Цели:
- Познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Развивать воображение, наблюдательность, интерес, логическое мышление, речь учащихся.
Оборудование: стаканы с водой, тарелочки со снегом и кусочки льда, открытки, цветной картон, видеокассета «Мороз Иванович», картины природы с изображением зимы.
1. Организация.
–Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу так, как улыбается солнышко. Тихо садитесь.
2. Объявление темы и целей урока.
-Какое сейчас время года?
-Как догадались?
-Какие еще изменения произошли в природе с наступлением зимы?
- А теперь проверим, насколько вы наблюдательны к изменениям в природе. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите синюю карточку, а если нет, то красную.
- Солнце восходит рано и заходит поздно.
- Прошел дождь.
- Земля покрыта снегом.
- Побежали ручьи.
- День короткий.
- Метет метель.
- Ледоход.
- Реки покрыты льдом.
Молодцы! Вы хорошо справились.
3. Новый материал.
Много чудес приготовила волшебница-природа. Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждой свои тайны, чудеса и сказки! Но самые волшебные сказки бывают только зимой! (картины природы)
Я хочу вам причитать письмо, которое пришло в нашу школу
Здравствуйте, дорогие первоклассники!
Пишут вам две сестрички - капельки. Мы слышали, что вы много знаете и умеете. Помогите нам!
Мы дружно жили и никогда не ссорились. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна из нас съежилась и превратилась в льдинку. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И очень она заважничала. Стала собой любоваться.
Снежинка не захотела признавать в льдинке свою родную сестричку. Она сказала: «Я вся из серебра и солнца – красавица, а ты из мутной воды – замарашка. И ты думаешь, что мы сестренки?»
- Ребята, хотите помочь Льдинке и Снежинке?
-О чем они нас просят? (Доказать, что они родные сестры)
-Что, значит, доказать? (Подтвердить какое-нибудь положение доводами и фактами)
Итак, тема нашего урока «Откуда берутся снег и лед?» (открыть запись на доске)
Представьте, что наш класс – научно-исследовательская лаборатория . Чтобы доказать, нам нужно исследовать свойства льда и снега. Все выводы я буду записывать на доске.
Опыт №1.
Отгадайте загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Если сядет на ладонь. (снег)
Почему на ладони вместо снега осталась капелька? (растаяла от тепла)
Отгадайте еще загадку:
Не драгоценный камень, а светится? (лед)
-Беру кусочек льда и кладу на ладонь. Почему капает вода?
Давайте сделаем вывод: В тепле снег и лед тают, образуется вода.
Опыт №2.
Какого цвета снег? А лед?
Вывод: Снег белый, а лед бесцветный
Опыт №3.
Положите перед собой открытку. Можно ли рассмотреть её через пластинку льда? (да)
-А через снег? (нет)
Вывод: Лед прозрачный, а снег непрозрачный.
Опыт №4. Посмотрите на снег и лед. Что плотнее? Осторожно ударьте по пластинке льда карандашом. Что произошло с ней? (сломалась на куски)
Вывод: Лед плотный, но хрупкий.
Представьте такую картину: Всю ночь шел снег, а утром прошел человек.
-Что вы увидите на снегу? Почему?
- А если вы пройдете по наезженной дороге, останутся следы? Каким бывает снег?
Вывод: Снег может быть рыхлым и плотным.
Опыт №5. Бросьте снег и лед в стакан с водой. Что видите?
Сделайте вывод: Снег и лед легче воды.
- Можно сказать, что снег и лед – это вода.
- Можем ли мы сказать, что Льдинка и Снежинка – родные сестрички?
Снег и лед – это вода в твердом состоянии. Когда столбик термометра пускается до отметки ноль и ниже, вода превращается в лед. Совсем маленькие льдинки образуются высоко в облаках, там они увеличиваются и, превращаясь в снежинки, падают на землю.
Села мне на рукавицу
Белая снежинка
И нахохлила, как птица,
Ледяную спинку.
Замерла тихонько я,
Чтоб не улетела.
Скоро варежка моя
Станет белой-белой.
Форма и размер снежинок зависит от температуры воздуха. В морозные дни снежинки слипаются и похожи на мелкие крупинки, а в теплые дни, становятся крупными, слоистыми, словно птичий пух. Откройте тетради, и дорисуйте снежинки синим карандашом.
Фронтальная проверка.
В теплые зимние дни снег мягкий и липкий. Из него можно слепить снеговика или забавных лесных зверушек. Дома нарисуйте в тетради то, что можно слепить из снега. А сейчас немного отдохнем.
4. Физминутка.
Поднимает руки класс- это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны, пошире развернули – на четыре.
Самого себя обнять – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Дружно крикнуть надо всем – это семь.
А когда мы скажем восемь –
Значит, тишины попросим.
5.Закрепление материала.
- Что такое снег и лед? (это замерзшая вода)
Лед появляется на лужах, реках и прудах, как только ударит первый мороз. С каждый днем ледяная корка становится все толще и толще. Но в начале зимы лед тонкий и хрупкий, поэтому он очень опасен. Ходить по тонкому льду нельзя, так как он может проломиться и человек окажется в ледяной воде. А это опасно для жизни.
- А теперь подумайте и скажите, почему под снегом тепло? Какое значение имеет снег для растений? (видеоролик)
Снежная шуба нужна для защиты растений от холода. А весной снежные сугробы растают и напоят землю водой.
-Объясните смысл пословицы: «Много снега – много хлеба».
- А какое значение имеет снег для животных?
В суровые зимние морозы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячется мышонок под снегом. Спят медведь и бурундук. В снежном домике укрываются в непогоду зайчишки. Но обилие снега мешает птицам добыть корм.
- А кто может помочь птицам зимой? Как?
Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Сегодня мы узнали о свойствах таких природных явлений , как снег и лед. Но чем же они отличаются друг от друга? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните первое задание в тетради.
Взаимопроверка
- А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?
Прилетел ветер. Увидел, что Льдинка горько плачет, пожалел её. Дохнул ветер теплом. Растаяла Льдинка, превратилась в очень маленькую капельку. И Снежинка растаяв, стала капелькой. Посмотрела бывшая Снежинка на свою соседку и узнала Льдинку. Обнялись сестрички. «Я тебя прощаю, - сказала Льдинка. – Думаю, что ты никогда не будешь хвастать своей красотой и унижать другого».
Обе капельки влились в ручеек и , весело переговариваясь, поплыли. Наверное, все дети слышали веселый звонкий говорок ручейков.
6.Итог урока:
-Понравился ли урок?
-Что запомнили?
-Откуда берутся снег и лед?