безударные гласные и проверять их.

II.Оформление тетради – запись числа.

Я сегодня утром шла в школу и по дороге встретила почтальона Печкина. Он вручил мне телеграмму и корзинку.

«Дорогие ребята! Приглашаем вас совершить увлекательное путешествие в сказочный лес и встретиться с его обитателями».

Жители сказочного леса

- Ну как, поедем в гости к жителям сказочного леса? Вот автобус, на нем мы поедем, а путь укажет клубочек с ниткой.

III. Чистописание. Нарисуем его (правописание узора).

-Пишите красиво, ровно, а то клубочек может указать неверный путь. Сели удобно? Поехали! (имитация движений).

Красный свет светофора.

- Стоп!

Станция «Волчье логово». А вот и хозяин. У него записка для нас с загадкой, отгадайте ее:

Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят и ягнят ищет?

С какого звука начинается слово «волк»? (Характеристика этого звука [в] – звонкий, согласный, твердый). Какой еще звук обозначается этой буквой? ([в’])

IV. Запишите слово «волк» и его однокоренные слова. (Волчица, волчий, волчонок). Выделите корень. Назовите проверочные слова и проверяемые.

- Как проверить написание безударной гласной в корне?

- Как пишутся корни в однокоренных словах?

-Поехали дальше!

V. Остановка «Медвежья берлога».

- Кто является хозяином этой станции?

Запишите с красной строки слово «медведь». (Характеристика количества звуков и букв в слове).

Задание от медведя. (Картинный диктант)

Записать название животных, обозначить ударение, подчеркнуть безударные гласные.

-Заяц, лисица, собака, корова, волк, медведь.

-Едем дальше!

VI.Остановка «Мышиная норка».

-Мышка предлагает прочитать правило (работа по таблице)

Таблица 1

Правописание проверяемой безударной гласной

Сте\ина         пле\ита        тра\ова             ря\ебина         тя\и\желый

способы проверки

1. Изменение корня слова 

стена – стены     

плита – плиты 

 трава – травы   

 

   

2. Подбор однокоренных слов

рябина - рябь

тяжелый - тяжесть

покраснели – красный

трещали – треск

  • В тр?ве тр?щали кузнечики.
  • В л?су покраснели гроздья р?бины.

и выполнить упражнение 59 стр. 32

- какую же  гласную букву нужно писать в корне?

VII. Физминутка.

- Дальше ехать мы не можем.
Завалило все пути
Снег расчистить мы поможем
Говори лишь: «Раз, два, три!»

VIII. Остановка «Заюшкина избушка».

Запись под диктовку с комментированием, разбор 2-го предложения по членам.

Наступила зима. Лед сковал быстрые реки.

- Едем дальше!

-Стоп!

IХ. Остановка «Лисьи хоромы»

- А вот и лиса – всему лесу краса. Это очень культурная, воспитанная, вежливая лиса. Она хочет нас познакомить с вежливыми словами извинениями.

Чтение слов с таблички:

  • прости
  • извини
  • простите
  • извините
  • пожалуйста
  • здравствуйте

Работа по карточкам

1)Вставьте пропущенные буквы.

З…мой рус…кий лес сказочен и ч…десен. Снег укр…шает пуш…стые ветки д…ревьев. См…листые ш…шки в…сят на елях. В с…р…бряном уборе ст…ят кр…савицы – б…ре…ки.

2) Работа по группам 

Задание для 1-й группы: соберите пирамиду, вставив пропущенную букву.

  • ЦВ  ТЫ
  • СП    НА
  • СЛ       НЫ
  • ДВ         РЫ
  • ГР              ЧИ
  • СТ                НА

Задание для 2-й группы: соедините слово с нужной буквой.

  • Р…КА                                       А
  • ДР…ЗДЫ                                  О
  • П…ТНО                                    Е
  • ТР…ВА                                     И
  • Ч…СЛО                                    Я
  • ЗМ…Я                                       Е

Задание для 3-й группы: поднимитесь вверх по лестнице.

  • В  ДА
  • К    ВЁР
  • Р      БИНА
  • Л         НЕЙКА
  • В           РХУШКА
  • П            ЧТАЛЬОН

Итог урока:  

-Ну вот и закончилось наше путешествие. Какими способами можно проверить безударную гласную в корне слова?

Какая остановка вам больше всего понравилась? С каким настроением уходите с урока?

Домашнее задание

Составить  рассказ - описание животного.