Данный урок можно использовать как интегрированный в разных системах обучения. Я на протяжении многих лет придерживаюсь своей собственной методики обучения, которая позволяет детям более полно усваивать учебный материал. На своих уроках, по мере возможности, ввожу и использую современные методы и технические средства обучения, чтобы привлечь внимание учеников и сделать урок интереснее.
Цель:
- обучение правописанию слов с глухими и звонкими согласными в корне и в конце слов,
- развитие умения сопоставлять произношение и написание слов,
- развивать навык грамотного письма, внимание,
- закрепить гигиенические навыки письма.
- расширение знаний о возникновении некоторых слов,
- продолжение знакомства с этимологическим словарем,
- обогащение знаний о птицах.
Оборудование:
- карточки
- этимологический словарь
- презентация. (Слайды 1-13)
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы, целей урока (СЛАЙД1).
II. Минутка чистописание.
В В вв
В З в в В З в в
III. Словарная работа.
А) Запиши:
- как называется маленькая птичка с серовато-коричневым оперением, обычно живущая около жилища человека (воробей)
- как в переносном значении называют болтливого человека (сорока)
- птица с черным или серым оперением (о рассеянном, невнимательном человеке) (ворона)
- этот месяц год кончает, а зиму начинает (декабрь)
- одна из четырех сторон света и направление противоположное югу, антоним к слову "юг" (север)
- крестьянское селение, в котором дома чаще всего деревянные (деревня)
Б) Проверить написание слов и, употребив все слова, составить устный рассказ на какую-либо тему. (например: Птицы зимой.)
Работа по теме урока.
1. Людям издавна известно, откуда возникли названия различных предметов, откуда появилось слово. Многие слова, названия предметов в русском языке возникли из звукоподражания.
Вот, например слово "кукушка".
2. Прочитайте, как называют кукушку в разных странах.
Чех и --- кукача
Болгары --- куковица
Немцы --- кукук
Французы --- куку
Румыны --- Кук
Испанцы --- куко
Итальянцы - куколо (СЛАЙД2)
Сегодня на уроке мы узнаем, откуда произошли названия некоторых птиц.
3. Прочитать запись:
"Названия птиц появились не случайно. Русский народ обращал внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давал птице название" (СЛАЙД3)
- Найдите в последнем предложении слова с глухими и звонкими согласными на конце, подберите проверочные слова.
Важным для выбора птичьего имени оказывается время отлета или прилета птиц.
4. Запись под диктовку:
Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму.
- Найдите однокоренные слова, выделите корень, поставьте ударение.
- Какое слово является проверочным?
IV. Прочитайте загадку. Кто это?
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ::::.. (снегири) (СЛАЙД 4,5)
- Какие еще однокоренные слова можно назвать к слову "снегирь"?
(снежок, снеговик, снежный, снегоход, снегурочка)
- Прочитайте загадку еще раз, постарайтесь ее запомнить.
- Запишите загадку по памяти.
Найдите в тексте несколько групп родственных слов.
Выпишите их в тетрадь, сравните написание корней.
Карточка 1.
Зяблик совсем не зябнет. Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, в "зяблое", как говорят в народе время. Поэтому и назвали зябликом. (СЛАЙД 6,7)
Многие птицы получили свое название за свое оперение, место жительства. Названия рассказывают о поведении, повадках.
Запись под диктовку:
Трясогузка живет около воды. Она постоянно покачивает хвостиком. Бежит волна, потряхивает хвостиком птичка. Попробуйте ее заметить, если перед глазами все колышется.
- Найти орфограммы, подчеркнуть их.
Карточка. 2
Небольшую серовато-бурую птичку назвали козодоем.
Неужели она умеет доить ко (з\с)
Птичка горихвостка так названа за свой интересный хвос (д\т) (СЛАЙД8,9,10)
(Дополнительный материал: читают или рассказывают дети.)
Козодой днем скрывается, а с наступлением темноты вылетает на охоту. Возвращается вечером стадо в деревню. Из-под ног животных вылетают вспуганные насекомые, а птичка тут как тут. Рот у нее огромный, как сачок. Много мошкары попадает туда. Люди думали, что птичка прилетает коз доить. Из-за этих глупых выдумок прогнали полезную птицу. А козодою молока не надо, ему насекомых подавай! Но название птицы так и осталось.
Е. Ильина.
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, -
Это птичка-невеличка
Под кустом трясет хвостом.Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит, -
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
Да, действительно, у горихвостки очень интересный хвост: он красного цвета и все время подрагивает, будто горит.
Карточка 3
Серенькая птичка,
Пти..а - невели.. а.
Шеей вертишь ты вс.. гда.
Разве в этом есть нужда? (СЛАЙД 11,12)
- Как Вы думаете, почему такое название получила птичка, которую назвали вертишейка?
(Дополнительный материал.)
Вертишейка (вертиголовка) вьет гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться ее маленькими птенчиками, птичка сумеет защитить свое потомство. Она так мастерски изображает змею - вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Кому хочется близко познакомиться с разъяренной змеей.
V. Итог урока.
- Какую тему повторяли сегодня на уроке?
(правописание парных звонких и глухих согласных в корне и в конце слова)
- О каких птицах говорили, узнали о них интересное?
(о зяблике, горихвостке, вертишейке (вертиголовке), трясогузке, козодое, снегире)
Об этих птицах и еще о многих других рассказывается в "Этимологическом словаре".
Этимология (с греческого) - наука о значении и происхождении слов. (СЛАЙД 13)
Оценки за работу на уроке.
Всем спасибо!