Урок технологии в 3-м классе "Художественная обработка материалов. Изготовление матрешки в технике папье-маше"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: изготовление тарелки в технике папье-маше.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • закрепление знаний по обработке бумаги,
  • учить планировать свою работу,
  • учить работать по образцу.

2. Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, внимание, терпение, бережливость,

3. Развивающие:

  • развитие мышц пальцев рук,
  • развитие внимания, памяти.

4. Политехнические:

  • закрепление знаний о свойствах бумаги,
  • проведение самоконтроля.

Наглядные средства:

Оборудование:

  • У учителя: кисточка, краски, бумага, тарелка, вазелин, тряпочка.
  • У учащихся: конверты с бумагой, баночки с водой и клеем, листы газеты и бумаги, клеенка, вазелин, тарелка, тряпочка.

Информация для учителя:

Папье-маше действительно легко делать, вот несколько требований.

Вам потребуется

  • Бумага (газетная подходит лучше всего)
  • Клей
  • Кисточка
  • Клеенка на стол
  • Краски
  • Терпение

Целесообразно все приготовить заранее. Во-первых, нарвите газету кусками приблизительно в 2 см шириной и 10 см длиной. Используйте волокнистую бумагу.

Приготовьте клей. Существует очень много рецептов, я предлагаю наиболее используемый.

Рецепт клея

1. Клей на муке

Чтобы приготовить этот клей, следуйте инструкциям:

Нагрейте 5 чашек воды в кастрюле. В отдельной миске смешайте 1/4 чашки просеянной муки с чашкой холодной воды. Перемешивайте до получения консистенции как при приготовлении заварного крема. Когда комочков не останется, добавьте массу в кастрюлю с водой. Варите клей в течение 2-3 минут, постоянно перемешивая, до загустения. Дайте клею остыть.
У вас будет жидкий клей. Если вы предпочитаете густой клей (или торопитесь с просушкой) , используйте следующий рецепт:
Смешайте полную чашку муки и три чашки воды. В остальном все тоже самое.

2 .Стенной пастообразный клей

Приготовьте клей в соответствии с заводскими инструкциями. Используйте чуть-чуть меньше воды, чем требуется. Перелейте клей в герметичный контейнер. В холодильнике или прохладном месте клей сохранится в течение нескольких дней. Заводской клей обладает антисептическими свойствами. Помните о детях. Клей не должен попасть им в рот.

3. Клей ПВА

Вылейте клей в миску и используйте. Когда вы решили, какой клей использовать, следующая вещь решить, что делать. Для начала разумно использовать что-нибудь для формы.

Форма.

Надувные шары
Дешево и необходимо. Такие формы не нуждаются в смазке. Он сам порвется, когда папье-маше высохнет.

Миски и тарелки
Они нуждаются в предварительной смазке, чтобы папье-маше не прилипла.

Смазка

Наносите тонким слоем, чтобы потом не осталось следов.

  • Вазелин
  • Подсолнечное масло
  • Жидкое мыло
  • Пленка (не оставляет остатков, но возможно образование складок в текстуре папье-маше)
  • Влажная бумага (другой способ использовать для первого слоя только влажную бумагу без клея)

Слоеное папье-маше

Полосы бумаги намажьте клеем двух сторон с помощью кисточки. Покройте форму полосками и разгладьте, чтобы удалить воздух. Сделайте 2-3 слоя одновременно. Не кладите сразу очень много бумаги, она будет сохнуть очень долго.

Когда все высохнет, вы можете постепенно наклеить столько слоев, сколько вам нужно до необходимой толщины.

Чтобы добавить детали, такие как ободки, ручки, украшения, приклейте кусочки картона на модель с помощью пленки. Покройте весь объект папье-маше.

Когда все высохнет, покрасьте изделие двумя слоями эмульсионной краски, чтобы сделать невидимым газетный шрифт. После этого раскрасьте работу любой краской.

Папье-маше из мякоти

В этом методе бумажная масса используется подобно глине в руках скульптора.

Чтобы приготовить массу, замочите куски газеты на ночь. Слейте воду и прокипятите массу в чистой воде в течение 30 минут, пока волокна не начнут разрушаться. Просейте и слейте.

Разомните массу , пока волокна совсем не разрушатся. Перемешивайте с клеем до получения глиноподобной консистенции.

Раскрашивание папье-маше

В общем, любая краска может быть использована для раскрашивания папье-маше. Наиболее популярна акриловая краска. Ее легко использовать. Она дешева и содержит большую вариацию цветов. Быстро сохнет. Возможно использование глянцевой краски или эмали. Но важно помнить, что при любых красках вы должны первым делом запечатать (герметизировать) свою работу.

Обычная эмульсия идеальна. Пары слоев достаточно.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь! Сейчас у вас будет урок труда. Для работы нам понадобятся: тарелка, бумага, конверты, баночки с водой и клеем, вазелин, тряпочка.

2. Вступительная беседа.

3. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с новым видом искусства, которое называется папье- маше (слайд 1) (чтение про себя и вслух). Этот вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам очень давно, тогда, когда была изготовлена бумага, из Китая. Долгое время это искусство хранилось в тайне, но в средние века оно появилось и в Европе, во Франции. Там его и назвали папье-маше. Если перевести это слово с французского на русский язык, то получится «жеваная бумага». Почему жеваная? Об этом вы узнаете позже.

