Урок математики в 3-м классе. Тема: "Закрепление табличного умножения и деления с использованием ИКТ"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить вычислительные навыки табличного умножения и деления;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: презентация, маршрутные листы для каждого ученика, знаки "охраняй воздух", "охраняй воду", "экономь воду", "не вырубайте деревья", "не разрушай муравейник".

Ход урока

1 - 3 слайд. Тема сегодняшнего урока это закрепление табличного умножения и деления. Так же мы проведем экологическое исследование и выясним как человек влияет на окружающую среду.

4 - 9 слайд. Как в любом исследовательском путешествии мы должны выбрать маршрут. Я предлагаю три маршрута. Будьте внимательны некоторые из них приводят в тупик. Найдем верный маршрут, а для тех кто последует за нами сделаем доброе дело - исправим ошибки. - Таким образом, первоначально верным был второй маршрут. Какая геометрическая фигура использовалась на этом маршруте? (Прямоугольник) - Докажите, что эта фигура действительно является прямоугольником. (4 стороны, 4 прямых угла, противоположные стороны равны.)

10 слайд. Мы совершим экологическое путешествие по участку, который имеет прямоугольную форму. Возьмите маршрутный лист, в который будем заносить данные, полученные в ходе исследования. - Зачеркните те фигуры, которые не являются прямоугольниками ( 1 задание). - Под каким номером прямоугольник? (№2).

11 слайд. - А теперь найдем площадь исследуемого участка. Участок прямоугольной формы имеет стороны 8 км и 2 км. Найдите площадь и запишите решение в маршрутном листе там, где стоит значок площади. - Чему равна площадь участка? - На данной площади находятся два объекта, которые мы будем исследовать. Это завод и лес.

12 слайд. Первый объект исследования это маленький завод, который занимается производством бумаги. - Как вы считаете, необходимым делом занимаются люди на заводе? Почему? - Как вы думаете, только ли пользу приносит такое предприятие людям и окружающей среде? (Из труб выбрасываются вредные вещества: дым, сажа, копоть, которые загрязняют воздух.) - Как вы считаете, какие меры нужно предпринять рабочим, чтобы заводские трубы не загрязняли воздух? (Поставить воздухоочистительные фильтры.) - Поставим на заводе воздухоочистительные фильтры. Но наши фильтры имеют вид математических выражений. Выполните решение, тем самым задержим дым, сажу и копоть.

12 слайд. - Этот завод раньше загрязнял не только воздух, но и сбрасывал в речку воду которую он использовал для изготовления бумаги. - Составьте по данной краткой записи задачу о выбросе грязной воды из труб. (Из одной трубы выливалось за минуту 81 л грязной воды, а из второй 9 л. Во сколько раз больше вытекало из одной трубы, чем из второй?) -Итак, во сколько раз больше приносила вреда первая труба, чем вторая? - Как вы думаете, что сделали люди, для того чтобы завод не загрязнял речку? (Поставили водоочистительные сооружения.) Сейчас завод по производству бумаги имеет очистные сооружения. Теперь он не загрязняет окружающую среду. Его работники могут жить в своих домах спокойно, потому что воздух, которым они дышат и воду, которую они пьют - чистые.

13 слайд. - Но посмотрите, что это произошло в доме, где живут рабочие завода? - Какая авария случилась? Прочитайте об этом прошествии в маршрутном листе. (2 задание.) Задача: "У Димы и Кати в квартирах протекают краны. За день Дима выливает 6 ведер воды, а Катя 4 ведра. Сколько ведер воды понапрасну выльют ребята за 4 дня?" - Составим краткую запись задачи: - Сколько дней тек кран у Димы? - По сколько ведер он выливал каждый день? - Сколько дней тек кран у Кати? - По сколько ведер воды выливала Катя каждый день? - Прочитайте главный вопрос задачи. - Как в краткой записи его обозначим? - Запишите самостоятельно решение этой задачи выражением. (Вызываю детей к доске, они записывают два разных способа решения.) - Посмотрите два разных решения задачи, значит кто-то решил неверно? (Нет. Дети рассуждали по-разному. Объясняют как.) Давайте оставим жильцам этого дома вот такой знак ("Экономь воду"). - О чем он будет им напоминать?

14 слайд. Теперь мы можем их оставить и продолжить наше путешествие. Итак, следующий объект исследования на нашем маршруте это - лес. - Как нужно вести себя в лесу? (Проводится физ. минутка. Очень тихо повторим движения за лесным человечком.)

15 слайд. Люди часто вырубают леса и многие животные теряют свои дома и пищу, в результате их становится меньше и в конечном итоге им грозит полное исчезновение. Вдумайтесь, ведь одно дерево является домом для многих птиц и насекомых. Так, например, один кв. см. площади дерева может быть домом для 40 жуков. А насекомые являются пищей для птиц.

16 слайд. - Давайте определим каких жуков и червяков съест каждая птица. - Что обозначает этот знак? ( "Не вырубайте деревья.") - Чем грозит вырубка лесов его жителям?

17 слайд. А вот под деревом оказалось странное сооружение, в котором живет самый маленький и самый трудолюбивый лесной народ. - Кто они и что это за сооружение? (Муравьи, муравейник.) - Поможем муравьям восстановить муравейник, решив примеры. -Посмотрите на этот знак и ответьте какой вред может нанести человек муравейнику и его жильцам? ("Не разрушайте муравейник")

18 слайд. Люди не только вырубают леса, разрушают муравейники, оставляя без крова и пищи лесных обитателей. Но и во время отдыха в лесу мы часто разводим костры. А ведь в лесу на месте, где был костер трава не растет 3 года, а то и более. - Давайте исправим эту оплошность человека и поможем вырасти траве и цветам на месте бывшего кострища. - Для этого выполните задание №3 в маршрутном листе самостоятельно. (Для тех кто справился раньше задание №4 - дополнительно.)

19 слайд. А теперь проверим, как вы справились с этим заданием. - Какая пословица получилась? (Меньше говори, да больше делай!)

20 слайд. - Для того, чтобы сохранить окружающую природу надо каждому из нас совершать конкретные дела, а не говорить о том, что бы мы могли сделать для спасения и сохранения природы.

21 слайд. Итог урока. - Все ли объекты, которые наметили на маршруте, мы исследовали? Значит наше исследование подошло к концу. - Что вы можете сказать о том как человек не должен влиять на окружающую среду? - Какие знания и умения по математике помогли нам сегодня совершить исследование? - Какие задания мы выполняли? - Что больше всего понравилось на уроке? Выставление отметок.

22 слайд. Спасибо за работу.

23 слайд. Урок окончен.

Приложение.