Цели:
- Расширение кругозора и представления об окружающем мире;
- Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе родного края.
- Развитие интереса к удмуртской литературе, национальному костюму, народному творчеству, традициям.
- Знакомство с играми удмуртского народа, удмуртскими словами.
- Развитие речи детей, мышления, внимания, памяти.
Класс: 2-3.
Продолжительность: 45 минут.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, фонограммы заставок.
Оформление класса:
- картины с государственной символикой Удмуртии, дата присоединения Удмуртии к России;
- национальные костюмы у помощников;
- предметы быта удмуртов, музыкальные инструменты;
- таблички с удмуртскими словами: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста: (выставляются во время знакомства с ними);
- куклы Лопшо Педунь и медведь;
- цветок италмас для разучивания игры;
- музыкальное сопровождение.
Авторские комментарии:
Презентацию можно использовать для фронтальной работы со всем классом (несколькими классами) на уроке или внеклассном мероприятии.
Звучит музыка, дети входят в класс.
- Добрый день, уважаемые гости, ребята!
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей. (СЛАЙД 1)
Эти стихи написал наш замечательный удмуртский поэт Флор Васильев. Итак, вы догадались, что речь сегодня пойдет о нашей малой Родине- Удмуртии.
- Какой юбилей отмечает наша республика в этом году? (ответы).
Правильно, ребята! 450 лет назад наши предки - удмурты решили жить единой семьей в составе России. (СЛАЙД 2)
День рождения республики мы отмечаем 4 ноября.
- Сегодня, ребята, мы будем путешествовать по нашей маленькой Удмуртии. Это необычное путешествие, оно будет виртуальное, воображаемое. Мы познакомимся с легендарными героями удмуртских сказок и мифов, подышим воздухом наших лесов, зайдем в гости в удмуртскую избу, посмотрим, как жили удмурты в деревнях, выучим удмуртские слова. В конце путешествия мы посмотрим, кто был внимательным.
- А поможет нам путешествовать по воображаемому миру Удмуртии удмуртская девушка и весельчак - герой удмуртских сказок - Лопшо Педунь. (появляется кукла)
Л: Здравствуйте, ребята! Дечь бур!
Дети: Дечь бур!
Уч: Вы готовы отправиться в путешествие?
Д: Хором: ДА!
Уч: Тогда считаем до трех по-удмуртски: одык, кык, куинь!
Помимо Лапшо в удмуртских мифах и легендах живут и другие герои. Посмотрите на слайд. (СЛАЙД 3 Герои Мифов)
О них вы можете прочитать в книге "Мифы и легенды удмуртского народа"
Уч: А мы с Лопшо отправляемся дальше. (СЛАЙДЫ С ПРИРОДОЙ)
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы. (СЛАЙД 4)
Ты посмотри по сторонам
Все это - наше, это - нам:
И горы, и луга:
На сотни верст - леса, поля,
И все - удмуртская земля,
Где ни ступи нога! (СЛАЙД 5)
- Ребята, почему нашу Удмуртию называют "Край родниковый"?(СЛАЙД 6)
А вы знаете что такое родник, ключ?
- Какая там вода? Да, в водоемах должна быть чистая вода! Вода нужна для всего живого! Воду нужно беречь!
Воду любят и цветы. Без воды они жить не могут.
Представьте, что мы очутились с вами на лугу! Там растет огромное количество и травянистых и цветковых растений.
- Какой цветок является символом республики? (италмас) (СЛАЙД 7)
- Посмотрите какой он красивый! Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому не рвите этот цветок, а только любуйтесь его красотой!
А вот про купальницу я вам расскажу легенду. ...Жила-была красавица по имени Италмас "Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу - италмасами. Цветок - словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье. У нас за рекой Чепцой растут весной италмасы, но их тоже становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу. Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они растут.
Удмурты придумали игру с италмасом.
Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и водит!
