Цели:
Материал:
- карта Дальнего Востока,
- карта Комсомольского района,
- алфавит Портрет Н. М. Пржевальского,
- иллюстрация памятника Е. П. Хабарова.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Закрепление по теме: "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"
- Ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с умением писать большую букву в именах, отчествах и фамилиях людей. Мы их называем?
-Дети: Именами собственными.
- Учитель: В нашем Хабаровском крае жили и трудились многие писатели и поэты, учёные и исследователи. Сейчас мы с вами запишем фамилии и имена некоторых из них.
Вы их должны найти в предложенном тексте.
А) В 1958 году, когда городу исполнилось 100 лет, на привокзальной площади поставили памятник первопроходцу Ерофею Павловичу Хабарову. (Показать памятник Ерофею Павловичу Хабарову, записать)
Б) Николаю Михайловичу Пржевальскому начальство поручило собрать сведения о числе селений на реке Уссури и о занятости местных жителей, уточнить ранее составленные карты территории. (Показать портрет, записать)
В) Поэт - дальневосточник Пётр Комаров написал:
Ни шороха, ни звука. Тишина
Осенней паутины поволока
И неба голубая вышина,
И, просека, зовущая, далёко.
Г)
Здесь я родился и вырос
Здесь мой родимый край
В Нижнем течении Амура
Родина всех нанай - писал Аким Самар.
Решив грамматическую задачу, вы узнаете фамилию дальневосточного писателя - натуралиста.
КУКУШКА ---КУШКА + ЧЕРЕНОК---ОК + КО
Кучеренко - 4сл., 9б., 9зв..
Задание: записать фамилию, звуко - буквенный анализ слова; подчеркнуть мягкие согласные.
Учитель: Знаменитый писатель - натуралист описал многих животных, обитающих в дальневосточной тайге.
3. Сообщение темы и цели урока.
(На доске физическая карта Дальнего Востока)
Учитель: Что вы видите на физической карте Дальнего Востока?
Дети: На карте мы видим реки, города, озёра.
Учитель: Почему они написаны с большой буквы?
Дети: Города, сёла, деревни тоже являются именами собственными.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики
(Слово написано на доске)
Топонимика - наука, которая занимается географическими названиями.
- Сегодня только начало этого путешествия: наш путь через города, сёла, деревни.
4. Упражнение в написании большой буквы в названиях городов, сел, посёлков.
А) Коллективная работа.
Как называется наша страна?
В каком крае мы живём?
Какие страны находятся недалеко от нас?
Назовите столицу России, а столицу нашего края?
Запишите предложение. Город Хабаровск - столица Хабаровского края.
Что вы знаете о Хабаровске?
(Устные ответы детей)
Б) Творческая работа.
Какой город находится недалеко от нашего сельского поселения?
(Комсомольск)
Запишите.
Как называется сельское поселение, в котором мы живём?
(Хурба)
Запишите.
Что вы знаете о нашем сельском поселении?
(Устные ответы учащихся).
Назовите свой домашний адрес. Какие слова напишите с большой буквы?
(Ответы учащихся)
В) Учитель: Мы сейчас отправимся в путешествие по городам и сёлам Хабаровского края.
Самый южный город Хабаровского края - (город Бикин)
Самый молодой город края. Расположен он от Комсомольска-на - Амуре в 60 км. На берегах реки Амур и озера Падали. - (город Амурск)
Возникновение этого посёлка связано с освоением Мяочанского оловорудного района. Развивался как населённый пункт Солнечного горно-обогатительного комбината. Ему исполнилось уже 30 лет. - (посёлок Солнечный)
Административный и культурный центр района им. Лазо, расположен на берегу р. Кия. - (Переясловка)
Этот город находится на северном берегу глубоководной бухты Ванина. - (Ванино).
Это село основано русскими переселенцами в 1859 году. Расположено на правом берегу Амура. Является административным центром Нанайского района. - (Троицкое)
Г) Работа по учебнику с. 96 упр. 156
(Взаимопроверка)
Д) Наше путешествие приближается к концу.
Вот наш дом - наш родной Комсомольский район. (Вывешивается карта Комсомольского района, на доске записаны названия некоторых сел и поселков.)
Задание:
Запишите в алфавитном порядке села и посёлки нашего района.
Молодёжный, Гайтер, Ягодный, Снежный, Новый Мир, Пивань, Картель, Бельго, Уктур.
5. Итог урока.
- Как пишутся названия стран, городов, сёл, деревень?
- Докажите почему названия стран, городов, сёл, деревень пишутся с большой буквы?
- Что нового вы узнали о Крае, в котором живем?
Д/ з стр. 96 упр. 155.