Внеклассное мероприятие "Маленькая родина моя - Удмуртия"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Расширение кругозора и представления об окружающем мире;
  • Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе родного края.
  • Развитие интереса к удмуртской литературе, национальному костюму, народному творчеству, традициям.
  • Знакомство с играми удмуртского народа, удмуртскими словами.
  • Развитие речи детей, мышления, внимания, памяти.

Класс: 2-3.

Продолжительность: 45 минут.

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, фонограммы заставок.

Оформление класса:

  • картины с государственной символикой Удмуртии, дата присоединения Удмуртии к России;
  • национальные костюмы у помощников;
  • предметы быта удмуртов, музыкальные инструменты;
  • таблички с удмуртскими словами: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста: (выставляются во время знакомства с ними);
  • куклы Лопшо Педунь и медведь;
  • цветок италмас для разучивания игры;
  • музыкальное сопровождение.

Авторские комментарии:

Презентацию можно использовать для фронтальной работы со всем классом (несколькими классами) на уроке или внеклассном мероприятии.

Звучит музыка, дети входят в класс.

- Добрый день, уважаемые гости, ребята!

Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей. (СЛАЙД 1)

Эти стихи написал наш замечательный удмуртский поэт Флор Васильев. Итак, вы догадались, что речь сегодня пойдет о нашей малой Родине- Удмуртии.

- Какой юбилей отмечает наша республика в этом году? (ответы).

Правильно, ребята! 450 лет назад наши предки - удмурты решили жить единой семьей в составе России. (СЛАЙД 2)

День рождения республики мы отмечаем 4 ноября.

- Сегодня, ребята, мы будем путешествовать по нашей маленькой Удмуртии. Это необычное путешествие, оно будет виртуальное, воображаемое. Мы познакомимся с легендарными героями удмуртских сказок и мифов, подышим воздухом наших лесов, зайдем в гости в удмуртскую избу, посмотрим, как жили удмурты в деревнях, выучим удмуртские слова. В конце путешествия мы посмотрим, кто был внимательным.

- А поможет нам путешествовать по воображаемому миру Удмуртии удмуртская девушка и весельчак - герой удмуртских сказок - Лопшо Педунь. (появляется кукла)

Л: Здравствуйте, ребята! Дечь бур!

Дети: Дечь бур!

Уч: Вы готовы отправиться в путешествие?

Д: Хором: ДА!

Уч: Тогда считаем до трех по-удмуртски: одык, кык, куинь!

Помимо Лапшо в удмуртских мифах и легендах живут и другие герои. Посмотрите на слайд. (СЛАЙД 3 Герои Мифов)

О них вы можете прочитать в книге "Мифы и легенды удмуртского народа"

Уч: А мы с Лопшо отправляемся дальше. (СЛАЙДЫ С ПРИРОДОЙ)

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы. (СЛАЙД 4)

Ты посмотри по сторонам
Все это - наше, это - нам:
И горы, и луга:
На сотни верст - леса, поля,
И все - удмуртская земля,
Где ни ступи нога! (СЛАЙД 5)

- Ребята, почему нашу Удмуртию называют "Край родниковый"?(СЛАЙД 6)

А вы знаете что такое родник, ключ?

- Какая там вода? Да, в водоемах должна быть чистая вода! Вода нужна для всего живого! Воду нужно беречь!

Воду любят и цветы. Без воды они жить не могут.

Представьте, что мы очутились с вами на лугу! Там растет огромное количество и травянистых и цветковых растений.

- Какой цветок является символом республики? (италмас) (СЛАЙД 7)

- Посмотрите какой он красивый! Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому не рвите этот цветок, а только любуйтесь его красотой!

А вот про купальницу я вам расскажу легенду. ...Жила-была красавица по имени Италмас "Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу - италмасами. Цветок - словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье. У нас за рекой Чепцой растут весной италмасы, но их тоже становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу. Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они растут.

Удмурты придумали игру с италмасом.

Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и водит!