- Давайте вспомним, какие растения кроме италмаса растут у нас в Удмуртии. (СЛАЙД)
"Мать-и-мачеха"
"Подорожник" возле дорог растет, раны залечивает.(порезник, ранник)
"Ромашка"
"Клевер" и др
Многие из них занесены, как и италмас в Красную книгу Удмуртии!
Эти растения нужно тоже беречь и охранять!
Хорошо на лугу, но мы покидаем с вами луг и отправляемся дальше.
Давайте скажем наши заветные слова: одык, кык, куинь!
Вот перед нами лес.
Также как и без цветов, без леса мы не проживем.
Что нам дает лес? (чистый воздух, хорошее настроение, дом для животных и растений, строительные материалы:) Берегите леса-это легкие нашей планеты, планета ими дышит.
Я думаю, что вы знаете как себя вести в лесу?
В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд , отгадками являются названия деревьев. У нас должно получиться ключевое слово. (СЛАЙД С РАСТЕНИЯМИ)
Загадки к кроссворду
1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза)2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)4. Летом с него снег -
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)8. В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
- Какое получили ключевое слово? Растения
МОЛОДЦЫ, знаете растения.
О природе Удмуртии, животных, деревьях, птицах, растениях, написано много книг, стихов (выставка книг).
Писатель Виктор Туганаев написал книгу "Коля знает 50 растений, а ты?" Это рассказ о мальчике Коле, который любит природу, никогда не обижает животных.
Послушайте загадки и узнайте, о каком животном идет речь.
Уч:
Я, хозяин лесной,
Просыпаюсь я весной,
Под вьюги вой
Сплю в избушке снеговой. (медведь) (КУКЛА)
Медведь: Дечь бур, ребята! (сонно)
Уч: Дети, давайте поздороваемся с медведем!
Кто знает как по-удмуртски медведь? Гондыр.
- Деч бур, гондыр!
Медведь: - Разбудили вы меня! (сонно) Не доспал!
- Как называется моя избушка, где я сплю зимой?
- А сколько месяцев я сплю? (ответы детей)
Уч: Правильно, ребята, как только наступают холода, он ложиться спать в берлогу, хотя и шуба у него теплая. Может спать от 4-6 месяцев в берлоге.
- А чем питается медведь?
Медведь: Ну-ка, ну-ка ответьте.
(ответы детей) (коренья, малина, рыба, мед, даже орехи и грибы)
Медведь: А в берлоге что я кушаю? (ответы)
Уч: В народе говорят "Сосешь лапу"! Медведь за лето нагуливает жир, а в берлоге он его греет и подкармливает. На самом деле он лапу сосет от того, что на лапе нежная кожица, которая мерзнет зимой, а медведь ее греет.
Медведь: Ну, молодцы! Пошел я к себе, посплю еще немного, увидимся ! Дечь Лу! (зевая)
Дети: Дечь Лу гондыр! (табличка дечь лу)
Лопшо: Ой, в Удмуртии зверья разного полный лес!
Уч:А какие звери водятся в наших лесах?
Лопшо: Ха, каждый ребенок знает какие звери у нас в лесах водятся!
Уч: Ребята, а вы знаете? (ответы) (лисы, зайцы, волки, лоси, кабаны:)
(СЛАЙД С ЖИВОТНЫМИ)
Лопшо: Молодцы, все знаете! Тогда пойдем дальше!
Уч: Молодцы, ребята! Лопшо нас торопит! Мы покидаем лес.
Не забыли заветные слова, которые нас зовут в путь. Хором повторяем: одык, кык,куинь! (СЛАЙД)
Уч: Ребята, мы очутились с вами в настоящей удм. избе.
Посмотрите, какие интересные предметы находятся в нашей импровизированной избе. Здесь лежат: лапти, пестерь, туесок...половичок.
Пестерь - сумка-заплечная (дедушка "рюкзака"), сплетенная из бересты.
- Что такое береста? (кора березы - туй)
Из бересты можно было сделать множество предметов, например, туесок.
