К юбилею великого писателя. Урок-игра "Звездный час" по повести И.С. Тургенева "Муму" (5-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель: проверить, как усвоили ученики содержание рассказа

Задачи:

  • произвести углублённый анализ произведения посредством художественной детали;
  • развивать быстрое художественное мышление;
  • воспитывать чувство прекрасного к русской классической литературе через художественные образы;

Правила игры: игра состоит из 5-х туров; 1-й тур «Отборочный». Цель его – выбрать 6 игроков для дальнейшей игры. Задаются ведущим (учителем) вопросы по содержанию, кто правильно отвечает на вопросы, получает звёздочку. Во второй тур выходят игроки, набравшие большее количество звёздочек. 2-й тур «Назови героя». Цель его – по описанию правильно выбрать героя данного художественного произведения. Кто больше угадает, тот выходит в 3-й тур, а выходят всего 4 участника игры. 3-й тур «Составь слово». Цель его – составить слово из букв, которые оказались на верхней грани кубиков, выпавших из трубы-грамотейки. У кого самое короткое слово, тот выбывает, а в следующий тур выходят 3 участника. 4-й тур «Реши логическую задачу». Цель его – правильно переставить местами таблички со словами: в том порядке, как говорится о них в тексте. Кто меньше дал правильных ответов, выбывает из игры, так как в 5-й тур (финальный) выходят только 2 игрока. 5-й тур «Словесная дуэль». Цель его – кто больше составит коротких слов из одного длинного слова. Примечание: чтобы не получилось одинаковое количество звёздочек, нужно смотреть за тем, кто первый поднимает табличку с правильной цифрой. Только этот игрок (ученик) получает звёздочку; в финале каждая лишняя звёздочка может заменять слово; в финале составлять только имена существительные в именительном падеже; во 2-м туре игроки поднимают одну табличку, а в 4-м – две; для игры нужны: а) пронумерованные таблички (сигнальные карточки можно использовать) от 0 до 8; б) ярко разрисованная «труба» из листа ватмана с задвижкой как в печной трубе; в) 8 кубиков, на гранях которых изображены все буквы алфавита; г) листочки и ручки;

Ход урока: 1. Просмотр мультфильма режиссёра В. Караваева по повести И. С. Тургенева «Муму». (Студия «Союзмультфильм» , 1987 год. Композитор А. Раскатов.)

2. Запись музыки телевизионной игры «Звёздный час»

I-й тур «Отборочный», содержащий вопросы для выбора игроков: 1. Какого роста (скольких вершков) был Герасим? (двенадцати); 2. В какой должности работала у барыни Татьяна? (прачкой); 3. Что прежде всего делала барыня по утрам? (гадала на картах и пила чай); 4. Как называлась комната, в которой жил Герасим? (каморка); 5. Как ласково окликали собачку Герасима дворовые люди? (Мумуней); 6. Назовите должность слуги в трактире по старому времени? (половой); 7. Что держала в руках Татьяна, когда двором шла, и вдруг кто-то схватил её за локоть? (накрахмаленную барынину кофту); 8. Дворецкий, проходя через гостиную, что-то переставил с одного стола на другой. Что именно? (колокольчик); 9. Сколько успел обежать Герасим, когда искал Муму? (пол-Москвы); 10. Кто такой хожалый? (рассыльный при полиции); 11. Что подарил Герасим Татьяне в день её отъезда? (красный бумажный платок); 12. Что значит целковый? (золотой или серебряный рубль); 13. Что было в руках у Герасима, когда он уходил из Москвы? (длинная палка); 14. Чем угощал Герасим свою собачку в трактире? (щами); 15. Как будила Муму Герасима по утрам? (дёргала за полу одежды); Итог: 6-7 учеников (игроков) выходят в следующий тур.

II-й тур «Назови героя» (всё на экране или интерактивной доске)

Герасим

1

Гаврила

2

Антипка

3

Степан

4

ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС

Капитон

5

Потап

6

Харитон

7

Ерошка

8

  1. «В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленной дворней разных должностей. Например, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросался выполнять любое приказание сломя голову…». Итак, лакей! Где же он скрывается? Под каким именем? (Степан; табличка №-4).
  2. «Легкомысленный башмачник вошёл, закинул руки назад и, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. Вот, мол, я. Чего вам потребно?» А потребно нам, чтобы вы вспомнили имя этого башмачника! (Капитон; табличка №-5).
  3. «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения…». Так, где же этот богатырь, как его зовут? (Герасим; табличка №-1)
  4. «Этот человек был приставлен к Герасиму в качестве наблюдателя, когда Герасим сам пообещал уничтожить Муму, хотя в доме у барыни он числился садовником, был бледен, носил жёлтый нанковый казакин…». Как вы считаете, который из них был садовником и «шпионом»? (Ерошка; табличка №-8).
  5. «Как-то раз разговаривала барыня с главным дворецким, человеком, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом…». Барыня, кстати, называла его по имени. А вы знаете имя главного дворецкого в доме барыни? (Гаврила; табличка №-2).
  6. «Давным-давно, когда блаженной памяти великая царица Екатерина ездила в Крым, был выбран он в провожатые: целых два дня находился он в этой должности и даже удостоился сидеть на козлах с царицыным кучером. И с той самой поры этот человек выучился важно потуплять голову, гладить длинные, закрутившиеся вниз усы и кидать соколиный взгляд исподлобья…». Кто же из наших героев гордился тем, что был провожатым у самой императрицы? (пан Голова; табличка №-0).
  7. «Этот лекарь, всё искусство которого состояло в том, что он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал 14 часов в сутки, остальное время всё вздыхал да беспрестанно потчевал барыню лавровишнёвыми каплями по любому поводу…». Странный лекарь, да? Назовите его имя? (Харитон; табличка №-7).
  8. «Был у барыни в подчинении ещё и форейтор – слуга, сопровождавший её при выездах в коляске. Человек этот очень любопытный и хитрый, одним словом, - услужливый подхалим…». Под каким именем скрывается этот форейтор-подхалим? (Антипка; табличка №-3). Итог: в следующий тур выходят 4-5 игроков.

