Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными У, Ю (с использованием информационных технологий)

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  • Закрепление правила написания сочетаний « ЧУ – ЩУ »;
  • Развитие орфографической зоркости;
  • Формирование общеучебных умений и навыков (работа по алгоритму)
Коррекционно – развивающие:
  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики кольцами – су джок;
  • Закрепление знаний детей о гласных У – Ю, соотнесение звуков с буквами;
  • Умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными У – Ю, опираясь на слуховой , зрительный и кинестетический контроль;
  • Развитие навыков звукобуквенного синтеза:
  • Развитие грамматического строя речи на уровне предложения;
  • Совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и обобщения;
  • Совершенствование навыков согласования числительного с существительным;
  • Воспитание адекватной самооценки.

Воспитательные:

  • Формирование чувства ответственности за выполняемую работу.

Оборудование: презентация, фишки – колпачки, конверты с буквами, конверт со словами, карточки с заданиями, кольца су – джок, орфографические словари.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому удивитесь.

  • Выполняется мимическая гимнастика с опорой на картинки.

2. Сообщение темы занятия.

  • Логопед: сегодня к нам на занятие пришёл клоун Илюша. Он принёс с собой много интересных заданий. Те, кто быстро и верно будут справляться с его заданиями, получат клоунские колпачки.
  • Соберите слова из букв, лежащих в конвертах.
  • Какие слова получились (КЛЮЧ, КУСТ, ПЛЮС, КРУГ- слова после ответов детей появляются на слайде)
  • Ребята, как вы думаете на какие две группы можно разделить эти слова?(в одних есть буква у и обозначает твёрдость согласного, а в других буква ю и обозначает мягкость согласного, группы слов появляются на слайде).
  • Как звучат согласные перед буквой у, ю?
  • Сформулируйте тему нашего занятия.(после ответов тема появляется на экране)
  • Запишите в тетрадях число и тему занятия.

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы нам легче было разобраться в материале нашего занятия, потренируем органы речи. Выполним упражнения: улыбка, трубочка, заборчик, лопаточка, горочка.

4. Дифференциация у-ю в словах:

  • Ребята ещё раз обратите на тему нашего занятия, буква каким обозначается звуком? а буква Ю?
  • Давайте уточним артикуляцию этих звуков.
    • Расскажите как произносится звук Й (опора на картинку-губы в улыбке, зубы сближены, язык выгнут горочкой, кончик языка отодвинут от нижних зубов)
    • Расскажите, как произносится звук У(губы трубочкой, язык широкий лежит внизу, кончик языка отодвинут от нижних зубов)
    • Чем отличаются звуки по произношению
    • Характеристика звуков Й – У с опорой на схему:
      Й-согласный, непарный, звонкий, мягкий.
      У-гласный, ударный или безударный.
    • Соотнесение звука с буквой:
    • Какой буквой обозначается на письме звук У (буквой У)
    • Какой буквой обозначаются на письме звуки ЙУ (буквой Ю), (припомнить в каких случаях буква Ю будет давать два звука –в начале слова, после гласной, после разделительного мягкого и твёрдого знака)
    • Придумайте примеры таких слов.
    • В каких случаях буква Ю будет смягчать согласную букву (если буква Ю стоит после согласного)
    • Какое правило правописания существует в русском языке, которое связано с одной из этих букв? (ЧУ-ЩУ пиши с буквой У)

5. Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
надо на носочки встать.

  • Ребята прочитайте ещё раз стихотворение.
  • Какие слова вы встретились со знакомыми буквами?
  • В каких словах с буквой у, как звучат согласные звуки перед гласной у, назовите их? ю?

6. Развитие мелкой моторики.

Подготовим руки к дальнейшему письму и выполним массаж пальцев рук при помощи колец су-джок..

7. Ребята клоун Илюша знает интересную игру и предлагает нам в неё поиграть.

Слушайте условие игры: слова хотели «перейти» дорогу, но не знали как это сделать, потому что над дорогой висел необычный светофор: на нём загорались синий и зелёный сигналы.

Подумайте и скажите, почему над дорогой висел такой светофор?

Какие согласные могли перейти дорогу на синий свет, а какие на зелёный?

Помогите словам перейти через дорогу.

  • Ребята но мы помним что буква у обозначает твёрдость, а ю - мягкость
  • Переведите слова на нужный им сигнал светофора (указать линиями к нужному сигналу)
  • (выполняется задание детьми в карточках, проверяется на слайде, потом запись в тетрадь с выделением гласных У-Ю, твёрдых и мягких согласных).

-рюмка, гуси, изюм, клюква, клубок, лук, дубок, люстра.

  • Назовите в словах твёрдые звуки, твердость которых обозначила гласная у.
  • Назовите в словах мягкие звуки, мягкость которых обозначила на письме буква ю.

8. Развитие мелкой моторики.

Подготовим руки к дальнейшему письму и выполним массаж пальцев рук при помощи колец су-джок.

9. Ребята, посмотрите, клоун Илюша написал слова, скажите правильно?

  • Что надо сделать?
  • Исправьте ошибки в карточках (выделить гласные У-Ю, обозначить твёрдость и мягкость согласных букв перед гласными У – Ю
  • Прочитайте, какие слова получились.
    (проверка по слайду с логопедом
    крюжок       кручок
    люна бруки
    люжок клучи
  • Ребята эти слова мы запишем под диктовку, и покажем клоуну Илюше как надо писать грамотно без ошибок.

10. Дифференциация твердых и мягких согласных перед У-Ю в предложениях.

  • Ребята клоун Илюша очень торопился, так как ему надо было идти обратно в цирк представление, но он оставил вам послание, но, к сожалению, я не смогла его прочитать, так как предложение «рассыпалось».
  • Соберите его (после того как дети его соберут и проверят по слайду)запишите в тетрадях.

На арене цирка выступает весёлый клоун Илюша.

11. Анализ предложения:

  • Сколько слов в предложении?
  • Какое слово самое маленькое в этом предложении?
  • Какие слова из этого предложения вам встречались вам встречались? (клоун Илюша)
  • В каких словах вам встретилась буква У – Ю?
  • Что необходимо помнить при записи предложения?

(после выполнения работы осуществляется проверка, правильный вариант появляется на слайде).

12. Согласование существительного с числительным.

  • Логопед: ребята посчитайте и назовите сколько у вас колпачков.

13. Итог занятия.

(Подведём итог: гласная у обозначает твердость впереди стоящего согласного, гласная ю , обозначает мягкость впереди стоящего).

  • Ребята клоун Илюша оставил нам послание с пожеланием, давайте его прочитаем: Желаю успехов учебё.

Презентация