- Давайте вспомним, какие растения кроме италмаса растут у нас в Удмуртии. (СЛАЙД)

"Мать-и-мачеха"

"Подорожник" возле дорог растет, раны залечивает.(порезник, ранник)

"Ромашка"

"Клевер" и др

Многие из них занесены, как и италмас в Красную книгу Удмуртии!

Эти растения нужно тоже беречь и охранять!

Хорошо на лугу, но мы покидаем с вами луг и отправляемся дальше.

Давайте скажем наши заветные слова: одык, кык, куинь!

Вот перед нами лес.

Также как и без цветов, без леса мы не проживем.

Что нам дает лес? (чистый воздух, хорошее настроение, дом для животных и растений, строительные материалы:) Берегите леса-это легкие нашей планеты, планета ими дышит.

Я думаю, что вы знаете как себя вести в лесу?

 В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд , отгадками являются названия деревьев. У нас должно получиться ключевое слово. (СЛАЙД С РАСТЕНИЯМИ)

Загадки к кроссворду

1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза)

2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)

3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Летом с него снег -
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)

8. В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка? (Рябина)

- Какое получили ключевое слово? Растения

МОЛОДЦЫ, знаете растения.

 О природе Удмуртии, животных, деревьях, птицах, растениях, написано много книг, стихов (выставка книг).

Писатель Виктор Туганаев написал книгу "Коля знает 50 растений, а ты?" Это рассказ о мальчике Коле, который любит природу, никогда не обижает животных.

Послушайте загадки и узнайте, о каком животном идет речь.

Уч:

Я, хозяин лесной,
Просыпаюсь я весной,
Под вьюги вой
Сплю в избушке снеговой. (медведь) (КУКЛА)

Медведь: Дечь бур, ребята! (сонно)

Уч: Дети, давайте поздороваемся с медведем!

Кто знает как по-удмуртски медведь? Гондыр.

- Деч бур, гондыр!

Медведь: - Разбудили вы меня! (сонно) Не доспал!

- Как называется моя избушка, где я сплю зимой?

- А сколько месяцев я сплю? (ответы детей)

Уч: Правильно, ребята, как только наступают холода, он ложиться спать в берлогу, хотя и шуба у него теплая. Может спать от 4-6 месяцев в берлоге.

- А чем питается медведь?

Медведь: Ну-ка, ну-ка ответьте.

(ответы детей) (коренья, малина, рыба, мед, даже орехи и грибы)

Медведь: А в берлоге что я кушаю? (ответы)

Уч: В народе говорят "Сосешь лапу"! Медведь за лето нагуливает жир, а в берлоге он его греет и подкармливает. На самом деле он лапу сосет от того, что на лапе нежная кожица, которая мерзнет зимой, а медведь ее греет.

Медведь: Ну, молодцы! Пошел я к себе, посплю еще немного, увидимся ! Дечь Лу! (зевая)

Дети: Дечь Лу гондыр! (табличка дечь лу)

Лопшо: Ой, в Удмуртии зверья разного полный лес!

Уч:А какие звери водятся в наших лесах?

Лопшо: Ха, каждый ребенок знает какие звери у нас в лесах водятся!

Уч: Ребята, а вы знаете? (ответы) (лисы, зайцы, волки, лоси, кабаны:)

(СЛАЙД С ЖИВОТНЫМИ)

Лопшо: Молодцы, все знаете! Тогда пойдем дальше!

Уч: Молодцы, ребята! Лопшо нас торопит! Мы покидаем лес.

Не забыли заветные слова, которые нас зовут в путь. Хором повторяем: одык, кык,куинь! (СЛАЙД)

Уч: Ребята, мы очутились с вами в настоящей удм. избе.

Посмотрите, какие интересные предметы находятся в нашей импровизированной избе. Здесь лежат: лапти, пестерь, туесок...половичок.

Пестерь - сумка-заплечная (дедушка "рюкзака"), сплетенная из бересты.

- Что такое береста? (кора березы - туй)

Из бересты можно было сделать множество предметов, например, туесок.

