Урок русского языка "Обобщение сведений о частях речи" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Обобщить знания о частях речи.
  2.  Развивать уменияраспознавать их в тексте.
  3. Формировать у детей орфографическую зоркость.
  4. Закрепить умение проверять безударную гласную, правописание словарных слов.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-И так, у нас урок русского языка .Для того, чтобы урок прошел успешно, нужно быть внимательным, активным, слушать учителя.

2.Минутка чистописания.

-Поупражняемся в написании строчной и заглавной буквы В,в.

Из каких элементов состоит строчная буква в? Заглавная В? Проследите закономерность, продолжите до конца.

ВЕЖЛИВОСТЬ ОТКРЫВАЕТ ВАМ ДВЕРИ.

Прочитайте предложение. К какому жанру устного народного творчества относится предложение. Как вы это понимаете? Как слова этого предложения связаны с минуткой чистописания. Запишите это предложение. ( обращая внимание на соединение с другими буквами.)

3.Сообщение цели урока.

Скажите, какую тему мы сейчас изучаем? Сегодня мы продолжаем работу над распознаванием частей речи в тексте. Обобщим полученные знания. Но нельзя забывать, что урок русского языка - это урок обучения грамотной, правильной речи. Сейчас мы этим и займемся.

4.Словарная работа.

Я буду описывать животных, читать стихи или загадывать загадки. Вы должны узнать, кто это и записать слово в тетрадь.

Он всю зиму спал
Лапу бурую сосал.
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной.../медведь/

По полю скачет
Ушки прячет.
Встанет столбом-
Ушки торчком. /заяц/

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это? /лиса/

В лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Очень уж суровы филин и (сова.)

-Прочитайте слева и проанализируйте их. (все слова обозначают предметы, отвечают на вопрос - КТО? -,состоят из 2 слогов, 2 слова с непроверяемой гласной в корне и 2 слова с проверяемой гласной в корне. Все слова стоят в ед.ч.)

-Какое здесь слово лишнее? /сова/ Почему?

5.Словообразовательная работа.

-Внимание на доску. Прочитайте слова и подумайте какой частью речи они являются?

БОЛЬ-СИНЕВА -ВАРЕНЬЕ -

Какие части речи вы знаете?

Как отличить одну часть речи от другой?

6.Работа с учебников. Упр. 379

Запись предложений с комментированием.

  1. Указать части речи.
  2. Разобрать по членам предложения и указать части речи.
  3. Записать и устно назвать словосочетания.
  4. Звуко-буквенный разбор слова
    УВИДЕТЬ - только согласные буквы.
  5. Состав слова МЫШКА

7. Выборочное списывание /текст на карточках/

СТЕНГАЗЕТА

Боря, Ваня, Нина и Костя делали школьную стенную газету. Боря сказал :"Я буду разбирать заметки".Обращаясь к Ване, сказал:"Ты будешь их писать в газете. Костя приготовил большой лист бумаги, он напишет на нем название газеты. Нина подберет рисунки, она наклеит их на газету. Словом, вы будете нам помогать. Мы должны сегодня закончить работу".

1 ряд - выписывает имена существительные.
2 ряд - имена прилагательные.
3 ряд - глаголы.
4 ряд - местоимения.
5 ряд - предлоги.
6 ряд - имена существительные.

8. ИГРА "НАБОРЩИК".

ГРАДУСНИК - град, ус, сани, друг, дар, дуга ,гуси, суд.

9. Работа с тестом.

( У каждого ученика лежит карточка с тестом, они подчёркивают верное утверждение.)

  1. Выбери верное утверждение:
    а) Глагол – это часть слова
    б) Глагол – это часть речи
    в) Глагол – это член предложения
  2. Подчеркни только имена существительные:
    Кричит, быстрый, ходьба, стройка, ломает, лень
  3. Подчеркни вопросы на которые отвечает имя прилагательное:
    Что делает? Кто? Какой? Что? Какое? Где? Какие? Что делают? Какая?

10. Итог урока.

Какие же части речи мы знаем?

Как отличить одну часть речи от другой?

11. Домашнее задание.

Вы сегодня замечательно работали. Я вами горжусь. А дома я вас попрошу выполнить упр.380- к каждому прилагательному подобрать по смыслу существительное. С одним из них написать предложение и указать в нем части речи.