Математический вечер "Интеллектуальное казино" предназначен для учащихся 10-11 классов. В заданиях использованы вопросы из истории математики и экономические задачи, связанные с деньгами, прибылью, доходами.
Цель: способствовать развитию математического мышления, познавательной и творческой активности учащихся; формировать у учащихся интереса к математике; расширять знание учащихся по математике.
В "Интеллектуальном казино" принимают участие 7-10 человек, каждый играет сам за себя за исключением в тайме "Черный ящик", где учащиеся играют парами.
Оформление зала: на стендах вывешиваются плакаты с математическими кроссвордами; места для участников; на сцене цитата "Среди равных углов при одинаковости прочих условий превосходит тот, кто знает математику" (Б, Паскаль). Вечер начинается, под музыку выходят участники.
Ход вечера
Ведущий: Добрый день, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем интеллектуальном казино.
Наше казино - это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, - деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в "один ум" : Помните? Как говорится: "Один ум хорошо, а два лучше": А их у вас, дорогие игроки, "умов" сегодня будет ровно пять у каждого. Причем в течении игры вы сможете как увеличить свое "умственное состояние", так и стать банкротом, потеряв все свои таланты. В игре вас ждут вопросы из математики. Я называю вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны будете сделать ставку в "один ум"! Другой участник может увеличить ставку, тем самым получит право отвечать на вопрос. В случае удачи ваша ставка удваивается, вы зарабатываете еще "один ум". Если же вы ошибаетесь - и тогда не отчаивайтесь - ваши "умы" пополнять кассу нашего веселого казино. Как видите, условия игры просты: я даю вопрос и даю три варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и сделать ставку.
Вопрос 1: Кто смелый? Делаем ставки!
Мастерица связала свитер и продала его за 100 руб. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 20 руб. за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 10 руб.
а) 10 руб.
б) 30 руб.*
в) 40 руб.
Вопрос 2: Итак делаем ставки!
Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот костюм, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5? Т.е. 1 доллар = 5,5 франков.
а) 550 франков
б) 505 франков
в) 605 франков*
Вопрос 3: Кто хочет попытать счастье? Делаем ставки!
Лиса купила у пчел 100кг меда за 1000 руб., а на рынке стала продавать его по 12 руб. за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мед?
а) 200 руб.*
б) 120 руб.
в) 220 руб.
Вопрос 4: Желающих прошу делать ставки!
Сколько недель в году?
а) 48 недель
б) 50 недель
в) 52 недели*
Вопрос 5: Кто самый быстрый? Делаем ставки.
Когда Алиса вошла в Лес Забывчивости, она забыла не все, а лишь кое-что. Она часто забывала, как ее зовут, но особенно ей легко удавалось забывать дни недели. Лев и Единорог частенько наведывались в Лес Забывчивости. Странные это были существа. Лев лгал по понедельникам, вторникам и средам и говорил правду во все остальные дни недели. Единорог же вел себя иначе: он лгал по четвергам, пятницам и субботам и говорил правду во все остальные дни недели.
Однажды Алиса повстречала Льва и Единорога, отдыхающих под деревом. Те высказали следующие утверждения.
Лев: Вчера был один из тех дней, когда я лгу.
Единорог: Вчера был один из тех дней, когда я тоже лгу.
Из этих двух высказываний Алиса (девочка она умная) сумела вывести, какой день недели был вчера. Что это был за день?
а) четверг*
б) пятница
в) среда
Вопрос 6: Быстренько думаем и делаем ставки!
Слово которым обозначается эта фигура в переводе с греческого означает "натянутая тетива". Что это?
а) треугольник
б) гипотенуза*
в) луч
Вопрос 7: Не забываем делать ставки!
Сколько цифр "9" в ряду чисел от 1 до 100?
а) 11
б) 16
в) 20*
Вопрос 8: Не боитесь рисковать, риск оправданное дело. Делаем ставки!
Два мальчика решили купить книгу. Одному из них не хватало 5 руб., а второму - 1 руб. Они сложили деньги, но их все равно не хватало. Сколько стоила книга?
а) 4 руб.
б) 6 руб.
в) 5 руб.*
Вопрос 9: Веселее делаем ставки!
Фермер продает лошадь по числу по числу подковных гвоздей, которых у нее 16. За первый гвоздь он просит 10 руб., за второй - 20 руб., за третий - 40 руб. и т.д., т.е. за каждый следующий вдвое больше, чем за предыдущий. Спрашивается, во сколько фермер оценивает лошадь?
