Математический вечер "Интеллектуальное казино"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Математический вечер "Интеллектуальное казино" предназначен для учащихся 10-11 классов. В заданиях использованы вопросы из истории математики и экономические задачи, связанные с деньгами, прибылью, доходами.

Цель: способствовать развитию математического мышления, познавательной и творческой активности учащихся; формировать у учащихся интереса к математике; расширять знание учащихся по математике.

В "Интеллектуальном казино" принимают участие 7-10 человек, каждый играет сам за себя за исключением в тайме "Черный ящик", где учащиеся играют парами.

Оформление зала: на стендах вывешиваются плакаты с математическими кроссвордами; места для участников; на сцене цитата "Среди равных углов при одинаковости прочих условий превосходит тот, кто знает математику" (Б, Паскаль). Вечер начинается, под музыку выходят участники.

Ход вечера

Ведущий: Добрый день, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем интеллектуальном казино.

Наше казино - это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, - деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в "один ум" : Помните? Как говорится: "Один ум хорошо, а два лучше": А их у вас, дорогие игроки, "умов" сегодня будет ровно пять у каждого. Причем в течении игры вы сможете как увеличить свое "умственное состояние", так и стать банкротом, потеряв все свои таланты. В игре вас ждут вопросы из математики. Я называю вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны будете сделать ставку в "один ум"! Другой участник может увеличить ставку, тем самым получит право отвечать на вопрос. В случае удачи ваша ставка удваивается, вы зарабатываете еще "один ум". Если же вы ошибаетесь - и тогда не отчаивайтесь - ваши "умы" пополнять кассу нашего веселого казино. Как видите, условия игры просты: я даю вопрос и даю три варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и сделать ставку.

Вопрос 1: Кто смелый? Делаем ставки!

Мастерица связала свитер и продала его за 100 руб. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 20 руб. за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 10 руб.

а) 10 руб.

б) 30 руб.*

в) 40 руб.

Вопрос 2: Итак делаем ставки!

Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот костюм, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5? Т.е. 1 доллар = 5,5 франков.

а) 550 франков

б) 505 франков

в) 605 франков*

Вопрос 3: Кто хочет попытать счастье? Делаем ставки!

Лиса купила у пчел 100кг меда за 1000 руб., а на рынке стала продавать его по 12 руб. за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мед?

а) 200 руб.*

б) 120 руб.

в) 220 руб.

Вопрос 4: Желающих прошу делать ставки!

Сколько недель в году?

а) 48 недель

б) 50 недель

в) 52 недели*

Вопрос 5: Кто самый быстрый? Делаем ставки.

Когда Алиса вошла в Лес Забывчивости, она забыла не все, а лишь кое-что. Она часто забывала, как ее зовут, но особенно ей легко удавалось забывать дни недели. Лев и Единорог частенько наведывались в Лес Забывчивости. Странные это были существа. Лев лгал по понедельникам, вторникам и средам и говорил правду во все остальные дни недели. Единорог же вел себя иначе: он лгал по четвергам, пятницам и субботам и говорил правду во все остальные дни недели.

Однажды Алиса повстречала Льва и Единорога, отдыхающих под деревом. Те высказали следующие утверждения.

Лев: Вчера был один из тех дней, когда я лгу.

Единорог: Вчера был один из тех дней, когда я тоже лгу.

Из этих двух высказываний Алиса (девочка она умная) сумела вывести, какой день недели был вчера. Что это был за день?

а) четверг*

б) пятница

в) среда

Вопрос 6: Быстренько думаем и делаем ставки!

Слово которым обозначается эта фигура в переводе с греческого означает "натянутая тетива". Что это?

а) треугольник

б) гипотенуза*

в) луч

Вопрос 7: Не забываем делать ставки!

Сколько цифр "9" в ряду чисел от 1 до 100?

а) 11

б) 16

в) 20*

Вопрос 8: Не боитесь рисковать, риск оправданное дело. Делаем ставки!

Два мальчика решили купить книгу. Одному из них не хватало 5 руб., а второму - 1 руб. Они сложили деньги, но их все равно не хватало. Сколько стоила книга?

а) 4 руб.

б) 6 руб.

в) 5 руб.*

Вопрос 9: Веселее делаем ставки!

Фермер продает лошадь по числу по числу подковных гвоздей, которых у нее 16. За первый гвоздь он просит 10 руб., за второй - 20 руб., за третий - 40 руб. и т.д., т.е. за каждый следующий вдвое больше, чем за предыдущий. Спрашивается, во сколько фермер оценивает лошадь?