III-й тур «Составь слово». Труба-грамотейка прикреплена к доске. В ней кубики. Они падают на стол. Какие буквы на гранях окажутся вверху, те и записываются игроками на лист бумаги. За одну минуту нужно составить самое длинное слово из этих букв. По правилам можно использовать одну звёздочку вместо любой буквы. Кто составил самое короткое слово, выбывает. Итог: в следующий тур выходят 3 игрока.

IV-й тур «Реши логическую задачу».

1 пахал

2 молотил

3 действовал косой

1 сапоги

2 тулуп

3 кафтан

1 леший

2 кикимора

3 идол

1 лента

2 пряничный петушок

3 платок

1 прыгала

2 не давалась

3 увёртывалась

1 капли

2 жжёные перья

3 одеколон

1 хлеб

2 щи

3 мясо

1 дорогу

2 солнце

3 звёзды

1 пошли

2 хватились

3 обшарили

1. Одарённый необычайной силой, Герасим работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, как он справлялся с любой, возложенной на него, работой… А в какой последовательности нужно выполнять работу в деревне, чтобы зимой пользоваться результатами летнего тяжёлого труда? Как вы думаете? (…когда он пахал,… действовал косой,… молотил цепом…; табличка №-2 и №-3). 2. Но вот Герасима привезли в Москву, дали ему в руки метлу и лопату, определили дворником и купили обновы… Вспомните, в каком порядке ему покупали вещи? (…купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп…; табличка №-2 и №-3). 3. Барыня решила выдать замуж Татьяну за пьяницу Капитона. Капитон страшно испугался и говорил, что Герасим убьёт его, ругался, обзывая Герасима разными словами. Посмотрите, звучали такие слова из уст Капитона или нет? (… да вы ведь сами знаете, Гаврила Андреевич, ведь он, Герасим, - леший, кикимора-то степная, Ведь он убьёт меня, ведь это какой-то зверь, идол…; табличка №-0). 4. Мы знаем причину испуга Капитона – Герасим ухаживал за Татьяной, она попала под его покровительство; Герасим даже сделал ей несколько подарков… Не подскажете ли вы нам, а в какой последовательности он дарил Татьяне эти вещи? (сначала он подарил ей пряничного петушка, с сусальным золотом на хвосте и крыльях, потом ленту, затем, при расставании, красный бумажный платок; табличка №-1 и №-2). 5. Барыня, впервые увидев Муму в палисаднике, на клумбе, велела привести её в гостиную. Степан бросился исполнять приказание, хотел схватить собачонку, но… она слушалась только Герасима. А что же Муму «вытворяла» перед Степаном? (но проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увёртывалась…; табличка №-1 и №-2). 6. Барыня очень рассердилась на Муму, назвав её скверной собачонкой. Она велела Гавриле сегодня же убрать собачонку со двора. Говорила, что та мешает ей спать, что у неё голова болит от лая, что все хотят её смерти…падала при этом в обморок. Домашний лекарь Харитон потчевал барыню разными снадобьями. Посмотрите, пожалуйста, всё ли здесь перечислено? (Харитон в очередной раз поднёс ей лавровишнёвые капли, покурил жжёными перьями, а барыня смазала одеколоном виски и заснула…; табличка №-0). 7. Герасим как мог, знаками, объявил, что он сам берёт на себя уничтожить Муму. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму. По дороге он зашёл в трактир и накормил собачку. Что он попросил для любимой воспитанницы? Не забыли ли мы что-то? (принесли Герасиму щей. Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть…; табличка №-0).

8. Не выдержал Герасим такого житья в Москве: и женщину любимую сосватали за другого, и собаку любимую пришлось самому утопить. Отправился он домой, в деревню, спешил без оглядки. Он ничего не слышал, но глаза жадно и прямо устремились вдаль и видели перед собой… Что же видел Герасим? (он видел перед собой белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь, а он, как лев, выступал сильно и бодро, пока не взошло солнце и озарило его своими влажно-красными лучами…; табличка №-2 и №3). 9. Через два дня Герасим был уже дома. А в Москве о нём вспомнили только на другой день, дали знать полиции, доложили барыне. Тот позвал людей, и пошли они к каморке Герасима. Что же они там делали, как искали? (когда хватились его, пошли в его каморку, обшарили её, сказали Гавриле. Тот пришёл, посмотрел, пожал плечами…; табличка №-1 и №-2). Итог: в следующий тур выходят 2 игрока.

V- тур (финал) «Словесная дуэль». Финалисты садятся за стол и составляют слова (имена существительные в Им. падеже) из слова ГЕРАСИМ – главного героя повести. Ар, мир, миг, рис, маг, гам, сиг (рыба), рига, срам, мера, ас, сера, грим…

Музыкальная пауза.

Поздравления победителю, игрокам; награждение.