Важнейшую роль в формировании личности ученика как достойного гражданина, знатока, пользователя и создателя культурных ценностей и традиций России, Сибири и Красноярского края играет социализация молодого поколения края по месту рождения и проживания.
Утверждении учебного предмета "История Красноярского края" в школьном образовании позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении локальных, сибирских, российских, глобальных тенденций, в контексте отечественной и мировой истории и культуры.
Налицо актуальность задачи формирования мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формирования позитивного отношения к "Малой Родине".
Уникальность программы:
- отличительной чертой данной программы является то, что появляется больше возможностей для каждого школьника попробовать и проявить себя в реально предметно-практической деятельности, конкретных жизненных ситуациях.
Программа рассчитана:
Школьники Стойбинской средней школы 5-9 классы.
Цель:
- Воспитание чувства любви и уважения к краю, своей "Малой Родине"
- Формирование устойчивого интереса к истории края, своего села.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредствам овладения основами самостоятельной проектно-исследовательской и поисковой деятельности.
Задачи:
- Социализация молодого поколения по месту рождения.
- Возрождение сибирского самосознания как важнейшего фактора формирования духовных и нравственных основ личности.
- Формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация материала.
- Привитие интереса к истории, родного села через краеведческую работу.
Ожидаемые результаты:
Знать важнейшие этапы исторического развития Красноярского края, "Малой Родины", его традиции выдающихся исторических личностей в развитии Красноярского края, села.
Уметь выделять общее и особенное в истории развития края, своего села.
Мы прогнозируем, что выездные экскурсии и походы вызовут у детей уважение, доброе, гуманное, отношение к истории своего края, села. Будут способствовать адаптации и ассоциации детей, их толерантности, развитию коммунекативности.
Структура программы.
Структура программы представляет собой трехмодульную систему реализуемую на базах МОУ Стойбинская общеобразовательная средняя школа - Краеведческий музей с. Партизанское и г. Красноярск - общеобразовательная школа с. Степной Баджей.
Начало реализации программы Стойбинская средняя школа в течении 15 часов будет проведен "Образовательный модуль".
Далее "Туристско - краеведческий модуль" и " Туристко - спортивно -краеведческий модуль".
План - график реализации программы.
Название модуля | Место проведения | Срок | Ответственный |
1. Образовательный | Стойбинская средняя школа | Январь - апрель | Учитель истории |
2. Туристско - краеведческий | с. Партизанское г. Красноярск | Апрель | Работники Краеведческого музея. Учитель истории. |
3. Туристско- спортивно - краеведческий | с. Степной Баджей | Апрель - Май | Учитель истории, учитель географии. |
Программно - тематическое устройство модулей.
Образовательно - методическое и программное обеспечение разрабатывалось учителем истории Чагиновой Т.М. и учителем географии Брижинским М.И.
Программы модулей включают в себя развивающие и образовательные компоненты.
Образовательный модуль программы.
Цели: познавательный компонент включает в себя ознакомление учащихся с теорией "История Красноярского края"; с понятиями "Красноярский край", Малая Родина"; история моего села, история моей семьи.
