Цель урока:
- Ознакомить учащихся с тем что изучает наука о природе – физика, ввести понятие природных явлений, показать что человек- часть природы, он зависит от неё и преобразует её; ознакомить учащихся с распространенными природными явлениями.
- Развить интерес к естествознанию; умение оценивать поступки людей в отношении к природной среде; научить различать природные явления.
- Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту.
Ход урока.
Оборудование :
- Колба с трубкой, стакан с водой, насос.
- Спички, бумага, графин, яйцо.
- Гвоздь, медная проволока , мелкие гвоздики или скрепки, источник тока.
- Платок, спирт, вода, зажимы.
Плакаты:
- Экологические пейзажи
- Рисунки явлений
I. Орг. Момент
- Проверить готовность учащихся к уроку.
- Тема, цель урока.
II. Новый материал
Посмотри вокруг, все, что тебя окружает, все это называется материальным миром- проще природой.
Размышление о природе порождали у людей разнообразные фантазии, они слагали о природе мифы, легенды, сказки и стихи. Люди обожествляли природу, вселяли в неё душу.
Не то что мните вы природа
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Язык природы прекрасен. В ней столько загадок и тайн. Человек издавна пытался понять мир в котором он живет, он задавал и задаёт себе вопросы: почему день сменяется ночью; почему небо голубое; откуда берется радуга; почему тает снег и замерзает вода?
Вопрос: А вам приходилось задавать себе такие вопросы?
На все ваши вопросы может ответить замечательная наука, одна из важных наук естествознания – физика.
Справка: Физика произошла от древнегреческого слова « фюзис», что означает природа.
Физика это наука о природе, о природных явлениях и законах.
Изменения происходящие в природе называются природными явлениями.
Например: Таит лед, идет дождь и т. д.
Многие изменения в пророде кажутся для нас обычными.
Обращение к детям:
Вы знаете что:
- Если поднять тяжелый предмет и отпустить его, то он…..
- Если включить свет, то станет.….
- Если магнит поднести к гвоздикам….
Молодцы вы очень наблюдательны.
А сейчас я задам вам несколько вопросов:
Опыты:
- Сможете ли вы ( не трогая) стакан с водой перелить эту воду в колбу? ( опыт и объяснение).
- Сможете ли вы яйцо заталкать в графин не помогая ему руками? ( опыт с яйцом).
- Сможесе ли вы большими гвоздями собрать мелкие в коробочку?
- Поджечь платок и чтобы он не горел?
А я могу, потому что я изучала физику, и вы сможете изучить законы природы.
Люди, хорошо освоившие курс физики, могут заниматься исследованием космоса; создавать ЭВМ и многое другое; они используют природные богатства. Но не всегда разумно человек использует природные ресурсы, иногда он просто ей вредят.
Практическая работа:
Перед вами лежит лист бумаги, разделите его карандашом на 4 части. Озаглавьте каждую часть:
Нарисуйте картинки на заданные темы.
- «Природа»
- «Природные явления»
- «Достижения науки»
- «Помоги природе»
Мы получили с вами последовательность в рисунках:
Природа и , человек, её часть,, изучив явления природы, он создает что-то.Но всегда ли он рационально использует природу?
Ей нужна помощь?
У себя в городе вы видели такие места где надо помочь природе?
А помогали- молодцы.
Посмотрите на доску. Пока вы рисовали я выписала на доске наиболее распространенные физические явления.
- Механические
- Тепловые
- Световые, звуковые
- Электромагнитные и др.
Задание:
Найдите эти явления у себя в рисунках и подпишите их.
Вопрос:
Поднять руки если нарисовали: механические, тепловые, звуковые и т.д.
Загадки:
- Красивое карамысло над лесом повисло? (радуга).
- Никто его не видовал
А слышать всякий слышал
Без тела, а живет оно
Без языка кричит? (эхо) - Что за звездочки чудесные на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке? (снежинка).
А вы знаете загадки? Кто сможет загадать загадку и увидеть в ней физическое явление?
А стихи о природе и природных явлениях вы знаете? Кто расскажет?
Предлагаю вам игру- (проверку) в крестики и нолики, только вместо них у вас стоят слова в клетках.
Вы можете зачеркнуть по горизонтали, вертикали или диагонали, ели найдете логическую связь этих слов.
«3»- 3 связи.
«4»- 5-4 связей
«5»- если эти связи сможете объяснить.
Физика |
Лес |
Природа |
Окр. мир |
Явления> |
Техника |
Звук |
Человек |
Свет |
Последнее задание:
Встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Мы – это цветок. Каждый из нас лепесток цветка и если оторвать один лепесток, то нарушиться гармония.