а) 635350 руб.*

б) 327680 руб.

в) 548460 руб.

Вопрос 10: Кто смелый? Делаем ставки!

Вы продаете лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакана лимонада составляют 30 коп. По цене 60 коп. можно реализовать 130 стаканов в вдень, а по цене 50 коп. - 200 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли?

а) 60 коп.

б) 50 коп.*

Вопрос 11: Желающие "разбогатеть" смелее делаем ставки! Человек разглядывает портрет. "Чей это портрет вы рассматриваете?" - спрашивают у него, и он отвечает: "В семье я рос один как перст, один. И все же отец того, кто на портрете, - сын моего отца (вы не ослышались, все верно - сын!). Чей портрет разглядывает человек?

а) отца

б) сына*

в) брата

Вопрос 12: У четверых братьев 45 руб. Если деньги первого увеличить на 2 руб., деньги второго уменьшить на 2 руб., у третьего увеличить вдвое, а у четвертого уменьшить вдвое, то у всех братьев денег окажется поровну. Сколько денег у каждого?

а) у 1-го - 8 руб.; у 2-го - 12 руб.; у 3-го - 5 руб.; у 4-го - 20 руб.*

б) у 1-го - 10 руб.; у 2-го - 14 руб.; у 3-го - 4 руб.; у 4-го - 16 руб.

в) у 1-го - 6 руб.; у 2-го - 10 руб.; у 3-го - 5 руб.; у 4-го - 15 руб.

Вопрос 13: Быстрее делаем ставки, а то разоритесь!

Это название происходит от двух латинских слов "дважды" и "секу", буквально "рассекающиеся на две части". О чем идет речь?

а) прямая на плоскости

б) диаметр

в) биссектриса*

Вопрос 14: Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 руб. за газету и стали продавать их по 5 руб. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?

а) 500 руб.

б) 200 руб.*

в) 300 руб.

Вопрос 15: Кто еще раз хочет попытать счастье? Делаем ставки!

Какое известное число зашифровано с следующем стихотворении:

Двадцать две совы скучали
На больших сухих суках.
Двадцать две совы мечтали
О семи больших мышах.
О мышах довольно юрких,
В аккуратных серых шкурках.
Слюнки капали с усов
У огромных серых сов.

а)

б) * (Архимедово приближение числа пи )

в) e

Вопрос 16: Кому же в последний раз улыбнется удача? Делаем ставки!

Слово, которым обозначается эта формула, в переводе с греческого означает "натянутая тетива". Что это?

а) отрезок

б) медиана

в) гипотенуза*

Следующий тайм называется "Черный ящик". Это задание рассчитано на пару участников, попрошу разделиться на пары. Вопрос обсуждают вдвоем ровно 15 сек., кто-то один дает ответ. Если ответ правильный, то каждый участник получает по столько "умов" на сколько была сделана ставка. Внимание "черный ящик"!

В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе "игральная кость". Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике? (кубик)

Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое и по ныне используется в быту. Что в черном ящике? (винт Архимеда, используется в мясорубке)

Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она? Чей портрет лежит в черном ящике? (С.В. Ковалевская)

Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. По нему учился М.В. Ломоносов, называвший его "вратами учености". Именно в нем впервые на русском языке выведены понятия "частное", "произведение", "делитель". Иллюстрация какого учебника находится в черном ящике и кто его автор? ("Арифметика" Л.Ф. Магнитского)

Я объявляю первый и последний "таинственный" аукцион нашей игры. Кто мне скажет, что значит выражение "купить кота в мешке?" (Получить неизвестное). Аукцион "Кот в мешке". Распродажа с молотка начинается.

Кот № 1: В мешке то, что есть у каждого отличника. У хорошиста же она может и не быть : ("5")

Кот № 2: В мешке находится прибор, появившийся в 12 в., применяемый и поныне, несколько усовершенствованный. Артист цирка носил псевдоним, совпадающий с названием прибора. Как называется прибор и какой артист цирка носил этот псевдоним? (карандаш)

Кот № 3: В мешке лежит то, что индийцы называли "сунья", арабские математики "сифр". Как мы называем его сейчас? (нуль)

Кот № 4:

Сегодня ты о них мечтал,
Их кто-то нынче потерял,
Без них тебе не обойтись?
Тогда плати и не скупись! (5-умов)

Теперь нам остается подсчитать у кого больше "умов" и наградить счастливчика. А пока, дорогие друзья, в нашем казино звучит музыка, прошу танцевать всех.