Урок русского языка (2-й класс). Программа "Школа - 2100". Тема: "Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • учить ребят получать удовольствие от собственных, пусть даже маленьких открытий;
  • развивать умение грамотно писать имена собственные;
  • воспитывать умение слушать и слышать другого, выражать свои мысли и чувства.

Материал:

  • карта Дальнего Востока,
  • карта Комсомольского района,
  • алфавит Портрет Н. М. Пржевальского,
  • иллюстрация памятника Е. П. Хабарова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Закрепление по теме: "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"

- Ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с умением писать большую букву в именах, отчествах и фамилиях людей. Мы их называем?

-Дети: Именами собственными.

- Учитель: В нашем Хабаровском крае жили и трудились многие писатели и поэты, учёные и исследователи. Сейчас мы с вами запишем фамилии и имена некоторых из них.

Вы их должны найти в предложенном тексте.

А) В 1958 году, когда городу исполнилось 100 лет, на привокзальной площади поставили памятник первопроходцу Ерофею Павловичу Хабарову. (Показать памятник Ерофею Павловичу Хабарову, записать)

Б) Николаю Михайловичу Пржевальскому начальство поручило собрать сведения о числе селений на реке Уссури и о занятости местных жителей, уточнить ранее составленные карты территории. (Показать портрет, записать)

В) Поэт - дальневосточник Пётр Комаров написал:

Ни шороха, ни звука. Тишина
Осенней паутины поволока
И неба голубая вышина,
И, просека, зовущая, далёко.

Г)

Здесь я родился и вырос
Здесь мой родимый край
В Нижнем течении Амура
Родина всех нанай - писал Аким Самар.

Решив грамматическую задачу, вы узнаете фамилию дальневосточного писателя - натуралиста.

КУКУШКА ---КУШКА + ЧЕРЕНОК---ОК + КО

Кучеренко - 4сл., 9б., 9зв..

Задание: записать фамилию, звуко - буквенный анализ слова; подчеркнуть мягкие согласные.

Учитель: Знаменитый писатель - натуралист описал многих животных, обитающих в дальневосточной тайге.

3. Сообщение темы и цели урока.

(На доске физическая карта Дальнего Востока)

Учитель: Что вы видите на физической карте Дальнего Востока?

Дети: На карте мы видим реки, города, озёра.

Учитель: Почему они написаны с большой буквы?

Дети: Города, сёла, деревни тоже являются именами собственными.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики

(Слово написано на доске)

Топонимика - наука, которая занимается географическими названиями.

- Сегодня только начало этого путешествия: наш путь через города, сёла, деревни.

4. Упражнение в написании большой буквы в названиях городов, сел, посёлков.

А) Коллективная работа.

Как называется наша страна?
В каком крае мы живём?
Какие страны находятся недалеко от нас?
Назовите столицу России, а столицу нашего края?

Запишите предложение. Город Хабаровск - столица Хабаровского края.

Что вы знаете о Хабаровске?

(Устные ответы детей)

Б) Творческая работа.

Какой город находится недалеко от нашего сельского поселения?

(Комсомольск)

Запишите.

Как называется сельское поселение, в котором мы живём?

(Хурба)

Запишите.

Что вы знаете о нашем сельском поселении?

(Устные ответы учащихся).

Назовите свой домашний адрес. Какие слова напишите с большой буквы?

(Ответы учащихся)

В) Учитель: Мы сейчас отправимся в путешествие по городам и сёлам Хабаровского края.

Самый южный город Хабаровского края - (город Бикин)

Самый молодой город края. Расположен он от Комсомольска-на - Амуре в 60 км. На берегах реки Амур и озера Падали. - (город Амурск)

Возникновение этого посёлка связано с освоением Мяочанского оловорудного района. Развивался как населённый пункт Солнечного горно-обогатительного комбината. Ему исполнилось уже 30 лет. - (посёлок Солнечный)

Административный и культурный центр района им. Лазо, расположен на берегу р. Кия. - (Переясловка)

Этот город находится на северном берегу глубоководной бухты Ванина. - (Ванино).

Это село основано русскими переселенцами в 1859 году. Расположено на правом берегу Амура. Является административным центром Нанайского района. - (Троицкое)

Г) Работа по учебнику с. 96 упр. 156

(Взаимопроверка)

Д) Наше путешествие приближается к концу.

Вот наш дом - наш родной Комсомольский район. (Вывешивается карта Комсомольского района, на доске записаны названия некоторых сел и поселков.)

Задание:

Запишите в алфавитном порядке села и посёлки нашего района.

Молодёжный, Гайтер, Ягодный, Снежный, Новый Мир, Пивань, Картель, Бельго, Уктур.

5. Итог урока.

  • Как пишутся названия стран, городов, сёл, деревень?
  • Докажите почему названия стран, городов, сёл, деревень пишутся с большой буквы?
  • Что нового вы узнали о Крае, в котором живем?

Д/ з стр. 96 упр. 155.