Цели:
Образовательные:
- Закрепление правила написания сочетаний « ЧУ – ЩУ »;
- Развитие орфографической зоркости;
- Формирование общеучебных умений и навыков (работа по алгоритму)
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики кольцами – су джок;
- Закрепление знаний детей о гласных У – Ю, соотнесение звуков с буквами;
- Умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными У – Ю, опираясь на слуховой , зрительный и кинестетический контроль;
- Развитие навыков звукобуквенного синтеза:
- Развитие грамматического строя речи на уровне предложения;
- Совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и обобщения;
- Совершенствование навыков согласования числительного с существительным;
- Воспитание адекватной самооценки.
Воспитательные:
- Формирование чувства ответственности за выполняемую работу.
Оборудование: презентация, фишки – колпачки, конверты с буквами, конверт со словами, карточки с заданиями, кольца су – джок, орфографические словари.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому удивитесь.
- Выполняется мимическая гимнастика с опорой на картинки.
2. Сообщение темы занятия.
- Логопед: сегодня к нам на занятие пришёл клоун Илюша. Он принёс с собой много интересных заданий. Те, кто быстро и верно будут справляться с его заданиями, получат клоунские колпачки.
- Соберите слова из букв, лежащих в конвертах.
- Какие слова получились (КЛЮЧ, КУСТ, ПЛЮС, КРУГ- слова после ответов детей появляются на слайде)
- Ребята, как вы думаете на какие две группы можно разделить эти слова?(в одних есть буква у и обозначает твёрдость согласного, а в других буква ю и обозначает мягкость согласного, группы слов появляются на слайде).
- Как звучат согласные перед буквой у, ю?
- Сформулируйте тему нашего занятия.(после ответов тема появляется на экране)
- Запишите в тетрадях число и тему занятия.
3. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы нам легче было разобраться в материале нашего занятия, потренируем органы речи. Выполним упражнения: улыбка, трубочка, заборчик, лопаточка, горочка.
4. Дифференциация у-ю в словах:
- Ребята ещё раз обратите на тему нашего занятия, буква каким обозначается звуком? а буква Ю?
- Давайте уточним артикуляцию этих звуков.
- Расскажите как произносится звук Й (опора на картинку-губы в улыбке, зубы сближены, язык выгнут горочкой, кончик языка отодвинут от нижних зубов)
- Расскажите, как произносится звук У(губы трубочкой, язык широкий лежит внизу, кончик языка отодвинут от нижних зубов)
- Чем отличаются звуки по произношению
- Характеристика звуков Й – У с опорой на схему:
Й-согласный, непарный, звонкий, мягкий.
У-гласный, ударный или безударный. - Соотнесение звука с буквой:
- Какой буквой обозначается на письме звук У (буквой У)
- Какой буквой обозначаются на письме звуки ЙУ (буквой Ю), (припомнить в каких случаях буква Ю будет давать два звука –в начале слова, после гласной, после разделительного мягкого и твёрдого знака)
- Придумайте примеры таких слов.
- В каких случаях буква Ю будет смягчать согласную букву (если буква Ю стоит после согласного)
- Какое правило правописания существует в русском языке, которое связано с одной из этих букв? (ЧУ-ЩУ пиши с буквой У)
5. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
надо на носочки встать.
- Ребята прочитайте ещё раз стихотворение.
- Какие слова вы встретились со знакомыми буквами?
- В каких словах с буквой у, как звучат согласные звуки перед гласной у, назовите их? ю?
6. Развитие мелкой моторики.
Подготовим руки к дальнейшему письму и выполним массаж пальцев рук при помощи колец су-джок..
7. Ребята клоун Илюша знает интересную игру и предлагает нам в неё поиграть.
Слушайте условие игры: слова хотели «перейти» дорогу, но не знали как это сделать, потому что над дорогой висел необычный светофор: на нём загорались синий и зелёный сигналы.
Подумайте и скажите, почему над дорогой висел такой светофор?
Какие согласные могли перейти дорогу на синий свет, а какие на зелёный?
Помогите словам перейти через дорогу.
- Ребята но мы помним что буква у обозначает твёрдость, а ю - мягкость
- Переведите слова на нужный им сигнал светофора (указать линиями к нужному сигналу)
- (выполняется задание детьми в карточках, проверяется на слайде, потом запись в тетрадь с выделением гласных У-Ю, твёрдых и мягких согласных).
-рюмка, гуси, изюм, клюква, клубок, лук, дубок, люстра.
- Назовите в словах твёрдые звуки, твердость которых обозначила гласная у.
- Назовите в словах мягкие звуки, мягкость которых обозначила на письме буква ю.
8. Развитие мелкой моторики.
Подготовим руки к дальнейшему письму и выполним массаж пальцев рук при помощи колец су-джок.
9. Ребята, посмотрите, клоун Илюша написал слова, скажите правильно?
- Что надо сделать?
- Исправьте ошибки в карточках (выделить гласные У-Ю, обозначить твёрдость и мягкость согласных букв перед гласными У – Ю
- Прочитайте, какие слова получились.
(проверка по слайду с логопедом
крюжок кручок люна бруки люжок клучи
- Ребята эти слова мы запишем под диктовку, и покажем клоуну Илюше как надо писать грамотно без ошибок.
10. Дифференциация твердых и мягких согласных перед У-Ю в предложениях.
- Ребята клоун Илюша очень торопился, так как ему надо было идти обратно в цирк представление, но он оставил вам послание, но, к сожалению, я не смогла его прочитать, так как предложение «рассыпалось».
- Соберите его (после того как дети его соберут и проверят по слайду)запишите в тетрадях.
На арене цирка выступает весёлый клоун Илюша.
11. Анализ предложения:
- Сколько слов в предложении?
- Какое слово самое маленькое в этом предложении?
- Какие слова из этого предложения вам встречались вам встречались? (клоун Илюша)
- В каких словах вам встретилась буква У – Ю?
- Что необходимо помнить при записи предложения?
(после выполнения работы осуществляется проверка, правильный вариант появляется на слайде).
12. Согласование существительного с числительным.
- Логопед: ребята посчитайте и назовите сколько у вас колпачков.
13. Итог занятия.
(Подведём итог: гласная у обозначает твердость впереди стоящего согласного, гласная ю , обозначает мягкость впереди стоящего).
- Ребята клоун Илюша оставил нам послание с пожеланием, давайте его прочитаем: Желаю успехов учебё.