Открытый урок по физике в 7-м классе "Что изучает физика"

Разделы: Физика


Цель урока:

  1. Ознакомить учащихся с тем что изучает наука о природе – физика, ввести понятие природных явлений, показать что человек- часть природы, он зависит от неё и преобразует её; ознакомить учащихся с распространенными природными явлениями.
  2. Развить интерес к естествознанию; умение оценивать поступки людей в отношении к природной среде; научить различать природные явления.
  3. Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту.

Ход урока.

Оборудование :

  1. Колба с трубкой, стакан с водой, насос.
  2. Спички, бумага, графин, яйцо.
  3. Гвоздь, медная проволока , мелкие гвоздики или скрепки, источник тока.
  4. Платок, спирт, вода, зажимы.

Плакаты:

  1. Экологические пейзажи
  2. Рисунки явлений

I. Орг. Момент

  1. Проверить готовность учащихся к уроку.
  2. Тема, цель урока.

II. Новый материал

Посмотри вокруг, все, что тебя окружает, все это называется материальным миром- проще природой.

Размышление о природе порождали у людей разнообразные фантазии, они слагали о природе мифы, легенды, сказки и стихи. Люди обожествляли природу, вселяли в неё душу.

Не то что мните вы природа
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Язык природы прекрасен. В ней столько загадок и тайн. Человек издавна пытался понять мир в котором он живет, он задавал и задаёт себе вопросы: почему день сменяется ночью; почему небо голубое; откуда берется радуга; почему тает снег и замерзает вода?

Вопрос: А вам приходилось задавать себе такие вопросы?

На все ваши вопросы может ответить замечательная наука, одна из важных наук естествознания – физика.

Справка: Физика произошла от древнегреческого слова « фюзис», что означает природа.

Физика это наука о природе, о природных явлениях и законах.

Изменения происходящие в природе называются природными явлениями.

Например: Таит лед, идет дождь и т. д.

Многие изменения в пророде кажутся для нас обычными.

Обращение к детям:

Вы знаете что:

  • Если поднять тяжелый предмет и отпустить его, то он…..
  • Если включить свет, то станет.….
  • Если магнит поднести к гвоздикам….

Молодцы вы очень наблюдательны.

А сейчас я задам вам несколько вопросов:

Опыты:

  1. Сможете ли вы ( не трогая) стакан с водой перелить эту воду в колбу? ( опыт и объяснение).
  2. Сможете ли вы яйцо заталкать в графин не помогая ему руками? ( опыт с яйцом).
  3. Сможесе ли вы большими гвоздями собрать мелкие в коробочку?
  4. Поджечь платок и чтобы он не горел?

А я могу, потому что я изучала физику, и вы сможете изучить законы природы.

Люди, хорошо освоившие курс физики, могут заниматься исследованием космоса; создавать ЭВМ и многое другое; они используют природные богатства. Но не всегда разумно человек использует природные ресурсы, иногда он просто ей вредят.

Практическая работа:

Перед вами лежит лист бумаги, разделите его карандашом на 4 части. Озаглавьте каждую часть:

Нарисуйте картинки на заданные темы.

  • «Природа»
  • «Природные явления»
  • «Достижения науки»
  • «Помоги природе»

Мы получили с вами последовательность в рисунках:

Природа и , человек, её часть,, изучив явления природы, он создает что-то.Но всегда ли он рационально использует природу?

Ей нужна помощь?

У себя в городе вы видели такие места где надо помочь природе?

А помогали- молодцы.

Посмотрите на доску. Пока вы рисовали я выписала на доске наиболее распространенные физические явления.

  1. Механические
  2. Тепловые
  3. Световые, звуковые
  4. Электромагнитные и др.

Задание:

Найдите эти явления у себя в рисунках и подпишите их.

Вопрос:

Поднять руки если нарисовали: механические, тепловые, звуковые и т.д.

Загадки:

  1. Красивое карамысло над лесом повисло? (радуга).
  2. Никто его не видовал
    А слышать всякий слышал
    Без тела, а живет оно
    Без языка кричит? (эхо)
  3. Что за звездочки чудесные на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке? (снежинка).

А вы знаете загадки? Кто сможет загадать загадку и увидеть в ней физическое явление?

А стихи о природе и природных явлениях вы знаете? Кто расскажет?

Предлагаю вам игру- (проверку) в крестики и нолики, только вместо них у вас стоят слова в клетках.

Вы можете зачеркнуть по горизонтали, вертикали или диагонали, ели найдете логическую связь этих слов.

«3»- 3 связи.

«4»- 5-4 связей

«5»- если эти связи сможете объяснить.

Физика

Лес

Природа

Окр. мир

Явления>

Техника

Звук

Человек

Свет

Последнее задание:

Встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Мы – это цветок. Каждый из нас лепесток цветка и если оторвать один лепесток, то нарушиться гармония.