а) 635350 руб.*
б) 327680 руб.
в) 548460 руб.
Вопрос 10: Кто смелый? Делаем ставки!
Вы продаете лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакана лимонада составляют 30 коп. По цене 60 коп. можно реализовать 130 стаканов в вдень, а по цене 50 коп. - 200 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли?
а) 60 коп.
б) 50 коп.*
Вопрос 11: Желающие "разбогатеть" смелее делаем ставки! Человек разглядывает портрет. "Чей это портрет вы рассматриваете?" - спрашивают у него, и он отвечает: "В семье я рос один как перст, один. И все же отец того, кто на портрете, - сын моего отца (вы не ослышались, все верно - сын!). Чей портрет разглядывает человек?
а) отца
б) сына*
в) брата
Вопрос 12: У четверых братьев 45 руб. Если деньги первого увеличить на 2 руб., деньги второго уменьшить на 2 руб., у третьего увеличить вдвое, а у четвертого уменьшить вдвое, то у всех братьев денег окажется поровну. Сколько денег у каждого?
а) у 1-го - 8 руб.; у 2-го - 12 руб.; у 3-го - 5 руб.; у 4-го - 20 руб.*
б) у 1-го - 10 руб.; у 2-го - 14 руб.; у 3-го - 4 руб.; у 4-го - 16 руб.
в) у 1-го - 6 руб.; у 2-го - 10 руб.; у 3-го - 5 руб.; у 4-го - 15 руб.
Вопрос 13: Быстрее делаем ставки, а то разоритесь!
Это название происходит от двух латинских слов "дважды" и "секу", буквально "рассекающиеся на две части". О чем идет речь?
а) прямая на плоскости
б) диаметр
в) биссектриса*
Вопрос 14: Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 руб. за газету и стали продавать их по 5 руб. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?
а) 500 руб.
б) 200 руб.*
в) 300 руб.
Вопрос 15: Кто еще раз хочет попытать счастье? Делаем ставки!
Какое известное число зашифровано с следующем стихотворении:
Двадцать две совы скучали
На больших сухих суках.
Двадцать две совы мечтали
О семи больших мышах.
О мышах довольно юрких,
В аккуратных серых шкурках.
Слюнки капали с усов
У огромных серых сов.
а)
б) * (Архимедово приближение числа пи )
в) e
Вопрос 16: Кому же в последний раз улыбнется удача? Делаем ставки!
Слово, которым обозначается эта формула, в переводе с греческого означает "натянутая тетива". Что это?
а) отрезок
б) медиана
в) гипотенуза*
Следующий тайм называется "Черный ящик". Это задание рассчитано на пару участников, попрошу разделиться на пары. Вопрос обсуждают вдвоем ровно 15 сек., кто-то один дает ответ. Если ответ правильный, то каждый участник получает по столько "умов" на сколько была сделана ставка. Внимание "черный ящик"!
В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе "игральная кость". Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике? (кубик)
Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое и по ныне используется в быту. Что в черном ящике? (винт Архимеда, используется в мясорубке)
Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она? Чей портрет лежит в черном ящике? (С.В. Ковалевская)
Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. По нему учился М.В. Ломоносов, называвший его "вратами учености". Именно в нем впервые на русском языке выведены понятия "частное", "произведение", "делитель". Иллюстрация какого учебника находится в черном ящике и кто его автор? ("Арифметика" Л.Ф. Магнитского)
Я объявляю первый и последний "таинственный" аукцион нашей игры. Кто мне скажет, что значит выражение "купить кота в мешке?" (Получить неизвестное). Аукцион "Кот в мешке". Распродажа с молотка начинается.
Кот № 1: В мешке то, что есть у каждого отличника. У хорошиста же она может и не быть : ("5")
Кот № 2: В мешке находится прибор, появившийся в 12 в., применяемый и поныне, несколько усовершенствованный. Артист цирка носил псевдоним, совпадающий с названием прибора. Как называется прибор и какой артист цирка носил этот псевдоним? (карандаш)
Кот № 3: В мешке лежит то, что индийцы называли "сунья", арабские математики "сифр". Как мы называем его сейчас? (нуль)
Кот № 4:
Сегодня ты о них мечтал,
Их кто-то нынче потерял,
Без них тебе не обойтись?
Тогда плати и не скупись! (5-умов)
Теперь нам остается подсчитать у кого больше "умов" и наградить счастливчика. А пока, дорогие друзья, в нашем казино звучит музыка, прошу танцевать всех.