План - график занятий
Урок | Тема, форма занятия | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационно - вводное занятие | История Красноярского края как предмет изучения | - Знакомит учащихся с целями, задачами,
условиями данного курса; - Уточняет временные рамки и место проведения занятий; - Организует и проводит беседу с учащимися по содержанию теории. |
- Усваивают информацию; - Выделяют содержание в соответствии с заданиями преподавателя |
2-3 | Малая родина Учебная лекция |
Топонимика как источник знаний о
прошлом родного края. Происхождение, названия населенного пункта в котором мы живем. История малой родины - часть истории родного края, Отечества, Знаменитые земляки. |
- Осуществляет теоретический анализ
содержания; - Обобщает содержание в виде содержательных блоков и выводов; - Соотносит содержание с возвратными особенностями учащихся; - Знакомит учащихся с планом лекции; - Осуществляет постановку учебных заданий, которые необходимо выполнить учащимся одновременно с прослушиванием лекционного материала. |
- Усваивают информацию; - Делают краткие записи содержания лекции; - Выполняют задания, поставленные преподавателем. |
4-5 | История моего села в истории моей
семьи. Лекционно - практическое занятие. |
- Откуда можно узнать о прошлом семьи; - Что могут рассказать имена, отчества, и фамилии; - Понятие "генеалогия", "генеалогическое древо". Моя родословная. Семейные реликвии и традиции, какие события прошлого отразились в истории моей семьи. |
- Осуществляет теоретический анализ
содержания; - Подготавливает раздаточный материал для изучения, содержания учащихся; - разрабатывает задания для практического применения полученных теоретических знаний; - Управляет и корректирует практическую деятельность учащихся. |
- Усваивают информацию; - Ведут записи в тетрадях; - Выполняют практические задания, усваивая элементы профессиона-льной деятельности. |
6-15 | Знаменитые люди Красноярья, мои
земляки. Лекционно - практические занятия. Экскурсии. |
- Казаки - основатели первых острогов. - Выдающиеся Губернаторы Енисейской губерни и Красноярского края. - Декабристы и их роль в истории Красноярского края. - Известные предприниматели и меценаты Енисейской губерни и Красноярского края. - Красноярцы, односельчане, герои Великой Отечественной войны, трудовые подвиги, Красноярцев земляков. |
- Осуществляет теоретический анализ
содержаний; - Осуществляет постановку учебных заданий, которые необходимо выполнить учащимся одновременно с прослушиванием лекционного материала. - Проверяет и оценивает выполненные учащимися задания. |
- Усваивают информацию, читают учебную
литературу, источники. -Отвечают на вопросы по содержанию изученных материалов; - Аргументиро-ванно высказывают свое мнение, замечания и выводы. |
Составление схемы маршрута от места
своего пребывания до Степного Баджея, г.
Красноярска, с. Партизанское. Общий инструктаж по технике безопасности. |
- Знакомство с маршрутом экскурсий и
планом похода; - Распределение обязанностей на время экскурсии, похода. Осмотр инвентаря; - Распределение обязанностей во время экскурсии, похода; - Правила дорожного движения; - Поведение в общественных местах, правила противопожарной безопасности. |
- Объяснение; - Организация повторения и проверка знаний дорожного движения, поведения в общественных местах. |
Слушают объяснения преподавателя, делают записи в тетрадях. |
"Туристко - Краеведческий модуль"
Задачи:
На социально - историческом материале Краеведческих музеев с. Партизанское и г. Красноярска познакомить учеников с "Историей Красноярского края и малой родины", моего села;
Научить учащихся воспринимать музейную информацию и музейные предметы, оценивать их как часть истории и культуры, познакомить с основами экскурсионной и поисковой деятельности.
Организация жизнедеятельности
Утро | День | Вечер |
1. Составление маршрута. | Посещение Краеведческого музея с. Партизанском. | |
2. Сбор участников экскурсии, отправка на автобусе до г. Красноярска составление маршрута экскурсии. | Посещение Краеведческого музея г. Красноярска. | Возвращение на автобусе с экскурсии из г. Красноярска до места назначения. |
"Туристко - спортивный - Краеведческий модуль"
Цель:
Активное использование природных и климатических условий для общего физического развития, формирование внутренней потребности гармонического взаимодействия с окружающей средой;
Формирование устойчивого интереса к важнейшим этапам исторического развития Красноярского края, малой родины.
Задачи:
Помочь подросткам осознать себя частью природы и научить его бережно относиться к ней;
Развивать коммуникативные навыки через коллективные дела.
Организация жизнедеятельности.
Утро | День | Вечер |
1. Сбор участников похода. Заезд на
автобусе с. Степной - Баджей. Составление схемы маршрута. |
1. Посещение музея с. Степной - Баджей. - Поход по дороги гражданской войны, с посещением пещер. - Разбивка лагеря. |
1. Возвращение на автобусе по маршруту до пункта отправления. |
Для реализации программы будут использованы ресурсы.
Человеческие (школьники, учителя);
Материальная и финансовая база (МОУ Стойбинской общеобразовательной средней школы);
Исторические, культурные и природные ресурсы территории.
Межведомственное взаимодействие по реализации программы (партнеры)
- Школьники;
- Краеведческий музей и его сотрудники г. Красноярска - с. Партизанское;
- Школа с. Степной - Баджей.