Образовательно-методическая программа "Большая малая родина"

Разделы: Внеклассная работа


Важнейшую роль в формировании личности ученика как достойного гражданина, знатока, пользователя и создателя культурных ценностей и традиций России, Сибири и Красноярского края играет социализация молодого поколения края по месту рождения и проживания.

Утверждении учебного предмета "История Красноярского края" в школьном образовании позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении локальных, сибирских, российских, глобальных тенденций, в контексте отечественной и мировой истории и культуры.

Налицо актуальность задачи формирования мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формирования позитивного отношения к "Малой Родине".

Уникальность программы:

- отличительной чертой данной программы является то, что появляется больше возможностей для каждого школьника попробовать и проявить себя в реально предметно-практической деятельности, конкретных жизненных ситуациях.

Программа рассчитана:

Школьники Стойбинской средней школы 5-9 классы.

Цель:

  • Воспитание чувства любви и уважения к краю, своей "Малой Родине"
  • Формирование устойчивого интереса к истории края, своего села.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредствам овладения основами самостоятельной проектно-исследовательской и поисковой деятельности.

Задачи:

  • Социализация молодого поколения по месту рождения.
  • Возрождение сибирского самосознания как важнейшего фактора формирования духовных и нравственных основ личности.
  • Формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация материала.
  • Привитие интереса к истории, родного села через краеведческую работу.

Ожидаемые результаты:

Знать важнейшие этапы исторического развития Красноярского края, "Малой Родины", его традиции выдающихся исторических личностей в развитии Красноярского края, села.

Уметь выделять общее и особенное в истории развития края, своего села.

Мы прогнозируем, что выездные экскурсии и походы вызовут у детей уважение, доброе, гуманное, отношение к истории своего края, села. Будут способствовать адаптации и ассоциации детей, их толерантности, развитию коммунекативности.

Структура программы.

Структура программы представляет собой трехмодульную систему реализуемую на базах МОУ Стойбинская общеобразовательная средняя школа - Краеведческий музей с. Партизанское и г. Красноярск - общеобразовательная школа с. Степной Баджей.

Начало реализации программы Стойбинская средняя школа в течении 15 часов будет проведен "Образовательный модуль".

Далее "Туристско - краеведческий модуль" и " Туристко - спортивно -краеведческий модуль".

План - график реализации программы.

Название модуля Место проведения Срок Ответственный
1. Образовательный Стойбинская средняя школа Январь - апрель Учитель истории
2. Туристско - краеведческий с. Партизанское г. Красноярск Апрель Работники Краеведческого музея. Учитель истории.
3. Туристско- спортивно - краеведческий с. Степной Баджей Апрель - Май Учитель истории, учитель географии.

Программно - тематическое устройство модулей.

Образовательно - методическое и программное обеспечение разрабатывалось учителем истории Чагиновой Т.М. и учителем географии Брижинским М.И.

Программы модулей включают в себя развивающие и образовательные компоненты.

Образовательный модуль программы.

Цели: познавательный компонент включает в себя ознакомление учащихся с теорией "История Красноярского края"; с понятиями "Красноярский край", Малая Родина"; история моего села, история моей семьи.

План - график занятий

Урок Тема, форма занятия Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационно - вводное занятие История Красноярского края как предмет изучения - Знакомит учащихся с целями, задачами, условиями данного курса;

- Уточняет временные рамки и место проведения занятий;

- Организует и проводит беседу с учащимися по содержанию теории.

- Усваивают информацию;

- Выделяют содержание в соответствии с заданиями преподавателя

2-3 Малая родина

Учебная лекция

Топонимика как источник знаний о прошлом родного края.

Происхождение, названия населенного пункта в котором мы живем.

История малой родины - часть истории родного края, Отечества, Знаменитые земляки.

- Осуществляет теоретический анализ содержания;

- Обобщает содержание в виде содержательных блоков и выводов;

- Соотносит содержание с возвратными особенностями учащихся;

- Знакомит учащихся с планом лекции;

- Осуществляет постановку учебных заданий, которые необходимо выполнить учащимся одновременно с прослушиванием лекционного материала.

- Усваивают информацию;

- Делают краткие записи содержания лекции;

- Выполняют задания, поставленные преподавателем.

