Урок по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных в середине и конце слова"

Разделы: Начальная школа


Данный урок можно использовать как интегрированный в разных системах обучения. Я на протяжении многих лет придерживаюсь своей собственной методики обучения, которая позволяет детям более полно усваивать учебный материал. На своих уроках, по мере возможности, ввожу и использую современные методы и технические средства обучения, чтобы привлечь внимание учеников и сделать урок интереснее.

Цель:

  • обучение правописанию слов с глухими и звонкими согласными в корне и в конце слов,
  • развитие умения сопоставлять произношение и написание слов,
  • развивать навык грамотного письма, внимание,
  • закрепить гигиенические навыки письма.
  • расширение знаний о возникновении некоторых слов,
  • продолжение знакомства с этимологическим словарем,
  • обогащение знаний о птицах.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы, целей урока (СЛАЙД1).

II. Минутка чистописание.

В В вв

В З в в В З в в

III. Словарная работа.

А) Запиши:

- как называется маленькая птичка с серовато-коричневым оперением, обычно живущая около жилища человека (воробей)

- как в переносном значении называют болтливого человека (сорока)

- птица с черным или серым оперением (о рассеянном, невнимательном человеке) (ворона)

- этот месяц год кончает, а зиму начинает (декабрь)

- одна из четырех сторон света и направление противоположное югу, антоним к слову "юг" (север)

- крестьянское селение, в котором дома чаще всего деревянные (деревня)

Б) Проверить написание слов и, употребив все слова, составить устный рассказ на какую-либо тему. (например: Птицы зимой.)

Работа по теме урока.

1. Людям издавна известно, откуда возникли названия различных предметов, откуда появилось слово. Многие слова, названия предметов в русском языке возникли из звукоподражания.

Вот, например слово "кукушка".

2. Прочитайте, как называют кукушку в разных странах.

Чех и --- кукача

Болгары --- куковица

Немцы --- кукук

Французы --- куку

Румыны --- Кук

Испанцы --- куко

Итальянцы - куколо (СЛАЙД2)

Сегодня на уроке мы узнаем, откуда произошли названия некоторых птиц.

3. Прочитать запись:

"Названия птиц появились не случайно. Русский народ обращал внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давал птице название" (СЛАЙД3)

- Найдите в последнем предложении слова с глухими и звонкими согласными на конце, подберите проверочные слова.

Важным для выбора птичьего имени оказывается время отлета или прилета птиц.

4. Запись под диктовку:

Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму.

- Найдите однокоренные слова, выделите корень, поставьте ударение.

- Какое слово является проверочным?

IV. Прочитайте загадку. Кто это?

Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ::::.. (снегири) (СЛАЙД 4,5)

- Какие еще однокоренные слова можно назвать к слову "снегирь"?

(снежок, снеговик, снежный, снегоход, снегурочка)

- Прочитайте загадку еще раз, постарайтесь ее запомнить.

- Запишите загадку по памяти.

Найдите в тексте несколько групп родственных слов.

Выпишите их в тетрадь, сравните написание корней.

Карточка 1.

Зяблик совсем не зябнет. Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, в "зяблое", как говорят в народе время. Поэтому и назвали зябликом. (СЛАЙД 6,7)

Многие птицы получили свое название за свое оперение, место жительства. Названия рассказывают о поведении, повадках.

Запись под диктовку:

Трясогузка живет около воды. Она постоянно покачивает хвостиком. Бежит волна, потряхивает хвостиком птичка. Попробуйте ее заметить, если перед глазами все колышется.

- Найти орфограммы, подчеркнуть их.

Карточка. 2

Небольшую серовато-бурую птичку назвали козодоем.

Неужели она умеет доить ко (з\с)

Птичка горихвостка так названа за свой интересный хвос (д\т) (СЛАЙД8,9,10)

(Дополнительный материал: читают или рассказывают дети.)

Козодой днем скрывается, а с наступлением темноты вылетает на охоту. Возвращается вечером стадо в деревню. Из-под ног животных вылетают вспуганные насекомые, а птичка тут как тут. Рот у нее огромный, как сачок. Много мошкары попадает туда. Люди думали, что птичка прилетает коз доить. Из-за этих глупых выдумок прогнали полезную птицу. А козодою молока не надо, ему насекомых подавай! Но название птицы так и осталось.

Е. Ильина.

Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, -
Это птичка-невеличка
Под кустом трясет хвостом.

Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит, -
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.

Да, действительно, у горихвостки очень интересный хвост: он красного цвета и все время подрагивает, будто горит.

Карточка 3

Серенькая птичка,
Пти..а - невели.. а.
Шеей вертишь ты вс.. гда.
Разве в этом есть нужда? (СЛАЙД 11,12)

- Как Вы думаете, почему такое название получила птичка, которую назвали вертишейка?

(Дополнительный материал.)

Вертишейка (вертиголовка) вьет гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться ее маленькими птенчиками, птичка сумеет защитить свое потомство. Она так мастерски изображает змею - вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Кому хочется близко познакомиться с разъяренной змеей.

V. Итог урока.

- Какую тему повторяли сегодня на уроке?

(правописание парных звонких и глухих согласных в корне и в конце слова)

- О каких птицах говорили, узнали о них интересное?

(о зяблике, горихвостке, вертишейке (вертиголовке), трясогузке, козодое, снегире)

Об этих птицах и еще о многих других рассказывается в "Этимологическом словаре".

Этимология (с греческого) - наука о значении и происхождении слов. (СЛАЙД 13)

Оценки за работу на уроке.

Всем спасибо!

Презентация