Туесок - емкость для продуктов. Хранили сыпучие продукты, даже солили капусту и грибы-рыжики, наливали молоко. Молоко не скисало, оставалось холодным даже в жару, а горячий суп оставался горячим долгое время. Пастухи брали в поле, на сенокос.
- В наши дни, какая посуда имеет такие же свойства? (термос)
Колыбелька из бересты по-удмуртски "мушко". У любого ребенка была такая же. Мама надевала ее за спину, и вперед, на грудь, если малыш плакал, рукой его гладила и успокаивала.
- Есть сейчас похожие сумки?
- Правильно, есть. Они называются "кенгуру". В них очень удобно носить малыша, особенно, когда мама вышла на прогулку или в лес:
В наши дни есть мастера, которые делают такие же предметы.
(СЛАЙД - ремесленники)
- А здесь ещё есть какие-то предметы. Что вы думаете это такое? /Дети отвечают/
- Верно музыкальные инструменты: трещётка, крезь, свистулька. кугиклы... (рассказ о них) дети их рассматривают.
Крезь - это самый главный музыкальный инструмент удмуртов. К сожалению, мастерство его изготовления было потеряно, и недавно стали возраждать этот инструмент. В Ижевске есть ансамбль музыкантов, играющих на таких инструментах.
- На какой русский инструмент он похож? (гусли) (СЛАЙД)
Уч: Лопшо любит веселиться. Сейчас мы попробуем создать собственный народный ансамбль.
(Давайте возьмем музыкальные инструменты. Слушайте внимательно музыку и попытайтесь сыграть на своих инструментах) (МУЗЫКА)
(Лопшо танцует на руке)
Лопшо: Молодцы порадовали вы меня! И на инструментах играть умеете!
Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу. (СЛАЙД)
Пусть уходит из мира тревога
Навсегда - на года и века.
Я - удмурт
Нас, удмуртов, немного.
Наша Родина невелика.
Мы побывали с вами на лугу, в лесу, в удм. избе. Вспомнили названия деревьев, цветов, животных, увидели предметы, которыми пользовались удмурты, узнали новые удм. слова.
Мы думаем, что вы открыли для себя что-то новое?
Сейчас мы с Лопшо проверим, какими вы внимательными были во время путешествия!
Ответьте на мои вопросы:
- О каком празднике нашей Республики мы говорили?
- Каких поэтов. писателей вы запомнили?
- Как называют весельчака в удмуртских сказках?
- Какие герои еще живут в удмуртских мифах и легендах?
- Какие деревья и растения вы запомнили?
- Какие предметы здесь лежат? (таблички с удм. названиями)
- Назовите цифры от 1 до 3 по-удмуртски.
Лопшо: Ну, ребятки, какие вы молодцы! Жаль с вами расставаться!
- Знаете, а вы приезжайте к нам с женой в гости в Игринский район, (СЛАЙД) в центр "Сибирский тракт".
(СЛАЙД)
- Мы вас встретим хлебом-солью, угостим перепечами. Жена моя их отменно готовит!
(СЛАЙД)
- А еще мы сходим в центр народного творчества. Я покажу вам, как наши мастера делают туески и другие предметы из бересты.
(СЛАЙД)
- А жена моя покажет как удмурты ткут ткань на ткацком станке.
- Приезжайте, будем рады!
- Зечь Лу, ребята!
Уч: -Зечь Лу Лапшо Педунь!
- Молодцы!
Спасибо всем за работу, до свидания!
Музыкальное сопровождение урока.
Источники:
- http://photo.mark-itt.ru
- http://www.floranimal.ru
- http://www.kamensky.ru
- http://www.photodreamstudio.ru
- http://www.distedu.ru
- www.animalworld.ru
- fotosbornik.ru/category/animals
- http://it-n.ru
- http://www.g-gift.ru
- http://www.darwin.museum.ru
- http://cobr.kts.ru