Цели урока: учить пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, поисковым); воспитывать интерес к чтению; развивать умение самостоятельно работать с текстом, умение слушать своих товарищей; воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному.
Оборудование: компьютер, выставка книг.
Ход урока.
1. Введение в тему урока.
- Ребята, рассмотрите выставку книг. Кто автор всех этих произведений?
(Автор этих произведений Л.Н.Толстой.)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из автобиографической повести Л.Н.Толстого «Детство».
2. Знакомство с биографией писателя.
1. Биографию писателя рассказывает заранее подготовленный ученик.
- Послушайте рассказ о жизни писателя.
Слайд №2
- Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне, близ города Тула, в 1828году.
Мать его, урождённая княжна Мария Николаевна Волконская, скончалась, когда Толстому не исполнилось ещё и двух лет. Толстой писал о ней в «Воспоминаниях детства»: «Мать моя была нехороша собой, но очень хорошо образована для своего времени»; она знала французский, английский, немецкий языки, прекрасно играла на фортепиано, была мастерица сочинять сказки. Всё это Толстой узнал от других – ведь сам он своей матери не помнил.
Отец же, граф Николай Ильич Толстой, умер, когда мальчику было неполных девять лет. Воспитательницей его самого, троих его старших братьев и младшей сестры стала дальняя родственница Толстых – Татьяна Александровна Ергольская.
Большую часть своей жизни Толстой провёл в Ясной Поляне, от куда ушёл за десять дней до своей смерти.
В Ясной Поляне Толстой организовал школу для крестьянских детей. Для школы он создал «Азбуку», состоящую из 3 книг для начального обучения. Первая книга «Азбуки» содержит «изображение букв», вторая – «упражнение в соединении складов», третья – книга для чтения: в неё входят басни, былины, поговорки, пословицы.
Толстой прожил долгую жизнь. В 1908 г. Толстой отказывается от празднования своего юбилея, составляет последнее совещание и 28 ноября 1910 года навсегда уходит из дома…
Умер великий писатель на железнодорожной станции Астапово от воспаления лёгких; его похоронили в Ясной Поляне.
2. Обзорная экскурсия по дому-музею Л.Н.Толстого.
- Сейчас мы с вами совершим экскурсию по дому, в котором раньше жил Л.Н.Толстой. Сейчас там находится музей.
Слайд №3
- Это дом Л.Н.Толстого с южной стороны.
Слайд №4
- Это передняя дома Л.Н.Толстого.
Слайд №5
- Зал в доме.
Слайд №6
- Л.Н.Толстой за обеденным столом. 1908г.
Слайд №7
- Спальня Л.Н.Толстого. Умывальник, принадлежавший отцу Л.Н.Толстого. Больничное кресло Л.Н.Толстого.
Слайд №8
- Могила Л.Н.Толстого в Старом Заказе.
- На похороны в Ясную Поляну стеклись тысячи людей. Старик, старавшийся жить по совести, оказался дорог и необходим всем добрым людям.
Многие плакали. Люди знали, что они осиротели…
3. Работа над текстом.
1. Ознакомительное чтение текста вслух.
Текст дан в учебной хрестоматии.
Читают дети.
2. Обмен мнениями.
- Что нового узнали о детстве писателя из воспоминаний?
(Мы узнали, что Л.Н.Толстой был младшим братом. В детстве Толстой и его братья мечтали, чтобы все люди были счастливы.)
-Во что он любил играть с братьями?
(Он любил играть в муравейное братство.)
Что в воспоминаниях показалось вам особенно интересным?
(Дети очень любили играть, фантазировать, они любили рисовать, лепить, сочинять истории.)
- Как вы думаете, можно ли детство Л.Н.Толстого назвать счастливым?
4. Физминутка.
«А теперь все дружно встали…»
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!
5. Работа в тетрадях.
Найдите ответы в тексте и запишите.
- Сколько братьев было у Л.Н.Толстого?
Перечислите их имена.
( У Л.Н.Толстого было 3 брата: Николай, Митенька, Серёжа.) - Каким был старший брат?
( Он был удивительный мальчик и потом удивительный человек… Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки и истории с привидениями или юмористические истории …) - В чём заключалась главная тайна
муравейного братства?
( Главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы.)
6. Упражнение в умении ставить вопросы.
-Выберете эпизод из текста по желанию и сформулируйте правильно к нему вопрос. Дети должны ответить на вопрос чтением этого эпизода.
(Кого любил рисовать Николай в своих рисунках?) В качестве ответа зачитывают второй абзац.
(Как братья устраивали игру в муравейные братья?) Зачитывают эпизод из третьего абзаца.
(Какие желания загадали братья?)
7. Определение жанра произведения.
-Вспомните из начала урока, к какому жанру относится это произведение?
(Повесть.)
-Если дети не смогут вспомнить, обратиться ещё раз к обложке.
-Почему называется автобиографической повестью?
(Автор описывает свою жизнь.)
8. Итог урока.
-Во что верил всю свою жизнь Лев Николаевич Толстой?
( Он верил, что можно раскрыть ту тайну, которая поможет уничтожить всё зло в людях и научит жить в мире.)
-На следующих уроках мы познакомимся с другими произведениями Л.Н.Толстого.
А урок хочется закончить словами самого писателя:
«…Надо стараться прежде всего прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов.»
Спасибо за работу.