Цель урока: учить детей вышиванию ленточками; развивать способности выполнения сборки и ленточного шва; воспитывать аккуратность в работе.
Тип урока: рассказ с кратким конспектированием, практическая работа
Наглядные пособия и инструменты: игла №18 - для вышивания лентами, игла №8 – для вышивания нитками мулине, ножницы, нитки мулине зеленого цвета; лента красного цвета - 40 см, светло-розового цвета – 45 см, лента цвета мха – 30 см; канва, паспарту, образцы вышивки лентами.
Ход урока
1. Оргмомент: выявление отсутствующих, сообщение темы и цели урока.
2. Объяснение нового материала.
История вышивки лентами насчитывает несколько веков. Уже в Древней Греции женщины использовали их для украшения одежды, интерьера. Расцвет данного вида рукоделия произошел в эпоху рококо, когда шелковыми ленточками стали украшать платья, белье. Король Людовик XV любил вышивать милые безделушки, изготовленные им самим и богато украшенные ленточками. Из Франции этот вид рукоделия перекочевал в Англию, а оттуда разошелся по всем странам.
В XIX столетии эту вышивку уже можно было увидеть на зонтиках, абажурах, одеялах, шляпках и различных безделушках.
В последние десятилетия началось возрождение данной вышивки, и это искусство заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. Она успешно заменяет и дополняет вышивку гладью, аппликацию. Цветы, выполненные в этой технике, выглядят рельефнее, исполняются гораздо быстрее. Для работы берут ленточки шириной 7мм и 13мм, для основы – хлопчатобумажные, шелковые и льняные ткани. Здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки: прямой шов, ленточный шов, французские узелки, петля в прикреп, сборка. Объемная вышивка получается из роз, «анютиных глазок», сирени, мака, шиповника и т.д. Благодаря достоинствам шелковых ленточек из них можно выполнить большое разнообразие цветов и прекрасные картины, которые может создать даже начинающая рукодельница.
Прямой шов - это простейший шов, у которого множество разновидностей. Важно помнить, что лента ведёт себя по-разному в точке, где она входит и выходит из ткани. От того, как она ляжет, зависит, в каком порядке пришивать лепестки: от центра к краям или от края к центру. Прямые стежки могут быть плоскими, скрученными или петлеобразными, но их всегда следует направлять ушком второй иглы, чтобы придать лепесткам форму, характерную для цветка, который вы вышиваете. Таким способом можно вышить лютик, астру, ипомею (Рисунок 1), бергамот, бегонию (Рисунок 2), дельфиниум.
Ленточный шов применяется только при вышивании ленточками, при каждом стежке иголка проходит сквозь ленточку и сквозь ткань. Чтобы создавать лепестки причудливой формы, иглу можно проводить в любом месте по ширине ленты. Разная степень натяжения нитки и ленты позволяет вышивать реалистичные объёмные цветы: шиповник, ирисы (Рисунок 3), колокольчик, лилии (Рисунок 4), листья.
Вышивание цветка с помощью присборенной ленты - многогранная и гибкая техника, особенно если он выполнен в натуральную величину. Для сборки ленты используют одинарную нитку в тон самой ленте, а к ткани прикрепляют ленту нитками в цвет ткани. С помощью этой техники вышивают скабиозу, мак, «анютины глазки» (Рисунок 5), аквилегию.
Петля в прикреп – это одиночный тамбурный шов, выполнить его очень просто. Он пригоден для вышивания ирисов и других цветов (Рисунок 6).
Французские узелки придают любому рисунку текстуру и объёмность. Размеры узелков могут быть самыми разными и пригодны для вышивания всевозможных цветов. Один крупный узелок может стать бутоном, а несколько крохотных поразительно напоминают целое соцветие. Если цветы мелкие или расположены на дальнем плане, их можно сгруппировать. Благодаря узелкам разного размера создаётся перспектива.
Французские узелки в зависимости от ширины ленты и количества оборотов вокруг иглы, а также от натяжения шва, различны по размеру. Поправлять их можно второй иглой, при этом формы получаются более разнообразными (Рисунок 7).
3. Практическая работа: «Вышивание цветка фуксии шёлковыми ленточками»
- Нарисуйте овальные середины на ткани (Рисунок 8).
- Присборьте 11 см ленты красного цвета, закрепите конец ленты на линии овала, соберите ленту.
- Кромку присборенной ленты пришейте по линии овала.
- Закрепите второй конец ленты рядом с первым, стяните оставшийся сегмент ленты и пришейте его.
- Соберите 5 см ленты, пришейте потайными стежками к кривой А – В.
- Трубочку и чашелистики вышейте светло-розовой лентой прямым швом.
- Вышейте одиночным прямым стежком бутон.
- Вышейте стебель нитками зелёного цвета.
- Листья вышейте ленточным швом.
- Рыльца вышейте белыми нитками, тычинки – светло-абрикосовыми.
- Вставьте готовую работу в паспорту.
4. Закрепление:
- Когда и где возникла вышивка шелковыми ленточками?
- Что украшали ленточками?
- Перечислить материалы и инструменты, применяемые при вышивании лентами.
- Какие виды техники вышивания лентами вы знаете?
- Что заменяет вышивка шелковыми ленточками?
5. Домашнее задание: учить конспект, выполнить самостоятельно цветок ипомеи.