Цели: Знакомство с работой и устройством барометра-анероида и манометров.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Более глубокое изучение предмета с опорой на современные технологии и наглядность.
- Знакомство с приборами для измерения давления, устройством, принципом работы этих приборов и использовании их в жизни.
- Закрепление понимания факта, что атмосферное давление с высотой уменьшается.
- Воспитательные: Умение слушать друг друга и адекватно оценивать ответы.
- Развивающие:
- Развитие умений обобщать и делать выводы.
- Развитие навыка самостоятельного поиска знаний и практического их применения.
Оснащение урока.
- Мультимедийный компьютер с программой PowerPoint.
- Презентация «Барометр-анероид и манометры» Приложение.
- Приборы: барометр-анероид, жидкостный и металлический манометры.
Для создания презентаций использовались материалы учебника и информация, полученную в Интернете на сайте www.fizika.ru, в частности там были взяты картинки, вставленные в презентацию.
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Этап: повторение.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас урок-презентация. На предыдущих уроках вы убедились в том, что существует атмосферное давление, узнали что атмосферное давление можно измерить с помощью прибора изобретенного итальянским ученым Эванжеллиста Торричелли.
3. Этап: Барометр-анероид.
А теперь мы узнаем как устроен барометр-анероид.
Что же из себя представляет барометр-анероид и для чего он предназначен?
В практике для измерения атмосферного давления используют барометр-анероид. Его называют без жидкостным , потому что он не содержит ртути.
А теперь выясним как устроен этот прибор.
- корпус
- гофрированная коробочка
- стекло
- шкала
- пружинящая пластина
- стрелка
- ось
Откройте учебник на странице 105 и прочитайте устройство прибора.
А теперь рассмотрите вид сбоку и попробуйте назвать части прибора.
Ученик:
- металлическая коробочка с волнистой поверхностью.
- Пружина.
- Передаточный механизм
- Стрелка-указатель.
Одинаковое ли давление будет показывать барометр на первом и втором этаже нашей школы?
Ученик : Давление на первом этаже будет выше чем на втором этаже.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Ученик: С высотой давление уменьшается.
При подъеме на каждые 12 м давление уменьшается на 1 мм рт. ст. Поэтому их можно назвать высотомеры.
Учитель: А какое давление мы считаем нормальным? И чему оно равно?
Ученик: Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0°С, называется нормальным атмосферным давлением. Нормальное атмосферное давление равно 101 300 Па=1013 гПа.
Учитель: Ребята, рассмотрите шкалу барометра-анероида. Назовите предел измерения прибора.
Ученик: 720мм.рт.ст. – 780мм.рт.ст.
Учитель: Чему равна цена деления прибора?
Ученик: 1мм.рт.ст.
Учитель: Закройте глаза, слушайте меня и представьте то, о чем я буду говорить. Я буду загадывать вам загадки, тот, кто знает отгадку скажет ответ.
Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск.
(Молния, гром, дождь)
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Туча)
Цветное коромысло
Над лесом повисло.
(Радуга)
Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб.
Застучал в ворота.
Эй, откройте! Кто там?
(Ветер)
Летит – молчит,
Лежит – молчит.
Когда умрет, тогда заревет.
(Снег)
Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда – облака.
(Барометр)
Учитель: Чем объединены эти загадки?
Ученик: Речь идет об атмосферных явления.
Учитель: Все о чем шла речь в загадках существует на земле только потому, что земля обладает атмосферой. Но в Солнечной системе не все планеты имеют атмосферу.
Окрашен космос в черный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня,
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны,
И звезды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
В. П. Лепилов г. Астрахань.
4. Этап: Манометры.
Учитель: Переходим ко второй части урока. Манометры.
Манометры служат для измерения давлений больших или меньших атмосферного.
Манометры бывают 2 видов: жидкостные и металлические. Рассмотрим устройство жидкостного манометра.
- Двухколенная стеклянная трубка.
- Резиновая трубка.
- Шкала.
Принцип действия жидкостного манометра.
Чем глубже погружают в жидкость коробочку, тем больше становится разность высот столбов жидкости в коленах манометра, тем, следовательно, и больше давление производит жидкость.
Учитель: Откройте учебник на странице 109 и прочитайте устройство металлического манометра. И расскажите принцип его работы.
Ученик: При увеличении давления трубка выпрямляется.
При уменьшении давления трубка благодаря своей упругости возвращается в прежнее положение, а стрелка - к нулевому делению шкалы.
5. Этап – Закрепление.
Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили тему. Приготовьте листочки, подпишите и пронумеруйте от 1 до 10. Писать только окончание предложения.
Понятийный диктант.
1. Металлический барометр, в переводе с греческого – безжидкостный – называется ….… анероид
- Цифрой 2 на рисунке обозначена …гофрированная коробочка
- Цифрой 4 на рисунке обозначена …шкала
- Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0°С, называется …нормальным
- Давление атмосферы уменьшается на 1 мм при подъеме на каждые …12 м
- Прибор для измерения давлений больше или меньше атмосферного называется …манометр
- В сосуде на рисунке В давление … атмосферного меньше
- Манометр на рисунке называется …металлическим
- Цифрой 1 на рисунке обозначена …Металлическая трубка
- Цифрой 3 на рисунке обозначена …стрелка
В конце урока листочки собираются, и проводится самопроверка по готовым ответам на экране. Кто ответил на 5? На 4?
6. Этап – Итог урока.
Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с приборами для измерения давления. Назовите эти приборы?
Ученик: Барометр и манометр.
Учитель: Выберите из 4 предложенных слов два, которые относятся к барометрам.
Ученик: Анероид и Торричелли
Учитель: . Как вы думаете, какой из них удобнее в использовании? Почему?
Ученик: Барометр- анероид.
Учитель: Какие вы знаете манометры?
Ученик: Жидкостный и металлический.
Учитель: Какой более практичный в использовании? Почему? Где в жизни вы встречали использование манометров?
Ученик: Измерение давления при наполнении газом баллонов, в пресса.
На этом урок закончен. Спасибо всем за работу, все сегодня на правильно отвечавшие получат оценку - отлично, остальные оценки будут уточнены после проверки диктанта.
7. Домашнее задание.
П. 43-45. Упр. 21 (2).