Папье- маше- это густая масса из смеси различных материалов: ваты, опилок, мха. Этим же словом называют и сам процесс изготовления изделий из приготовленной массы. Из папье- маше можно делать самые разнообразные предметы: наглядные пособия по природоведению, рисованию, математике, игрушки и маски для кукольного театра. Все они изготовлены из смеси бумаги и клея. ( Объяснение техники изготовления по презентации: слайды 4-8).

Из этих же материалов мы сегодня будем делать тарелочку. Для чего ее можно использовать?

4. Анализ образца.

- Какой формы тарелка?

- В этом изделии 1 часть - основа, а деталей очень много. Это кусочки бумаги различной длины и формы.

Как соединены детали в изделии?

С помощью чего соединены детали?

Из каких материалов выполнено изделие?

Какие инструменты потребуются для работы?

5. Планирование работы.

Прежде чем приступить к изготовлению изделия, мы должны решить, что будем делать сначала, а что после. Давайте прочитаем план работы (слайд 2)

Заготовка материала.
Обмазывание формы вазелином.
Нанесение 1 слоя с водой.
Нанесение последующих 6, 7 слоев с клеем.
Оформление краев изделия.
Отделка.

Сегодня на уроке мы выполним только те пункты плана, которые подчеркнуты, и начнем выполнять 4 пункт плана.

6. Работа по пунктам плана.

Прочитайте первый пункт плана.

Прежде чем начать работу, нам надо знать, какой материал больше всего подходит для изготовления тарелки. Нам нужна бумага, которая хорошо рвется, мнется и пропитывается клеем. А сверху тарелку мы оклеиваем бумагой, на которой удобно рисовать. Для того, чтобы лучше справиться с этой задачей, заполним таблицу (слайд 3):

свойства газета калька бытовая для рисования миллиметровая
окрашиваемость - - + + -
отношение к влаге + - + + +
мягкость + - + - -
отношение на разрыв + + + - +
сминаемость + + + - +

Первая графа таблицы - окрашиваемость. Сейчас я кисточкой с краской проведу по каждому листу, а вы мне скажете, какая бумага лучше всего окрашивается.

Какая бумага подойдет для изготовления верха тарелки?

Ставлю знак "+" в графе окрашиваемость там, где написано бытовая и рисовальная бумага. Во всех остальных клеточках этой графы ставлю "-". Теперь откройте конверты и достаньте из них лист газеты. Положите лист на парту, прижмите его и аккуратно оторвите небольшой кусочек. Хорошо рвется газета? Значит, в графе отношение на разрыв я ставлю знак "+". Теперь помните этот кусочек в руках. Хорошо мнется газета, мягкая она на ощупь? Значит, в графах мягкость и сминаемость я тоже ставлю знак "+". Теперь аккуратно возьмите баночку с водой и поставьте ее на клеенку. Опустите кусочек газеты в баночку с водой. Какой знак я должна поставить в графе отношение к влаге?

(Аналогичная работа проводится и с остальными видами бумаги. Если бумага не обладает данным свойством, то в графе ставится знак "-").

Мы заполнили всю таблицу. Посмотрите, какая бумага подходит для нашей работы ? (Газетная и бытовая). Отложите конверты в сторону. Прочитайте второй пункт плана.

Прежде чем мы начнем работу, надо, чтобы наши руки разогрелись. Тогда нам легче будет выполнять работу.

Физкультпауза для пальцев рук.

Поставьте локти на парту.

...1, 2, 3, 4, 5
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал!

Продолжаем работу. Перед тем, как мы намажем форму вазелином, давайте подготовим материал. Возьмите большой лист газеты. Положите его узкой стороной к себе, прижмите левой рукой к себе, а правой аккуратно, не спеша отрываем полоски.

Теперь каждую полоску порвите на кусочки. (То же самое с бытовой бумагой.) Края обязательно должны быть рваные, лохматые, иначе на готовом изделии потом останутся рубцы (показ).

Теперь на клеенку дном вверх положите тарелку. Посмотрите, как буду обмазывать тарелку вазелином я, а потом то же самое вы сделаете на своих тарелках. (показ). Обмазывать тарелку вазелином нужно для того, чтобы мы потом могли снять газету с тарелки, чтобы слой газеты не приклеился к тарелке.

Самостоятельная работа: обмазывают тарелку вазелином.

Прочитайте третий пункт плана.

Слой какой бумаги мы будем наносить первым? (бытовой).

Возьмите кусочек белой бумаги, обмакните его в баночку с водой и наложите на дно тарелки . (показ ). Разгладьте его, иначе на готовом изделии останутся пузыри. Второй кусок бумаги положите так, чтобы он закрывал примерно половину первого кусочка. Это нужно для того, чтобы готовое изделие не рассыпалось. Следите за тем, чтобы вся поверхность тарелки была покрыта кусочками бумаги.

Прочитайте четвертый пункт плана.

(Та же самая работа, что и с водой).

7. Подведение итогов.

Какие пункты плана мы сегодня выполнили?

Что нам осталось сделать?

Какое изделие мы начали изготавливать?

Из чего? Как переводится слово папье- маше?

Для чего можно использовать тарелку?

На следующем уроке мы продолжим работу.

8. Уборка класса.

Урок окончен. До свидания!