Цели мероприятия:
- Познакомить учащихся с историей возникновения чисел и счёта;
- Развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление,
- Увлечь учащихся математикой, показать, что математика - занимательная наука;
- Формировать у учащихся умение решать задачи на смекалку.
- Познакомить с известными учёными - математиками древности и нашего времени;
- Воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать свои знания по математике.
Оборудование:
- фишки для награждения каждой команды после выполнения задания;
- красочные грамоты для награждения команд;
- мультимедийный проектор; компьютер.
- электронное приложение к внеклассному мероприятию; (презентация)
- слова Б.Паскаля на плакате: "Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным".
Вступительное слово учителя.
Математика - одна из древнейших наук, возникшая в связи с практическими потребностями людей: нужно было сосчитать количество убитых зверей, число собранных корений. По поводу древности науки - спора нет, а вот что касается предпосылок ее появления - можно и поспорить. Существует мнение, согласно которому, математика, как и любой другой вид искусства, возникла в связи с духовными потребностями человека, его стремлением к познанию, гармонии, красоте.
Натуральные числа возникли с появлением у человека потребности к практической деятельности. Некоторые числа человек связывал с конкретными представлениями об окружающих предметах: один - голова, Солнце, Луна; два - пара глаз, пара рук, пара ушей. Число два стояло в основе противопоставлений. Например, Небо и Земля, День и Ночь, Жизнь и Смерть.
Демонстрация презентации "История возникновения чисел и счёта" (слайды 1-21)
Ведущий: Много веков прошло с тех пор. В настоящее время математика глубоко проникла во все сферы человеческой жизни. Она является не только языком науки и техники, но и прочно вошла в нашу повседневную жизнь и обиход. Без нее невозможно развитие промышленности и сельского хозяйства, здравоохранения и образования. Математика находится в тесной связи со всеми областями знаний: физикой и астрономией, литературой и изобразительным искусством, химией и биологией и другими современными науками. Каждому рабочему необходимы математические знания, например, токарь, обрабатывающий деталь, должен придерживаться конкретных размеров, часто ему необходима большая точность обработки детали, поэтому ему надо уметь читать чертеж. Таким образом, математика необходима в любой профессии.
Учитель:
Дорогие ребята!
Сегодня вы пришли в этот зал,
Чтоб посчитать, подумать, отдохнуть.
Увидеть праздник - числа,
Умом своим на всё взглянуть.
Праздничный наш зал от лиц засиял,
В соревнованиях он ареною стал,
Огни заданий, будто звёзды горят,
Команды на старте готовы стоят.
Ведущий:
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Явился гость - царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова,
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь,
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь,
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде,
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Учитель:
Ребята! Вы познакомитесь с загадочным и интересным миром занимательной математики. Увидите, как разнообразен и увлекателен этот мир. Вам будут предложены интересные различные вопросы и задания. Чтобы победить вы должны быть активными, стремиться быстрее других ответить на вопрос или выполнить задание. Участвуют команды -
- 5 "а" класса - "Нулики"
- 5 "б" класса - "Почемучки"
(Команды выбираются заранее, по 7 человек от каждого класса)
I участник
Этот турнир ждали мы
По нему стосковались умы
Дружно будем задачи решать -
Мы хотим математику знать.
Как же нам не веселиться?
Не смеяться, не шутить?
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить!
II участник
Сегодняшний турнир мы выиграть хотим
И просто вам победу не дадим
Придется попотеть и постараться
За каждое очко мы будем драться
Смекалку мы проявим и отвагу.
А если вдруг не повезет
Победа всех когда-нибудь найдет.
Учитель: напоминаю вам простые правила поведения
- вести себя спокойно, но не отсиживаться;
- не выкрикивать (громко - это не значит красиво);
- быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах);
- быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам;
- задания выслушивать до конца.
Конкурсы будет оценивать жюри в составе:____________________
Для начала каждый класс представит себя - сообщите нам, пожалуйста, название команды и девиз. Демонстрация слайдов (22-39)
Начнём с разминки.
Проверим реакцию, внимание, готовность команд к соревнованию. Через минуту каждая команда даёт правильный ответ. Побеждает команда, которая быстрее остальных справилась с заданием.
Перед вами весёлый паровозик, который провезёт вас через все станции. А станций - немало. Прочитайте, пожалуйста, их названия. (Дети читают хором.) На каждой станции вас ждут испытания, которые вы с честью, я надеюсь, выполните. Паровозик набирает скорость, а из его трубы выплывают облачка дыма. Итак, мы продолжаем наш праздник числа. Прочтите название станций, на которых вы побываете.
- Итак, ребята, в путь!
Демонстрация слайдов.
Каждая команда отвечает на вопросы на станции. За правильный ответ 1 балл. (Балл получает та команда, которая быстрее отвечает на вопрос.) Жюри оценивает каждый ответ.
- Станция "Загадкино".
- Станция "Сосчитай-ка".
- Станция "Решайкино"
Остановка "Музыкальная"
Учитель: чтобы веселее было дальше путешествовать, давайте все вместе споём песню на мотив знакомой вам детской песенки "Голубой вагон".
Каждый наш урок, как происшествие:
Нам на радость всем оно дано.
Ждёт нас ежедневно путешествие -
Пусть же не кончается оно!Вместе мы, вместе мы на уроках сидим,
И отправляемся в дальние края.
В город Учёности и в страну Знания -
Там побывать хотят все мои друзья.Мы по морю Математики плывём,
Волны лодку захлестнуть хотят,
Но лютые волны будут нипочём
Для упорных, знающих ребят.Вместе мы, вместе мы на уроках сидим,
И отправляемся в дальние края.
В город Учёности и в страну Знания -
Там побывать хотят все мои друзья.
Станция "Смекалкино"
Игра со зрителями.
- Предлагаю ребятам вспомнить пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. Начнём с единицы:
- Один за всех, все за одного.
- Лжецу верят не более одного раза.
- Ум хорошо, а два - лучше.
- Два сапога - пара.
- Скупой платит дважды, а лентяй дважды работает.
- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
- Обещанного три года ждут.
- Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
- Жить в четырёх стенах.
- Знать как свои пять пальцев.
- Рассказывать с пятое на десятое.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Семеро с ложкой - один с сошкой.
- Семеро одного не ждут.
- Восьмое чудо света.
- За тридевять земель, в тридесятом царстве.
- Не трусливого десятка.
- Без десятка и счёта нет.
Победителем в "Игре со зрителями" признан учащийся, назвавший наибольшее число пословиц и поговорок о числах. (Ему вручается грамота за активное участие)
- Станция "Табличкино"
- Станция "Угадайка"
Учитель: Пока жюри подводит итоги конкурсов, учащиеся рассказывают об учёных - математиками древности и нашего времени;
На экране демонстрируются слайды (40-41)
Ребята покажут Вам -
1) Миниатюру;
2) Фокус - как пролезть через открытку.
1) Миниатюра.
На сцене двое учеников и доска.
Младший спрашивает старшего:
- Ты умеешь делить?
- Да.
- Тогда раздели девять на три.
- Пожалуйста. (Пишет на доске: де-вя-ть!).
А теперь попросим жюри подвести итоги.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Заключение.
Ведущий:
Дорогие ребята!
Про числа рассказать вам многое хотели.
Вся в числах наша жизнь, считать умеют все,
Без чисел не прожить нам и недели.
Окончен праздник наш, пора идти домой,
Нам чисел всех не счесть, не перепеть всех песен.
Я пожелать хочу вам не стареть душой!
Учитесь! Смейтесь! Мир так интересен!
Мне очень хочется, чтобы вы все успешно усваивали математику.