4-5 История моего села в истории моей семьи.

Лекционно - практическое занятие.

- Откуда можно узнать о прошлом семьи;

- Что могут рассказать имена, отчества, и фамилии;

- Понятие

"генеалогия", "генеалогическое древо". Моя родословная. Семейные реликвии и традиции, какие события прошлого отразились в истории моей семьи.

- Осуществляет теоретический анализ содержания;

- Подготавливает раздаточный материал для изучения, содержания учащихся;

- разрабатывает задания для практического применения полученных теоретических знаний;

- Управляет и корректирует практическую деятельность учащихся.

- Усваивают информацию;

- Ведут записи в тетрадях;

- Выполняют практические задания, усваивая элементы профессиона-льной деятельности.

6-15 Знаменитые люди Красноярья, мои земляки.

Лекционно - практические занятия.

Экскурсии.

- Казаки - основатели первых острогов.

- Выдающиеся Губернаторы Енисейской губерни и Красноярского края.

- Декабристы и их роль в истории Красноярского края.

- Известные предприниматели и меценаты Енисейской губерни и Красноярского края.

- Красноярцы, односельчане, герои Великой Отечественной войны, трудовые подвиги, Красноярцев земляков.

- Осуществляет теоретический анализ содержаний;

- Осуществляет постановку учебных заданий, которые необходимо выполнить учащимся одновременно с прослушиванием лекционного материала.

- Проверяет и оценивает выполненные учащимися задания.

- Усваивают информацию, читают учебную литературу, источники.

-Отвечают на вопросы по содержанию изученных материалов;

- Аргументиро-ванно высказывают свое мнение, замечания и выводы.

  Составление схемы маршрута от места своего пребывания до Степного Баджея, г. Красноярска, с. Партизанское.

Общий инструктаж по технике безопасности.

- Знакомство с маршрутом экскурсий и планом похода;

- Распределение обязанностей на время экскурсии, похода. Осмотр инвентаря;

- Распределение обязанностей во время экскурсии, похода;

- Правила дорожного движения;

- Поведение в общественных местах, правила

противопожарной безопасности.

- Объяснение;

- Организация повторения и проверка знаний дорожного движения, поведения в общественных местах.

Слушают объяснения преподавателя, делают записи в тетрадях.

"Туристко - Краеведческий модуль"

Задачи:

На социально - историческом материале Краеведческих музеев с. Партизанское и г. Красноярска познакомить учеников с "Историей Красноярского края и малой родины", моего села;

Научить учащихся воспринимать музейную информацию и музейные предметы, оценивать их как часть истории и культуры, познакомить с основами экскурсионной и поисковой деятельности.

Организация жизнедеятельности

Утро День Вечер
1. Составление маршрута. Посещение Краеведческого музея с. Партизанском.  
2. Сбор участников экскурсии, отправка на автобусе до г. Красноярска составление маршрута экскурсии. Посещение Краеведческого музея г. Красноярска. Возвращение на автобусе с экскурсии из г. Красноярска до места назначения.

"Туристко - спортивный - Краеведческий модуль"

Цель:

Активное использование природных и климатических условий для общего физического развития, формирование внутренней потребности гармонического взаимодействия с окружающей средой;

Формирование устойчивого интереса к важнейшим этапам исторического развития Красноярского края, малой родины.

Задачи:

Помочь подросткам осознать себя частью природы и научить его бережно относиться к ней;

Развивать коммуникативные навыки через коллективные дела.

Организация жизнедеятельности.

Утро День Вечер
1. Сбор участников похода. Заезд на автобусе с. Степной - Баджей.

Составление схемы маршрута.

1. Посещение музея с. Степной - Баджей.

- Поход по дороги гражданской войны, с посещением пещер.

- Разбивка лагеря.

1. Возвращение на автобусе по маршруту до пункта отправления.

Для реализации программы будут использованы ресурсы.

Человеческие (школьники, учителя);

Материальная и финансовая база (МОУ Стойбинской общеобразовательной средней школы);

Исторические, культурные и природные ресурсы территории.

Межведомственное взаимодействие по реализации программы (партнеры)

  • Школьники;
  • Краеведческий музей и его сотрудники г. Красноярска - с. Партизанское;
  • Школа с. Степной - Баджей.