Туесок - емкость для продуктов. Хранили сыпучие продукты, даже солили капусту и грибы-рыжики, наливали молоко. Молоко не скисало, оставалось холодным даже в жару, а горячий суп оставался горячим долгое время. Пастухи брали в поле, на сенокос.

- В наши дни, какая посуда имеет такие же свойства? (термос)

Колыбелька из бересты по-удмуртски "мушко". У любого ребенка была такая же. Мама надевала ее за спину, и вперед, на грудь, если малыш плакал, рукой его гладила и успокаивала.

- Есть сейчас похожие сумки?

- Правильно, есть. Они называются "кенгуру". В них очень удобно носить малыша, особенно, когда мама вышла на прогулку или в лес:

В наши дни есть мастера, которые делают такие же предметы.

(СЛАЙД - ремесленники)

- А здесь ещё есть какие-то предметы. Что вы думаете это такое? /Дети отвечают/

- Верно музыкальные инструменты: трещётка, крезь, свистулька. кугиклы... (рассказ о них) дети их рассматривают.

Крезь - это самый главный музыкальный инструмент удмуртов. К сожалению, мастерство его изготовления было потеряно, и недавно стали возраждать этот инструмент. В Ижевске есть ансамбль музыкантов, играющих на таких инструментах.

- На какой русский инструмент он похож? (гусли) (СЛАЙД)

Уч: Лопшо любит веселиться. Сейчас мы попробуем создать собственный народный ансамбль.

(Давайте возьмем музыкальные инструменты. Слушайте внимательно музыку и попытайтесь сыграть на своих инструментах) (МУЗЫКА)

(Лопшо танцует на руке)

Лопшо: Молодцы порадовали вы меня! И на инструментах играть умеете!

Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу. (СЛАЙД)

Пусть уходит из мира тревога
Навсегда - на года и века.
Я - удмурт
Нас, удмуртов, немного.
Наша Родина невелика.

Мы побывали с вами на лугу, в лесу, в удм. избе. Вспомнили названия деревьев, цветов, животных, увидели предметы, которыми пользовались удмурты, узнали новые удм. слова.

Мы думаем, что вы открыли для себя что-то новое?

Сейчас мы с Лопшо проверим, какими вы внимательными были во время путешествия!

Ответьте на мои вопросы:

  1. О каком празднике нашей Республики мы говорили?
  2. Каких поэтов. писателей вы запомнили?
  3. Как называют весельчака в удмуртских сказках?
  4. Какие герои еще живут в удмуртских мифах и легендах?
  5. Какие деревья и растения вы запомнили?
  6. Какие предметы здесь лежат? (таблички с удм. названиями)
  7. Назовите цифры от 1 до 3 по-удмуртски.

Лопшо: Ну, ребятки, какие вы молодцы! Жаль с вами расставаться!

- Знаете, а вы приезжайте к нам с женой в гости в Игринский район, (СЛАЙД) в центр "Сибирский тракт".

(СЛАЙД)

- Мы вас встретим хлебом-солью, угостим перепечами. Жена моя их отменно готовит!

(СЛАЙД)

- А еще мы сходим в центр народного творчества. Я покажу вам, как наши мастера делают туески и другие предметы из бересты.

(СЛАЙД)

- А жена моя покажет как удмурты ткут ткань на ткацком станке.

- Приезжайте, будем рады!

- Зечь Лу, ребята!

Уч: -Зечь Лу Лапшо Педунь!

- Молодцы!

Спасибо всем за работу, до свидания!

Музыкальное сопровождение урока.

Источники:

  1. http://photo.mark-itt.ru
  2. http://www.floranimal.ru
  3. http://www.kamensky.ru
  4. http://www.photodreamstudio.ru
  5. http://www.distedu.ru
  6. www.animalworld.ru
  7. fotosbornik.ru/category/animals
  8. http://it-n.ru
  9. http://www.g-gift.ru
  10. http://www.darwin.museum.ru
  11. http://cobr.kts.ru